Вы здесь

Юрий БЫЧКОВ: Главное в воспоминаниях - сказать, да не солгать

Представлять читателю известных, как теперь говорят, медийных персон довольно просто: даже в «телевизорной провинции» знают в лицо певцов и актеров, режиссеров и общественных деятелей. Сложнее обстоит дело с писателями, особенно авторами мемуарной, искусствоведческой, документальной литературы.

Только после личного знакомства с Юрием Бычковым поняла, что знаю этого человека давно. В свое время слышала, как родители обсуждали его страстные статьи о необходимости защищать памятники Отечества в «Советской культуре». Одной из первых книг в собираемой с отрочества домашней библиотеке стал сборник «С веком наравне». В юности с удовольствием проштудировала томик о знаменитом скульпторе Сергее Конёнкове из серии «ЖЗЛ», несколько лет назад приятным открытием стал документальный фильм «Доктор Чехов», снятый по его сценарию.

Впрочем, думаю, что Юрий Бычков так или иначе известен каждому грамотному человеку: все мы употребляем термин «Золотое кольцо» применительно к созвездию старинных русских городов, да и о чеховской усадьбе Мелихово наслышаны со школьных лет. А при чем здесь наш собеседник, вы узнаете из интервью с ним.

-    Юрий Александрович, прочитала первый маленький томик ваших воспоминаний и восхитилась не только живостью слога, но и тем радостным, светлым мироощущением ребенка, а затем и подростка, которое вы сумели передать. А ведь время-то было далеко не самое легкое - 30-40-е...

-    Название этой книги - «Сказать, да не солгать» - стало ее определенным нравственным камертоном. Мне важно было рассказать не столько про себя, любимого, сколько показать необыкновенную эпоху. Может быть, она передана несколько субъективно, но я так ее видел и воспринимал. Ее запахи, звуки, лица. Может быть, потому, что книга писалась как-то естественно, сама собой, без особого насилия и даже определенного плана. Сначала написал несколько миниатюр, а потом они вплелись в единое повествование. Критики отмечают необычную композицию, говорят, что в ней жизнь течет, как река.

В целом этой большой книгой с общим названием «Предназначение» я полагаю завершить определенный творческий цикл. Буквально на днях подписан к печати второй том - «На дороге стоит - дороги спрашивает».

-    Судя по вашим воспоминаниям, вы с детства увлекались историей, литературой. Очевидно, с выбором профессии проблем не было?

-    Да нет, как ни странно, я пошел учиться в Московский авиационный институт, МАИ. А поскольку это было на самом деле «не мое», стал себя больше реализовывать в общественной, творческой работе. Будучи человеком активным, неравнодушным, вскоре стал комсомольским вожаком завода «Салют», куда попал по распределению. Затем пригласили в райком комсомола, горком... Но это уж точно оказалось «не мое».

-    А каким образом все-таки «кривая вывезла» в литературу?

-    Не забуду, как пришел в «Советскую культуру». Мне сразу определили рабочее место, дали темы. Я, как говорится, на радостях, стал писать одну статью за другой, все похваливали. Прихожу получать зарплату, и оказалось, что оформить-то меня на работу забыли! Слава богу, гонорары были таковы, что отсутствия зарплаты не заметил.

-    Слышала, что ваши острые материалы вызывали серьезное недовольство «в верхах»?

-    Да, бывало. Например, после публикации цикла статей в защиту ярославских фресок мне даже намекнули, что, неровен час, может и кирпич на голову «случайно» упасть. Но, как видите, не упал... При том что дело отстаивания древних фресок завершилось судом, где я проходил как свидетель. Суд был выигран.

-    Именно тогда возникла необходимость в создании Всероссийского общества охраны памятников культуры?

-    Да, оно возникло именно на этой волне патриотизма в сфере культуры. И действует до сих пор!

-    А теперь - о термине «Золотое кольцо». Нам всем кажется, что он существовал вечно! И вдруг в чудесной книге, изданной вами в память о супруге Евгении Серафимовне, - «Увидеть теплое сиянье» читаю, что вы вместе в 1967 г. «вбросили в общественное сознание» этот «брэнд» - после автомобильного путешествия по древним городам Северо-Восточной Руси. Удивительное дело!

-    Мы практически на добровольных началах организовали экспедицию «Советской культуры» по пяти областям - Московской, Ярославской, Владимирской, Ивановской, Костромской. Путь сам собою сложился в кольцо. А определение «золотое», с одной стороны, лежало, как говорится, на поверхности: сверкающие купола, проглядывающая из-под первого снега стерня (дело было в ноябре: октябрьские праздники «подарили» тогда 5 выходных!). И только в Москве, глядя на проступающий из дождевой пелены купол Ивана Великого, осознал более глубинный смысл придуманного термина: это золото нашей истории, в данном случае объединяющее 5 державообразующих областей. К счастью, это «кольцо» не закатилось под лавку: идея была поддержана, и с тех пор многие годы это - один из самых привлекательных туристских маршрутов, как для россиян, так и для иностранцев. Выпущенный при моем участии в 1980 г. путеводитель «По городам Золотого кольца» переведен на 16 языков.

Приятно, что в день 40-летия Всероссийского общества охраны памятников культуры я, помимо устного признания, получил подарок от Государственной Думы со словами: «Автору «Золотого кольца».

-    Из вашего биографического томика «Сказать, да не солгать» узнала, что защита памятников свела вас с замечательным скульптором Сергеем Конёнковым, и дружба эта длилась многие годы. А как получилось, что вы возглавили чеховский музей в Мелихово?

-    Сначала несколько лет работал там заместителем у Юрия Константиновича Авдеева, потом ушел в журнально-издательскую сферу. Работал главным редактором издательства «Молодая гвардия», заведующим отделом эстетики в издательстве «Искусство» (здесь, в частности, в тесном содружестве с авторами, подготовил к печати книги воспоминаний Михаила Ульянова, Юрия Григоровича, Михаила Царёва, Юрия Никулина, Сергея Бондарчука, Григория Александрова и других). Был заместителем начальника главка художественной литературы Госкомиздата СССР, а затем главным редактором журналов «Юный художник», «Московский художник», «Изограф». А затем вновь был приглашен в мелиховский музей на должность директора, где проработал 10 лет.

-    Что удалось сделать за это время?

-    В самые трудные годы - 90-е - удалось построить театрально-концертно-выставочный зал, где прошло более 500 спектаклей, и научный центр, провести благоустройство территории заповедника, поставить памятник «Чехов в Мелихово» работы академика Юрия Чернова.

Но, может быть, главное - это то, что из полузабытого, застывшего в продолжительной стагнации музея, он стал не просто популярным, как говорится, «раскрученным» местом с годовой посещаемостью 80-90 тыс. человек, но и средоточием научной, культурной жизни. Достаточно сказать, что Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна», к созданию которого мною приложено немало усилий, дал возможность официально назвать Мелихово четвертым в мире «музеем - театральным центром», наравне с Шекспировским в Англии, Мольеровским во Франции и музе, ем Юджина О Нила в США.

-    «Мелиховской весне» уже более 10 лет. Расскажите, пожалуйста, об этом уникальном фестивале. 

-    Это международный фестиваль, который отличается от всех остальных тем, что здесь играют исключительно Чехова. И не только на сцене театрально-концертного зала, но и в саду вокруг чеховской усадьбы, у пруда. В фестивале принимали участие уже более 100 театров, среди которых Малый и театры им. Ермоловой, им. Маяковского, Александринка и БДТ, театры из Милана, Токио, Нью-Йорка, Оснобрюка, Таллина, Велеса, Львова, нескольких десятков российских городов. Фестиваль подарил мне незабываемое общение с Олегом Ефремовым, Юрием и Виталием Соломиными, Маргаритой Тереховой, выдающимися режиссерами Петером Штайном и Микасом Какоянисом.

-    Знаю, что здесь ставили и ваши пьесы?

-    Да, такие, как «Любить пересмешника», «Приснись мне, дуся!», «Известный вам интриган», «Заманчивая личность». Приятно осознавать, что некоторые из них шли и в других театрах страны, и за рубежом, в частности в Японии.

Отталкиваясь от писем, воспоминаний, мемуарных свидетельств, других документов, я стремился воссоздать в них живой мир взаимоотношений Чехова с влюбленными в него «милыми дамами», показать великого человека нежным и насмешливым, взволнованным и увлеченным. Одним словом, живым.

-    Общеизвестно, что Чехов в Мелихово с особенной силой отдался медицине. Как замечательно, что здесь сумели почти через столетие воплотить его мечту: создать в усадьбе настоящую амбулаторию, в которой мог бы принимать Антон Павлович и в которой в наши дни идет прием пациентов. Между прочим, большинство посетителей считают, что она просто прекрасно сохранилась!

-    Создание амбулатории - заслуга нынешнего директора, Константина Васильевича Бобкова. Этот замысел возник после того, как по его просьбе мною был написан очерк «Доктор Чехов» и мы с режиссером Верой Андреевной Федорченко сняли одноименный документальный фильм. Теперь его показывают и в музейной «амбулатории».

-    Насколько мне известно, вы помогли в восстановлении и усадьбы Васильчиковых - Гончаровых в своей родной Лопасне, которая сейчас именуется «город Чехов»?

-    В этом доме, где воспитывались дети и внуки Пушкина, позже была школа, в которой довелось учиться и мне. К слову, думаю, что эти стены в какой-то мере тоже повлияли на то, что в одном только нашем выпуске оказалась впоследствии целая гроздь литераторов, видных ученых, врачей, педагогов, то есть мы оказались достойными этих стен. Но, конечно, в первую очередь это заслуга нашего учителя истории Алексея Михайловича Прокина и директора Николая Ивановича Бизянихина. Полученного в школе гуманитарного образования мне хватило на всю жизнь...

Так вот, когда встал вопрос о том, что располагавшуюся в 80-е годы в усадьбе Васильчиковых - Гончаровых школу рабочей молодежи закрывают и что делать со зданием не знают, предложил создать там филиал мелиховского музея. И теперь это знаменитое «Пушкинское гнездо», куда съезжаются в июне потомки поэта и сотни его почитателей.

-    Вы написали более 50 книг, из них 12 посвящены Чехову. Что нового, необычного вы узнали об этом человеке, работая в Мелехово?

-    Чехов не был ни ангелом, ни праведником - он был человеком в полном смысле этого слова. Уравновешенность и трезвость, которыми он всех изумлял, - результат трудной внутренней борьбы с самим собой. Нашлись материалы, которые указывают на то, что у Чехова была дочь - достаточно сенсационное открытие. О том, что именно он -отец ее дочери Татьяны, свидетельствовала сама Нина Фёдоровна Корш, с отцом которой, известным антрепренером Фёдором Адамовичем Коршем, Антон Павлович дружил. В моей книге «Просто Чехов» опубликован снимок Татьяны Корш - вы знаете, удивительно похожа на Чехова!

Беседу вела Алёна ЖУКОВА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru