В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения. Гдето они являются позитивными и адекватными требованиям современных тенденций развития, а гдето, к сожалению, носят негативный и разнонаправленный характер. Мне бы хотелось остановиться на особенностях обучения в интернатуре и ординатуре в нашей стране.
На II Международном конгрессе «Актуальные направления современной кардиоторакальной хирургии» в С.Петербурге прошел «круглый стол» на тему «Образование хирургов в разных странах», где с докладами выступили известные ученые и руководители образовательных программ нашей страны и зарубежья: профессор П.Яблонский (Россия), членкорреспондент РАМН В.Порханов (Россия), G.Massard (Франция), H.Jakob (Германия), M.Soberman (США) и другие.
Для меня явилось неожиданным выступление профессоров из США и Германии, в которых говорилось о тенденции падения количества резидентов, обучающихся по специальности «кардиоторакальная хирургия». Профессор Soberman сказал: «Если мне когда-нибудь понадобится кардиохирургическая операция, то не знаю, к кому мне обращаться», на что профессор Порханов пошутил: «Приезжайте к нам». Чтобы эти слова воплотились в реальность, нам сейчас нужна очень грамотная работа в данном направлении. Эта информация действительно является шокирующей, так как уровень оплаты резидентов США и врачей-ассистентов Германии является высоким и несравнимым с уровнем наших стипендий для ординаторов. Кроме того, трудоустройство после получения сертификата у них гарантировано. И напрашивается вопрос, если в странах с развитой экономикой такая ситуация, то что следует ожидать у нас? В предыдущей статье (см. «МГ» № 3132 от 04.05.2012) я уже писал о проблемах нехватки врачей на периферии, но, на мой взгляд, нам следует быть готовыми и к дефициту хирургов в центрах, даже в такой на сегодняшний день популярной в нашей стране специальности, как сердечнососудистая, эндоваскулярная и торакальная хирургия. Особенно если те реформы, которые касаются последипломного медицинского образования, не будут носить обдуманный и адекватный современности характер, основанный на глубоком анализе и всестороннем изучении проблемы. Если попытаться сравнить некоторые пункты становления специалистов России и зарубежья, то можно отметить следующее:
1) обучение на Западе носит длительный и многокомпонентный характер по сравнению с Россией;
2) уровень стипендий или зарплат существенно больше на Западе, чем в России;
3) гарантии трудоустройства и международный престиж сертификатов коллег из США и Европы превосходят отечественные.
Не хочу сказать, что наши врачи лечат хуже или знают меньше, я про сто констатирую факты престижа наших сертификатов за пре делами страны, исключая некоторые страны Востока и Африки. Я имел возможность об судить с коллегами из разных стран эти проблемы. Главное обстоятельство, которое уменьшает привлекательность медицинской профессии, в частности хирургических специальностей, – длительность данного процесса и сложность обучения, которая требует в разных странах от 6 до 10 лет. И хотелось бы спросить, нужно ли нам удлинять срок обучения в ординатуре и на сколько? Мне кажется, здесь нужно подходить очень осторожно и обдуманно. Нам, безусловно, необходимо усовершенствование системы последипломного образования, но делать это нужно очень и очень грамотно и с учетом интересов всех участников данного процесса. А также провести эти изменения на длительную перспективу и с учетом изменившихся взглядов молодежи на медицину, и на хирургию в частности. Мне представляется разумным выработать более или менее конкретные критерии и нормы сертифицирования специалистов. Например, четко определить количество самостоятельных манипуляций: операции, диагностические манипуляции, этапы пребывания в отделениях, и назначить ответственных, которые реально справятся с данной задачей. Кроме того, необходимо решить вопрос с достойной стипендией или зарплатой. Без этого мы не сумеем привлечь самых талантливых молодых специалистов, которые зачастую иза материальных сложностей уходят из профессии или переезжают в другие страны.
Низкая заработная плата медицинских работников в нашей стране подорвала и продолжает подрывать авторитет профессии врача. Мы очень много пишем и говорим об этом, но ситуация почем-то не улучшается. В разных регионах уровень оплаты труда разный, даже в районах одних и тех же областей она неодинаковая. А потом мы говорим о морали, но у голодного человека нет времени думать о морали или этике и тем более о повышении квалификации.
На мой взгляд, ординатуру по узким хирургическим специальностям правильно было бы продлить минимум до 3,54 лет, но это не должно быть удвоение или утроение часов. Обязательными компонентами должны быть: общая хирургия, реанимация и интенсивная терапия, а остальное время посвятить изучению основной специальности и фундаментальных предметов, которые должны быть прочитаны в виде курсов лекций или проведены в виде циклов. Кроме того, например, для нейрохирургов обязательно изучение основ неврологии, для сердечнососудистых хирургов – основ кардиологии, для торакальных хирургов – пульмонологии и гастроэнтерологии и т.д., и конечно, ввести обязательное изучение одного или, по желанию, двух иностранных языков. Предложенная модель не претендует на оригинальность, я лишь представляю один из возможных вариантов, который необходимо, безусловно, доработать. На сегодняшний день в нашей стране достаточно высок престиж кардиоторакальной и мини-инвазивной хирургии в особенности, но его необходимо закреплять обдуманными реформами.
Хотел бы призвать студентов медицинских университетов и ординаторов принимать самое активное участие в обсуждении данных проблем и обратиться к профессуре университетов, Российскому хирургическому обществу, Национальной медицинской палате с тем, чтобы создавались условия для участия молодежи в решении этих проблем. Я не понимаю, как можно быть безучастными к тем процессам, которые непосредственно затрагивают интересы самих будущих врачей.
Является также важным популяризация науки среди врачей нашей страны: ни для кого не секрет, что к науке те, кто работает в практическом здравоохранении, относятся с большим скептицизмом. Считаю этот подход в корне неправильным. Введение систем начисления баллов за участие на конференциях и в конгрессах должно отражаться на зарплатах. Здесь хотелось бы сказать еще о таком непонятном для меня феномене нашей медицины, как университетская медицина. От мнений, что это больше теория, которая в основном занимается наукой и далека от практики, надо отходить. Нужно гармоничное взаимодействие науки и практики в клинике, нужно понимать, что необходимо стирание границы между этими направлениями: одно должно плавно перетекать в другое.
Асланбек ДУБАЕВ, хирург Таловской ЦРБ,
Воронежская область.