24 декабря 2024
Долгое время амбулаторно-поликлиническое звено оставалось на задворках системы здравоохранения, хотя, по сути, должно быть его передовым отрядом. Ведь куда как не в поликлинику обращаются прежде всего пациенты со своими проблемами!
Наконец о его важности и роли вспомнили на самых разных уровнях: от муниципального до федерального. Два из трех основных направлений Национального проекта «Здоровье» - повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи и усиление профилактической направленности здравоохранения касаются именно амбулаторной сети.
О задачах и проблемах амбулаторно-поликлинической службы в деле охраны здоровья женской половины населения сегодня наш разговор с заместителем директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И.Кулакова, руководителем научно-поликлинического отделения центра, основателем отечественной научной школы амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии, профессором, заслуженным деятелем науки РФ Верой ПРИЛЕПСКОЙ.
- Вера Николаевна, вы часто бываете в регионах, у вас тесные и многочисленные контакты с акушерами-гинекологами из разных уголков страны. Как считаете, меняется ли ситуация в амбулаторном звене?
- Безусловно, меняется, причем в лучшую сторону. И этому во многом способствовала реализация Национального проекта «Здоровье», перенос акцента со стационарного этапа на амбулаторный. Прежняя многолетняя ориентация здравоохранения на развитие стационарной помощи привела к недостаточной обеспеченности и низкой квалификации врачей поликлиник, слабому оснащению ЛПУ диагностическим оборудованием. Постепенно ситуация выправляется, но проблем еще множество.
- Вы возглавляете поликлиническое отделение научного центра более двух десятилетий...
- Если точнее, то 22 года.
- По сути, сформировали его.
- Оно и до моего прихода существовало, но замыкалось только на консультации больных. А сейчас, помимо консультативной, ведет организационную, лечебную, научно-исследовательскую работу. Занимаемся широким кругом проблем: профилактика абортов и их осложнений, репродуктивное здоровье, гинекологическая эндокринология, инфекционная патология, профилактика рака шейки матки и молочных желез и др. У нас создан стационар дневного пребывания. Еще тогда мы поняли, что акцент должен быть сделан на амбулаторно-поликлиническую помощь, что ее нужно совершенствовать, поскольку это экономически выгодно для страны и важно для каждого конкретного пациента. Многие виды лечения и основная часть исследований могут и должны проводиться амбулаторно. Но это требует соответствующей перестройки службы, чем мы всё это время и занимались. Отрадно, что сейчас и министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова, и высшее руководство страны подчеркивают, что ключевым вопросом организации медицинской помощи является переориентация со стационарного этапа на амбулаторный, как это принято в развитых странах. Например, в Нидерландах, где система здравоохранения считается одной из лучших в Европе, 30% всех заболеваний излечивается амбулаторно.
Мы создали своего рода модель отделения, образец и стараемся подтягивать до его уровня поликлиническую акушерско-гинекологическую службу страны, осуществляя обучение врачей из различных регионов России.
- Какой видится в идеале женская консультация?
- Такой, как обозначено в приказе Минздрава. Я целиком согласна с его положениями. Хочу лишь подчеркнуть, что основная направленность ее работы, как и всего здравоохранения, должна быть, безусловно, профилактической, чем поликлиника в свое время перестала заниматься. Правда, сейчас появились обнадеживающие сдвиги: внедряются диспансеризация, профилактические осмотры и т.д. По словам министра, если в 2006 и 2007 гг. диспансеризация проводилась выборочно, то в 2008 г. ее удалось распространить на всё население России.
- Возможно ли переориентировать уже состоявшихся врачей на профилактику? Не проще ли вырастить и воспитать в этом духе молодежь?
- На мой взгляд, работу необходимо вести параллельно, и с молодым, и со зрелым поколением. Кстати, лечение - тоже ведь профилактика. Главное, чтобы больной воспринимался доктором не как объект исследования, а как участник лечебного процесса. Задача врача так донести до него необходимую информацию, чтобы пациент понял ее суть, стал партнером и при первой консультации и при дальнейшем наблюдении.
- Чего не хватает нынешней женской консультации для успешного выполнения возложенных на нее функций?
- Оборудования. Во многих учреждениях недостает современной аппаратуры, чтобы осуществлять раннюю диагностику отклонений в здоровье. Но основной вопрос - подготовка кадров, повышение их квалификации, внедрение стандартов ведения больных, организация кабинетов здорового образа жизни и обучение врачей. Благодаря Национальному проекту «Здоровье» в первичное звено поставлено большое количество оборудования, однако некоторые доктора, к сожалению, не были подготовлены к работе на нем. Им необходима переподготовка на современном уровне.
Повышение квалификации врачей и организация помощи, нацеленной на профилактику, здоровый образ жизни, - важнейшие задачи сегодняшнего дня. Кстати, наше отделение проводит большую работу по обучению врачей амбулаторной практики, мы ездим в регионы с лекциями, организуем семинары по самым актуальным проблемам поликлинической помощи: патология шейки матки, инфекции, передающиеся половым путем, бесплодие, предгра-видарная подготовка, контрацепция и лечебное действие гормонов. Часть врачей, несмотря на то что имеют сертификаты, к сожалению, всё равно еще не знают ряда аспектов многих сложных проблем. Им хочется получить информацию непосредственно от специалистов, которые этим занимаются.
- С вашей точки зрения, женская консультация должна существовать обособленно, быть юридическим лицом или же входить в состав многопрофильного учреждения? Какой вариант предпочтительнее?
- Оба варианты возможны. Это зависит от того, как построена система здравоохранения в том или ином регионе.
- В Концепции развития здравоохранения до 2020 г. амбулаторно-поликлинической службе придается серьезное значение, но в то же время в документе, по мнению ряда специалистов, есть неясности, содержится немало противоречий. В чем они состоят?
- С одной стороны, планируется развитие территориально-участкового принципа оказания амбулаторно-поликлинической помощи. С другой - декларируется принцип свободного выбора врача и учреждения. Остаются неясными вопросы взаимоотношений участковой службы, врачей общей практики и узких специалистов. Каким образом будет осуществляться взаимодействие? Ведь должна быть этапность в ведении больных. За рубежом только 6% пациентов попадают к врачам-специалистам, проблемы всех остальных решает семейный врач или участковый.
- А возможна ли в России реализация принципа свободного выбора врача и учреждения?
- Возможна, если речь идет о платных поликлиниках. А в государственных ЛПУ, скажем, таких как наш центр, это трудноосуществимо. Если учреждение рассчитано, предположим, на 50 человек, а желающих в него попасть в 2 раза больше, то задача слож-новыполнимая. То же самое касается выбора врача: при существующей ныне системе реализация этого принципа весьма проблематична, даже в обычной женской консультации, поскольку население обслуживается в соответствии с делением на участки. Чтобы он в полной мере действовал, должна поменяться система здравоохранения.
- С вашей точки зрения, принцип участковости должен сохраняться?
- Мне кажется, что в ближайшие 10 лет без него не обойтись.
- Какие проблемы стоят сегодня наиболее остро в практической гинекологии?
- Проблемы репродуктивного здоровья, бесплодия, невынашивания беременности, профилактики онкологических заболеваний. В отношении последних у врачей теперь появились большие возможности, потому что многое изучено. А с позиций больного все проблемы актуальны, если даже заболевание встречается очень редко.
- Поскольку вы уже много лет возглавляете поликлиническое отделение, то, наверное, можете сравнить, насколько изменился портрет акушера-гинеколога и пациента за последние десятилетия?
- Пациент стал более знающим, более образованным, задающим очень квалифицированные вопросы, стремящимся получить исчерпывающую информацию о себе и о будущем своей семьи. Если еще 10 лет назад врач мог выписать рецепт, порекомендовать принимать препарат 3 раза в день, и больная уходила ничем больше не интересуясь, то сейчас она обязательно спросит, каким образом этот препарат влияет на здоровье, как длительно можно его принимать, сколько он стоит и т.д. Все чаще женщины обращаются за советом, как подготовиться к беременности. Раньше такой вопрос просто не задавали.
Врач тоже приобрел новые черты: и отрицательные, и положительные. К сожалению, сейчас упор делается на анализы, клиническое мышление меньше развито. Многие доктора на основании результатов исследований ставят диагноз, не углубляясь в клиническую картину, не анализируя, какое лечение больная проходила, эффективно ли оно и т.д.
Конечно же, врач тоже больше стал знать: наука развивается, появляются новые сведения. Основная часть акушеров-гинекологов стремится к знаниям, но есть и такие, которые мало интересуются новым в своей специальности. Иногда у меня возникает страх: кто же будет в дальнейшем лечить больных? По моему глубокому убеждению, врач должен постоянно совершенствоваться. Пусть это будет чтение книг, прослушивание лекций, получение информации через Интернет или что-либо другое.
- Что вас побуждает постоянно двигаться вперед: профессия обязывает или обстоятельства заставляют?
- Да просто я очень люблю свою работу, моих пациентов, моих учителей и учеников. И до сего дня не разочаровалась. Мне всё время хочется учиться, узнавать какие-то новые грани. Я по натуре трудоголик.
- Когда долго занимаешься одной и той же тематикой, не возникает привыкания?
- В нашем научном центре это невозможно. Мы постоянно в поиске: разрабатываем новые проекты, проводим клинические исследования, сотрудничаем с коллегами из-за рубежа. В этом большая заслуга директора центра академика РАМН Геннадия Тихоновича Сухих, который постоянно стремится к внедрению всего нового и прогрессивного. Что касается приема больных, то он тоже требует от специалиста постоянного совершенствования. Врач не может не повышать свой кругозор, не интересоваться новинками.
- Судя по всему, в вас этот интерес не угас.
- Нет. Я всё время стараюсь что-то читать. Кстати, мне очень нравится «Медицинская газета», являюсь ее постоянным подписчиком на протяжении многих лет. Газета хорошо отражает всё, что происходит в медицинском мире, и в этом ее большой плюс в отличие от других изданий. Благодаря освещаемым в газете событиям вижу, что нового появляется на местах в организации службы. С интересом читаю проблемные статьи на разные темы, интервью с ведущими специалистами. На мой взгляд, «МГ» является не только добротным информатором, компетентным собеседником, но и школой повышения квалификации для практических врачей, особенно живущих в глубинке.
- Кого считаете своим учителем в профессии?
- В первую очередь, конечно, академика РАМН Владимира Ивановича Кулакова, профессора Марию Львовну Крымскую - одного из основателей гинекологической эндокринологии, а также Галину Михайловну Савельеву, Екатерину Михайловну Вихляеву, Владимира Николаевича Серова. Каждый из них по-своему формировал меня как специалиста. Мария Львовна, например, привила мне жажду к знаниям. Она до конца своей жизни живо интересовалась всем, что происходит в медицине, в профессии, в мире. Очень много читала. Знала художественную литературу, любила живопись, была многогранной личностью. Много дала мне и в общечеловеческом плане, и в профессиональном. Благодаря ей гинекологическая эндокринология до сих пор остается моей любовью.
- Думаю, ваши учителя могут вами гордиться. Недавно Президент РФ Дмитрий Медведев вручил вам высокую правительственную награду - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. До этого вас наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Страна по достоинству оценила ваш многолетний труд на благо развития здравоохранения и здоровья пациентов. А что сами считает своей основной заслугой?
- Наверное, развитие амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии. По существу, мы создали ее новую структуру, взяв при этом на себя не только лечебную и диагностическую работу, но и обучение врачей амбулаторной практики, а также научно-исследовательскую деятельность, позволяющую поднять поликлиническую службу на новый уровень. Наше отделение явилось базой распространения опыта по профилактике и лечению многих заболеваний женской половой сферы.
- Мы вас от души поздравляем с наградой и желаем дальнейших успехов.
Беседу вела
Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru