Вы здесь

Больница жива больными

Более 50 центров специализированной лечебно-диагностической помощи, призванных обеспечить доступность дорогостоящих видов «высокой» медицины работникам ОАО «РЖД», членам их семей, пенсионерам отрасли, действуют сегодня на железных дорогах страны. Южно-Уральская магистраль - не единственная среди них, где от внедрения организационной новации (как правило, на уровне дорожных больниц), предложенной четыре с лишним года назад «Концепцией развития здравоохранения ОАО «РЖД» на период до 2010 г.», уже сполна ощутим социальный и экономический результат. Вместе с тем головное лечебное учреждение Южно-Уральской железной дороги - НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Челябинск», - один из наиболее интересных адресов тиражирования современных медицинских технологий в железнодорожной медицине. Всего за 3 года здесь были созданы один за другим 7 междорожных центров, за конкурентоспособность и привлекательность которых на региональном рынке медицинских услуг пациент проголосовал «ногами». В прошлом году на 625 койках больницы получили лечение 20 тыс. больных, что есть наивысший показатель за 75-летнюю историю челябинской «дорожки».

Междорожные специализированные центры - предмет беседы корреспондента «МГ» с главным врачом дорожной клинической больницы на станции Челябинск, кандидатом медицинских наук, заслуженным врачом РФ Георгием КУВАТОВЫМ.
 

- Несмотря на ежегодное нарастание денежных «инъекций» в Национальный проект «Здоровье» в части повышения доступности высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи, очереди пациентов на ее получение не становятся короче. Главным образом мешает нехватка мощностей, расширение которых и предусмотрено системной реформой в здравоохранении, в том числе за счет ввода новых центров высоких медицинских технологий. Только вот по неизбывной российской привычке тянуть резину не везде укладываются в сроки, определенные государственными контрактами, о чем периодически сообщают региональные СМИ. Между тем опыт создания междорожных специализированных медицинских центров подсказывает: не обязательно вначале медленно запрягать, чтобы потом быстро ездить...

- Я бы не стал проводить параллель между организацией центров высоких медицинских технологий в стенах дорожных больниц и строительством новых специализированных клиник в территориях, тем более федерального уровня. По финансовым затратам, планируемым объемам лечебной работы это разновеликие вещи. Хотя подходы к их становлению на «крыло», конечно, одни и те же: в том и другом случае ключевыми задачами будут оснащение оборудованием, обучение кадров, привлечение представителей вузовской медицинской науки. Принципиально важным условием быстрого ввода представляется то обстоятельство, что междорожные центры создавались не на пустом месте. Возьмите нашу больницу, где фундаментом для них явился значительный опыт клинических отделений - сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, неврологии и других - по проведению сложных видов лечения. Что же до «надстройки», то недостающая дорогостоящая медицинская техника приобреталась за счет средств ОАО «РЖД», дополнительное обучение врачей из числа ведущих специалистов отделений проходило на лучших учебных базах страны и за рубежом. А научное сопровождение лечебной работы мы поручили соответствующим кафедрам Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования и Челябинской государственной медицинской академии.

Важная подробность: руководят междорожными центрами исключительно «остепененные» сотрудники вузов - доктора и кандидаты медицинских наук, профессора и доценты, заведующие кафедрами. Например, центр сердечно-сосудистой хирургии возглавляет ректор УГМАДО Алексей Анатольевич Фокин, онкологический центр - член-корреспондент РАМН Андрей Владимирович Важенин. Последний является еще и главным врачом областного онкологического диспансера, на базе которого организован окружной клинический онкодис-пансер. Окружная структура и междорожный онкологический центр функционально работают вместе.

Смычкой с наукой больнице гарантировано внедрение в сжатые сроки новых медицинских технологий. Со своей стороны, наши центры, принимая во внимание их междорожный статус, представляют широкое поле для исследовательской деятельности, а стало быть, притягательны для кафедральных сотрудников.

- Насколько междорожный «калибр» специализированных центров больницы раздвинул географию проживания ваших пациентов?

- Центры создавались с целью удовлетворения потребности в оказании высокотехнологичной медицинской помощи не только южно-уральцев, имеющих отношение к ОАО «РЖД», но и тружеников близлежащих магистралей. Было бы экономически безграмотно дублировать такую помощь в каждой из дорожных больниц. Поэтому среди наших пациентов немало тружеников Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской магистралей. Приезжают к нам на лечение не единственно соседи: 20% больных центра сердечно-сосудистой хирургии составляют посланцы Горь-ковской железной дороги. В офтальмологическом центре можно встретить представителей нашего ведомства, прибывших со станций Северной дороги.

Попутно справедливости ради замечу, что, в свою очередь, мои земляки-железнодорожники пользуются возможностью получать лечение в междорожных клиниках, существующих на других магистралях. В головном лечебно-профилактическом учреждении ЮУЖД сконцентрировано 7 таких центров, но ведь медицинских специальностей больше... В качестве примера могу привести один из первых специализированных центров на Западно-Сибирской железной дороге - нейрохирургический, куда по необходимости мы направляем своих больных.

- А какой из центров был первенцем междорожной и межрегиональной кооперации в Челябинске?

- Прежде всего, мы запустили центр сердечно-сосудистой хирургии, поскольку потребность лечения группы больных с поражениями системы кровообращения наибольшая. Функционально он вобрал в себя отделения кардиохирургии, сосудистой хирургии, радиоизотопных и рентгенохирургических методов исследования и лечения. Кроме того, в центр интегрировано реанимационно-анестезиологическое отделение.

При том, что кардиохирургия в больнице существует с 2000 г., мультидисциплинарный подход к обследованию и коррекции функции сердца и сосудов вывел этот раздел помощи на качественно новый уровень. Наши специалисты выполняют практически весь объем 
операций на коронарных артериях, включая аорто- и маммарокоронар-ное шунтирование. Операционная и послеоперационная летальность примерно такая же, как и в европейских клиниках, - не более 1%. Высок удельный вес вмешательств без искусственного кровообращения. Здесь же устраняются врожденные и приобретенные пороки сердца под контролем ИВЛ. Сосудистыми хирургами проводятся операции на ветвях дуги аорты, брюшной аорте, артериях и венах конечностей. В прошлом году у нас освоена имплантация электрокардиостимуляторов при блокадах сердца.

Больной с острым инфарктом миокарда или нестабильной стенокардией - тоже наш пациент. Как только его доставляют по «скорой», мы проводим коронарографию, по необходимости тут же ставим стент.

- В том случае, когда в операционной лежит железнодорожник. Но что, если нет?

- Поступаем в зависимости от ситуации. Допустим, результаты коронарографического исследования, выполненного территориальному жителю, таковы, что стен-тирование нельзя откладывать на завтра, иначе получим инфаркт. Тогда в виде исключения идем на проведение процедуры, относящейся к высокотехнологичным видам обследования, которые, как известно, ОМС не оплачиваются.

С другой стороны, довольно значителен контингент больных, имеющих возможность позволить себе диагностику и лечение в дорожной больнице на платной основе. Кроме того, у нас заключено 75 договоров со страховыми компаниями Москвы, Екатеринбурга, Челябинска... Договорные отношения связывают нас и с десятками производственных предприятий, благодаря чему экономический кризис мы пережили благополучно. Наконец, выбор в пользу нашей больницы часто делают граждане Казахстана. Граница рядом...

Вместе с тем вы затронули серьезную и, увы, больную тему. Многие виды лечения с использованием высоких медицинских технологий не входят в территориальную программу ОМС и не могут быть оказаны в рамках муниципального заказа, который наша больница получает от Министерства здравоохранения Челябинской области и Управления здравоохранения Челябинска на 32 тыс. прикрепленного территориального населения. Мы неоднократно выигрывали лоты в конкурсах на высокотехнологичную медицинскую помощь, проводимых Минздравом области, - наши цены и условия, по которым мы предлагали свои услуги в сфере сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии и т.д., оказывались наиболее выгодными. Чем же негосударственные учреждения здравоохранения ОАО «РЖД», такие как наша больница, не угодили государству? Почему территории нельзя размещать заказ на дефицитные виды помощи в хорошо оборудованных междорожных специализированных центрах, где созданы одинаково достойные условия лечения и быта, как для работника ОАО «РЖД», так и для территориального жителя? Питаются и те и другие из одного котла. Я же не кормлю одних разносолами, а других - помоями. Так почему?..

- Наслышан, что не так давно в онкологическом центре проведен отличный ремонт...

- Это так. Ремонты для уважающей себя больницы - дело не последнее. Хотя, пожалуй, и не первостепенное. Кстати, деньги на ремонтно-строительные работы в помещениях онкологического центра выделил Департамент здравоохранения ОАО «РЖД». Он же оснастил
лучевой установкой и передал нам в пользование однофотонный эмиссионный томограф, когда стало известно, что руководители челябинского здравоохранения поощряют развитие онкологической службы в нашей больнице. Я уже говорил, что мы наладили тесные связи с окружным клиническим онкологическим диспансером, позитивным следствием чего стал взаимовыгодный интеграционный процесс. Нас попросили открыть 10 онкологических коек, на следующий год попросили еще 10, потом еще столько же... Тогда мы развернули второе по счету онкологическое отделение, в итоге мощность двух отделений составила 90 коек.

В последнее время онкологи нашей больницы освоили оперативные вмешательства на щитовидной железе. Вообще же количество операций по иссечению злокачественных новообразований возросло вдвое за счет внедрения инноваций в хирургическое лечение. Поскольку у нас созданы все условия для комплексного лечения больных с онкологической патологией, в частности имеется радиологический корпус, дорожная клиническая больница на станции Челябинск -одно из 4 НУЗов в системе ОАО «РЖД», обладающих сегодня лицензией на оказание этого вида помощи.

- Как сказываются добрососедские отношения железнодорожной и территориальной медицины на развитие остальных междорожных центров в Челябинске?

- Весьма благотворно. Офтальмологический центр с 2008 г. работает на прием как наших главных пациентов железнодорожников, так и жителей города. По многим разделам офтальмологии он занимает передовые позиции на Южном Урале. Мы первыми в областном центре освоили факоэмульсифика-цию при катаракте, и в результате Министерство здравоохранения Челябинской области, Управление здравоохранения Челябинска, территориальный фонд ОМС разместили у нас большой заказ на лечение этой и других глазных болезней. Тарифы на данный вид помощи вполне адекватны и покрывают расходы на лечение территориального населения.

В той или иной мере востребованы на региональном медицинском рынке урологический, оторино-ларингологический, неврологический междорожные центры, а также центр диабетической стопы.

- Георгий Андреевич, давайте-ка вспомним: а сомневающиеся-то, когда создавались междорожные специализированные центры, были. Мол, зачем таковые нужны, если государство пообещало открыть высокотехнологичные медицинские клиники федерального уровня... Чтобы вы ответили оппонентам сегодня?

- То же самое, что и тогда, в самом начале пути. Железнодорожная больница жива не единственно положенными ей «по штату» больными. Жизнь подтвердила правоту интуитивного, а потом и осознанного движения по пути узкой специализации помощи в дорожных больницах, что было задано руководством ОАО «РЖД» -вице-президентом Олегом Юрьевичем Атьковым и директором Департамента здравоохранения Сергеем Александровичем Краевым.

Я всегда считал глубоким заблуждением затачивать организацию медицинской помощи исключительно под железнодорожников. В смутные времена приходилось стоять перед выбором: отказываться от территориальных пациентов либо находить компромисс. Я предпочел второе, чтобы не потерять контингент. Потому что сокращение контингента больных ведет к уменьшению поля для работы врача и вытекающим отсюда трудно поправимым последствиям. А потом ситуация повернулась так, что тарифы на ОМС выросли. И стало выгодно лечить онкологических больных. Стало выгодно заниматься травматологическими больными.

Возможно, мне напомнят об отсутствии гарантии со стороны территориального фонда ОМС на оплату лечения острого коронарного синдрома в междорожном центре сердечно-сосудистой хирургии. И не только. Что ж, наберемся терпения. Еще не вечер...

Беседу вел
Владимир КЛЫШНИКОВ,
спец. корр. «МГ».
Челябинск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru