24 декабря 2024
Конгресс Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья впервые прошел в России. Он собрал свыше тысячи человек из 22 стран. Наиболее многочисленными оказались делегации из Хорватии, Финляндии, Нидерландов, Германии и России. Помимо европейских стран, в нем участвовали Китай, Индия, Объединенные Арабские Эмираты и др.
По словам президента Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья профессора Марины Кузман (Хорватия), такого большого количества участников никогда не было. Конгресс стал действительно крупным форумом и по числу присутствующих, и по разнообразию тематики, охватывающей широкий круг вопросов, сопряженных с образованием и охраной здоровья детей и молодежи, и по тому вниманию, которое было к нему приковано как с российской стороны, так и со стороны международных организаций. Приветственные адреса поступили от Государственной Думы РФ, Совета Федерации, заинтересованных министерств и даже от Президента РФ Дмитрия Медведева, где отмечалось, что для педагогов и специалистов в области педиатрии этот конгресс – хорошая возможность обменяться передовыми идеями, обсудить актуальные профессиональные проблемы и наметить новые пути совместной деятельности.
– Хоть мы и живем в разных странах с разными организационными системами, у большинства проблемы-то очень похожие, – сказала М.Кузман. – Отсутствует реальная политическая воля, желание что-то изменить, недостаточно мультидисциплинарное сотрудничество, ощущается дефицит школьных медиков. Поэтому очень важно продвигать охрану здоровья детей и подростков во всех европейских странах с особым акцентом на ее значимость для будущего нации.
Как подчеркнула представитель Европейского бюро ВОЗ V.Baltag, охрана здоровья молодежи – забота всего общества, а не только здравоохранения. Зачастую же все кивают друг на друга, и школьная медицина оказывается ничейной.
Общими проблемами для всех стран, как отмечалось на конгрессе, являются недостаточная эффективность физического воспитания в образовательных учреждениях и сложности с организацией качественного питания учащихся; ухудшение психического здоровья школьников и учащейся молодежи, требующее активизации работы в области психопрофилактики и психогигиены; недостаточная подготовка медицинских и педагогических кадров в сфере охраны здоровья детей. С трудностями материального, организационного и кадрового обеспечения сопряжено осуществление медицинского обслуживания дошкольников, школьников и студентов, в том числе вакцинопрофилактика. (Кстати, вакцинация сильно зависит от организации школьной медицины. Там, где школьная медицина сильна, там самый высокий процент охвата прививками.) Далеко не во всех образовательных учреждениях как в России, так и за рубежом достигнут надлежащий уровень санитарно-эпидемиологического благополучия. Все эти и другие вопросы стали предметом обсуждения на XVI конгрессе, название которого звучало как «Образование и здоровье с детства и до взрослой жизни».
Участники конгресса делились опытом друг с другом, пытались найти решения актуальных вопросов, а не только рассказывали об имеющихся трендах, демонстрировали результаты своих научных исследований. Во многих странах осуществляется разработка и внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий. Совершенствуются формы оказания медицинской и психологической помощи школьникам и студентам. Проводятся различные мероприятия по формированию здорового образа жизни, профилактике отклоняющегося от норм поведения. Получают всё большее распространение, в том числе и в России, клиники, дружественные молодежи. Усиливается работа по охране репродуктивного здоровья. Там, где она поставлена должным образом, заметны успехи. Мониторинг полового поведения показывает, что у студентов, имеющих правильную информацию о половой жизни, ситуация лучше, чем у тех, кто ее не имеет.
Словом, обсуждались проблемы физического и психофизического развития, роста хронических заболеваний, вопросы вакцинации (в контексте новых возможностей, таких, например, как вакцинация против вируса папилломы человека), образа жизни (правильное питание, физическая активность, злоупотребление различными веществами, сексуальное поведение и т.д.).
Доктор А.Saez (Испания) в своем выступлении, посвященном вопросам организации школьной медицины, напомнил, что 109 лет назад в С.-Петербурге происходило всё то же, только действующие лица были другими – проводился съезд гигиенистов. Заседали другие люди, но обсуждали те же вопросы, что и сейчас. Докладчик сделал экскурс в историю организации школьной медицины в своей стране, отметил важность формирования здорового образа жизни в школе.
Тематика конгресса простиралась от пренатального периода развития ребенка до студенческих лет. В центре внимания находились не только медицинские, но и психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания. Неоднократно подчеркивалось, что процесс развития ребенка начинается сразу после зачатия, то есть до появления на свет. А психолого-социальные проблемы составляют 30% всех проблем школьной медицины.
Огромное впечатление произвел доклад F.Feron из Нидерландов, который показал, насколько развитие ребенка тесно связано с развитием мозга. Стресс в раннем детстве приводит к задержке психического развития, сердечно-сосудистым нарушениям. Если ребенок переживал насилие, был не любим, это может передаваться другим поколениям. Раньше всё объяснялось с точки зрения психологии. Сейчас появились биологические доказательства.
Особый акцент на конгрессе был сделан на подростковом возрасте. з всех проблем в педиатрии проблема сохранения здоровья подростков – самая важная, – считает академик РАМН Александр Баранов. днако, по мнению V.Baltag, подростки часто оказываются на десятом месте, когда речь заходит о составлении программ охраны их здоровья.
С большим вниманием было выслушано сообщение Виктора Иванова о качестве жизни работающих подростков. Результаты исследования показывают, что если дети рано начинают работать, то ухудшается их здоровье, они чаще употребляют алкоголь и наркотики, меньше спят.
Swati Bhave (Индия) говорила о влиянии табакокурения на детей и подростков. По последним данным, мозг человека формируется только к 25 годам, а не к 18, как ранее считалось. А чем менее он зрелый, тем больше вероятность того, что курение, вызванное простым любопытством, перерастет в зависимость. Так, чтобы оказаться зависимым, для взрослых требуется два месяца потребления табака, а для подростков достаточно всего двух сигарет.
Bhave подчеркнула, что любые формы курения вредны. Если беременная женщина курит, зародыш поглощает дым, то у него чаще будет развиваться астма, дыхательные расстройства. Доказано, что курение родителей связано с развитием новообразований у детей.
Докладчик призвала коллег идти в школы и распространять знания, подчеркнув необходимость вырабатывать у детей умение сказать «нет» на предложение друзей закурить. Кроме того, важно научить подростков владеть своими чувствами, так как многие хватаются за сигарету, пытаясь убежать от проблем.
Интерес вызвало сообщение M.Martin из Финляндии об оказании помощи студентам, не умеющим контролировать свои эмоции, не способным понять, что эмоциональные реакции ведут к соматике.
По словам докладчика, соматическая симптоматика – визуальный образ, за которым стоит предупреждение о болезни. Зачастую студенты при психосоматической симптоматике обращаются к терапевту, к другим врачам, делают разные исследования, прежде чем попадают к психологу или психиатру.
– Способности самоуспокаиваться мы можем только научиться, с ней не рождаются, – подчеркнула M.Martin.
V.Baltag призвала обратить внимание на обучение школьного медицинского персонала. В некоторых странах его вообще нет или обучение школьной медицине не проводится, осуществляется только общая подготовка. А в некоторых, например в Бельгии, как сообщил в своем выступлении К.Hoppenbrouwers, университетская аспирантура для школьных врачей обязательна. Однако растет дефицит врачей и медицинских сестер в учреждениях по охране здоровья молодежи, немногие хотят специализироваться в этой области. Тем не менее делается всё, чтобы дети выросли здоровыми людьми.
– Мы должны обращать внимание на детерминанты, определяющие здоровье, – подчеркнул K.Hoppenbrouwers.
– Многие вопросы, такие как неравенство возможностей для развития детей в разных странах, не являются исключительно сферой ответственности сектора здравоохранения, но мы тоже можем внести свой вклад в улучшение ситуации, – отметила М.Кузман.
Говорили о новых стратегиях, технологиях (и о том, как важно их использовать), об укреплении межведомственного сотрудничества. Все признавали, что междисциплинарное взаимодействие организовать непросто, но всё же надо стремиться к нему.
На конгрессе прозвучал настоятельный призыв активно участвовать в научных исследованиях, заниматься такими вопросами, как отклонение от нормы, аномальное развитие, нормальный рост ребенка и т.д. На сегодняшний день отсутствие унифицированных методических подходов к оценке состояния здоровья детей и подростков не позволяет проводить сравнительный анализ показателей между странами.
Надо обмениваться знаниями, подчеркивали выступающие. Базы данных должны быть объединены.
Один из докладчиков посетовал на трудности в научном аспекте, на то, что сложно собрать доказательные данные. На что М.Кузман ответила:
– Наша задача непростая и никогда не была таковой. Школьная медицина является неизбежным, отправным пунктом для продвижения необходимости охраны здоровья подрастающего поколения.
По мнению М.Кузман, в России традиции школьной медицины очень давние и крепкие. Речь шла о том, как помочь странам, где этого нет, и как школьной медицине сотрудничать с другими секторами здравоохранения.
– Конгресс внес заметный вклад в развитие охраны и укрепления здоровья школьников и студентов, – высказал точку зрения председатель Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН профессор Владислав Кучма. – Я с большой пользой для себя провел эти дни на форуме.
Конгресс глазами участников
Вера Совребова:
– Я заведую дошкольно-школьным отделением поликлиники г. Зеленокумска Ставропольского края и исполняю обязанности директора межрайонного центра здоровья, поэтому этот конгресс для меня очень актуален, здесь всё взаимосвязано, всё – для меня. Получила ту информацию, которую и хотела, донесу ее до коллег, представителей органов образования, здравоохранения, а также родителей. Кстати, очень ярко и доходчиво докладчик из Бельгии показал роль семьи в воспитании ребенка. Как мамы и папы живут в семье, таково и здоровье детей.
Нина Перевозчикова:
– Поскольку я возглавляю кафедру поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней Кемеровской государственной медицинской академии, то школьная медицина – как раз наша тематика. Интересно было узнать, что нового появилось в этой области, в ногу ли мы идем с другими странами. Оказалось, в ногу.
Всегда полезно общаться со специалистами, обязательно приобретаешь знания. Очень понравился доклад Ферона, где он доказывает, что если мама испытывала насилие, то это на генетическом уровне передается следующим поколениям. Раньше об этом говорилось лишь на бытовом уровне. А здесь докладчик всё объяснил с научной точки зрения. И действительно, детям из интернатов создают прекрасные условия, их определяют в семьи, приемные родители вкладывают в них очень много, тем не менее в 15-16 лет с ними возникают большие проблемы, генетика все-таки берет свое.
Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru