Сегодня в стране наблюдается острый дефицит молодых квалифицированных рабочих кадров: до 70% вакансий на рынке труда это рабочие профессии. Об остроте проблемы говорит утверждение Правительством РФ специального перечня профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, которые необходимы для реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики страны.
Кто завтра придет в заводские цеха к высокоточным современным станкам, в энергетическое хозяйство, на строительные площадки? Как охраняется здоровье будущих энергетиков, строителей, механизаторов, а ныне учащихся системы начального профессионального образования (как раньше говорили, учащихся ПТУ)? Об этом наш разговор с заведующей лабораторией гигиены труда, профессионального обучения и профориентации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН доктором медицинских наук Евгенией ШУБОЧКИНОЙ.
– Евгения Ивановна, вы многие годы мониторируете здоровье подростков, обучающихся рабочим профессиям. Оно ухудшается?
– Да. Это общая тенденция – последние 1015 лет сохраняется негативный тренд в показателях состояния здоровья подрастающего поколения, как по данным официальной статистики, так и по результатам углубленных осмотров, проводимых, в том числе, и в нашем институте. Сегодня в системе начального профессионального образования много проблем и много перемен. Главная из них связана с ее реформированием.
– Что имеется в виду?
– Оказалось, что при остром дефиците рабочих кадров на рынке труда выпускники профессиональных училищ не всегда соответствуют повышенным требованиям современных работодателей. Система профессионального образования меняется. Проводится ее реорганизация. На базе учреждений среднего и начального профессионального образования создаются колледжи, где можно получить разные формы и уровни профессиональной подготовки. Процесс продолжается уже несколько лет и накладывает отпечаток, в том числе, и на медицинское обеспечение учащихся.
Когда перевели профтехучилища с федерального бюджета на региональный, стало хуже с питанием учащихся и всем остальным. Потом постепенно началось улучшение. Регионы заинтересованы готовить кадры по профессиям, нужным своим производствам, и разрабатывают свои программы, в которых участвует бизнес.
– А профтехучилища совсем упразднили?
– Так сказать нельзя. Пока есть и отдельные училища. Но в основном они будут входить составной частью в единое образовательное учреждение среднего профессионального образования с многоуровневой системой подготовки – колледж.
Важнейшим условием сохранения здоровья учащихся является обеспечение безопасных условий обучения, отвечающих всем гигиеническим требованиям. Надеюсь, что реформирование системы начального профессионального образования будет сопровождаться и улучшением материально-технической базы. Сейчас уровень санэпидблагополучия учреждений среднего и начального профессионального образования ниже, чем в школах. Только треть из них можно отнести к 1й группе, а значит, в остальных подростки обучаются в ухудшенных условиях (по показателям освещенности, микроклимата, шума, достаточности площадей, организации учебного процесса, медицинского обеспечения и т.д.).
Если подросток живет в одном месте, а колледж находится в другом, что, как правило, и бывает, то карта развития ребенка оказывается практически пустой, в ней – только первая запись. Данные периодических осмотров остаются в поликлинике по месту жительства, откуда подросток приносит только справку, которую выдает педиатр, не знающий особенностей профессии, по которой обучается подросток, каковы условия прохождения практики, какие производственные факторы могут на него влиять.
Врач детской поликлиники, прикрепленный к образовательному учреждению, не может отследить динамику состояния здоровья всех учащихся. Он организует осмотры только живущих в районе детского ЛПУ. А должен аккумулировать все сведения, чтобы было полное досье на каждого учащегося. Вот тогда будет настоящее наблюдение и профилактическая работа.
Со справкой формы 086 для поступающих в учреждения профессионального образования (в том числе среднего и высшего) вообще возникают большие сложности. Практически она отменена, хотя официально ее отмены не было. Дело в том, что в действующем Законе об образовании в статье 5 говорится, что получение образования гарантируется независимо от пола, национальности, возраста, состояния здоровья и т.д. И теперь эта справка воспринимается как элемент дискриминации, дескать она ограничивает права, а поступать учиться можно всем. Ситуация на сегодняшний день до конца не проработана. С одной стороны, не ясно, как из нее выходить учебному заведению. С другой получается, что, упраздняя справку о состоянии здоровья при приеме в учебное заведение, мы закрываем глаза на то, что существует большое число «вредных» профессий, скажем в сфере нефтепереработки, химической промышленности, при поступлении на которые обязательно прохождение предварительных медицинских осмотров и есть медицинские противопоказания для взрослых. А как будет проходить производственную практику подросток, обучающийся таким профессиям и имеющий, например, бронхиальную астму?
Отмена справки формы 086 зачастую ставит в тупик педагогов и медработников образовательного учреждения. Возникает дилемма: разрешить поступившему в учебное заведение подростку завтра заниматься физической культурой или нет. Может, у него медицинская группа не основная. Значит, нужно его срочно обследовать, ведь никаких данных в учреждении нет.
– А как учащиеся допускаются к прохождению производственной практики? Им формально выдают разрешение?
– Думаю, что по-разному. Но подросток должен получить справку о том, что он может проходить практику.
На сегодняшний день вопрос остается открытым. Официально представители Министерства образования и науки РФ сказали: «Забудьте о справке 086, это – ограничение прав». А на практике она существует: на что-то ж надо опираться. Смотришь интернет-сайты с объявлениями о приеме в учебное заведение, везде указано, что требуется справка формы 086. Другое дело, что в ней врачи напишут, сделают ли они заключение о пригодности.
– Каково ваше мнение: должна оставаться справка формы 086?
– Да, конечно. Ведь сейчас так много детей с хроническими заболеваниями. По крайней мере, родителям и подростку нужно знать, какой профиль подготовки ему показан больше, а какой нет.
В новом законопроекте об образовании эта статья уже допускает возможность создания траектории медицинской профессиональной ориентации учащихся. Но в какой редакции она будет принята, пока трудно предположить.
Вышел новый приказ об осмотрах работающих (приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12.04.2011), имеющий отношение и к учащимся учебных заведений общего и профессионального образования. В нем предусмотрено медицинское обследование учащихся перед прохождением производственной практики или поступлением на работу в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим осмотрам, то есть это новая редакция приказов об осмотрах работающих, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. В перечне профессий, по которым готовятся будущие рабочие, таких почти половина. Получается, что учащиеся, имеющие медицинские ограничения, могут учиться, но не могут проходить производственную практику и дальше работать? Институт предлагал в проект приказа включить и предварительные осмотры, когда подросток поступает на обучение таким профессиям, но эта редакция не была принята.
Совсем недавно издан приказ Минздрава России «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи (№ 366н). Конечно, там предусмотрены профилактические осмотры и оздоровление детей перед поступлением их в образовательные учреждения, организация врачебного консультирования и профессиональной ориентации детей, проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Впервые в рекомендуемые штатные нормативы детской поликлиники вводится должность врача по гигиене детей и подростков, и это должно сыграть позитивную роль в отношении учета специфики медицинского обеспечения «будущих рабочих».
Развитие профессионального образования идет еще и по пути развития инклюзивного обучения. Тенденция такова – обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях, но в отдельных группах. То есть двери колледжей открыты для подростков, например, со слабым слухом и глухих, с умственной отсталостью, окончивших школы восьмого вида. А их состояние здоровья гораздо хуже, чем у обычных ребят, так как имеется много сопутствующих заболеваний. И конечно, им нужны особые условия прохождения практики и трудоустройства. У них должна быть другая учебная нагрузка. Словом, контингент обучающихся в колледже неоднородный, сложный. И пока еще медицинское обеспечение не учитывает все сложившиеся реалии. Нерешенных вопросов здесь предостаточно. В частности, нормативно-методические документы тоже требуют обновления. Сейчас мы пересматриваем санитарные правила для учебных заведений начального профессионального образования, где постараемся представить с гигиенических позиций все формы профессиональной подготовки, реализуемые в современных колледжах.
Такая же непростая ситуация складывается со справками о состоянии здоровья, когда подросток поступает на работу, чаще всего непостоянную, в свободное от учебы время (уже с 14 лет есть такое право). Здесь справка является обязательной, так предусмотрено в Трудовом кодексе и санитарно-эпидемиологических требованиях. Для педиатров трудная задача – дать заключение, можно ли подростку работать на конкретной работе, что ему нельзя по состоянию здоровья.
– На сегодняшний день основная проблема состоит в том, что документы не успевают за жизнью?
– Да, и в этом тоже. Такие документы для профессиональной врачебной ориентации были, теперь они отменены как старые, но новых нет.
– Как охраняется здоровье работающих подростков в России и на Западе?
– Перечень запрещенных профессий для подросткового возраста существует практически во всех странах, ведь то, что безопасно для взрослых рабочих, для работающих детей может быть фактором риска, который способен помешать росту и развитию. Очень подробно труд подростков регламентируется в Великобритании, Швеции, США. В России тоже достаточно развитое законодательство. Наша страна подписала все соответствующие конвенции по охране труда детей до 18 лет. Установлен ряд ограничений для применения труда несовершеннолетних, в частности, определен перечень тяжелых, вредных работ, к выполнению которых запрещается привлекать лиц моложе 18 лет. В Трудовом кодексе указан минимальный возраст, с которого ребенок имеет право работать, есть запреты на ночные работы. При этом предусматривается медицинское обследование, регулярный отпуск, а также занятость неполный рабочий день.
Но перечень профессий последний раз пересматривался в 2001 г. А за это время многое изменилось, появились новые виды экономической деятельности, например, мерчандайзер, промоутер.
Нас также беспокоит трудоустройство подростков без официального оформления. С участием коллег было опрошено более тысячи подростков старшего возраста: школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования в Москве, С.Петербурге, Омске, Смоленске, Пскове. Подрабатывают от 30 до 40% опрошенных, чаще учащиеся начального профессионального образования. На основании трудового договора работало около трети, еще меньше имели трудовую книжку. Основная масса работает без официального трудоустройства.
– А значит, возможно любое нарушение и это никак не регистрируется?
– Нет, при проведении соответствующих проверок Федеральная служба по труду и занятости регистрирует нарушения трудового законодательства в отношении работников в возрасте до 18 лет, в том числе и прием на работу без медицинских документов и без оформления. Но ведь это выборочные проверки, которые подтверждают низкую социальную защищенность работающих подростков. Сами подростки и их родители должны это понимать прежде всего, ведь возможны и травмы.
Кстати, по данным американских исследователей, показатели травматизма среди работающих подростков сопоставимы с показателями такового взрослых работников. А у нас он практически не регистрируется. Регистрировать трудно – ведь работают без оформления, поэтому подводную часть айсберга мы не видим. Если бы велась статистика, можно было бы ее анализировать, на основании результатов принимать соответствующие меры.
Беседу вела
Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».