25 декабря 2024
Президентом РФ Дмитрием Медведевым подписан Указ об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. А в стенах Национального научного центра наркологии Минздравсоцразвития России состоялось заседание рабочей группы по совершенствованию антинаркотической политики и реформе системы наркологической помощи Общественной палаты РФ. На обсуждение был вынесен проект Концепции организационно-методического плана преобразования российской наркологической службы на основе правовых и мотивационных аспектов организации наркологической помощи, включая вопросы принудительного и обязательного лечения больных наркологического профиля. В связи с этими одновременно произошедшими событиями, значимыми для общества, наш корреспондент, доктор медицинских наук Наиля САФИНА встретилась с президентом Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», членом Общественной палаты РФ, членом Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, главным врачом наркологического диспансера № 12 Юго-Западного административного округа Москвы, кандидатом медицинских наук, доцентом Олегом ЗЫКОВЫМ.
- Олег Владимирович, под вашим руководством разработан проект Концепции преобразования российской наркологической службы на основе правовых и мотивационных аспектов организации наркологической помощи. По вашей инициативе он был вынесен для обсуждения на заседание рабочей группы по совершенствованию антинаркотической политики и реформе системы наркологической помощи Общественной палаты РФ, которое состоялось в Национальном научном центре наркологии. Расскажите пожалуйста об этом.
- Это достаточно символично, что оба мероприятия - принятие президентом Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. и нашего проекта Концепции по правовой наркологии прошли в один день - 9 июня 2010 г. Для меня было очень важно, чтобы вопрос правовой наркологии обсуждался в стенах ведущего научно-исследовательского учреждения, и не менее важно, чтобы это учреждение стало действительно ведущим.
К сожалению, Национальный научный центр наркологии в последние годы утратил лидирующие позиции в связи с тем, что оторвался от тех реалий, которые существуют в нашем обществе. Головное учреждение наркологического профиля должно заниматься теми вопросами, которые актуальны для общества. А что происходило до недавнего времени? Я глубоко убежден, что ранее характерные для этого центра отвлеченные научные исследования, особенно генетического свойства, должны проходить на базе генетических институтов, где есть соответствующие специалисты и соответствующее техническое оснащение. Не думаю, что генетические исследования в области наркологической проблематики чем-то концептуально отличаются от генетических исследований в области других заболеваний. А наркология должна заниматься прикладными вопросами, реальной жизнью в нашем социуме, отвечая на вопросы: что нам делать с алкоголизмом, наркоманией, игроманией? И почему человек начинает использовать психоактивное вещество как способ псевдоадаптации к своим проблемам? А для этого нужно исследовать не его генетическую структуру, а прежде всего социальный и личностный контекст. Почему система отношений между личностью и обществом привела личность к злоупотреблению ПАВ? Все эти вопросы не были, к сожалению, предметом исследования Центра наркологии. А вот сегодня, когда руководителем учреждения стала Евгения Кошкина, а главным наркологом Минздравсоцразвития России - Евгений Брюн, я уверен, мы не просто будем задавать эти вопросы, но и станем находить на них ответы с точки зрения качества наркологической практики и улучшения наркологической ситуации в стране.
В чем была порочность всей наркологической практики советского и постсоветского этапов вплоть до сегодняшнего дня? Вместо того чтобы говорить об эффективности какой-либо наркологической технологии, мы выбрасывали флаги и занимали идеологические позиции.
- Вы имеете в виду метадоновые программы?
- Я уже говорил много раз, что не являюсь сторонником введения в России метадоновых программ, и не потому, что мне это кажется сверхпорочным и безнравственным. Врач имеет право использовать любые методы для больного с точки зрения улучшения его состояния, и поэтому не надо идеологизировать метадоновые программы. Надо обсуждать их позитивные и негативные стороны. В России негативные стороны применения метадоновых программ очевидно будут перевешивать позитивные. Мы и в проекте концепции указали на то, что все программы заместительной терапии предполагают высокотехнологичную дисциплину, очень высокую. Мы не способны ее продемонстрировать по ряду причин: в силу коррупции в здравоохранении, агрессивного отношения наших граждан к пациентам. А в данном случае должен быть достаточно высокий уровень толерантности, терпимости по отношению к пациентам со стороны общества в целом. Сначала мы должны измениться как общество, а потом уже можно использовать эти программы. Их можно применять только для очень узкой группы пациентов, некурабельных пациентов, для снижения уровня их криминального поведения. Мы в этом заинтересованы. И это эффективно с финансовой точки зрения, когда вкладываются минимальные средства и достигается достаточно серьезный результат по снижению криминализации общества.
Мы знаем, что через заместительную терапию можно выстраивать диалог между врачом и пациентом и, как следствие, добиться изменения его поведения в социуме. Но всё это возможно при наличии развернутых реабилитационных программ и ресурсов, потому что нельзя вырывать тему заместительной терапии из контекста наличия большого спектра реабилитационных ресурсов. Вот их-то у нас и нет. Вместо того чтобы бегать с лозунгами «Долой заместительную терапию!», надо было все эти годы заниматься вопросом развития реабилитационного потенциала в наркологии. Никто не мыслил категорией судьбы пациента, личности. В стране, в принципе, отсутствовала стратегия необходимости реабилитационных ресурсов в наркологии. Тем не менее в России есть яркий представитель, очень позитивный, профессор Тарас Николаевич Дудко. Он-то как раз об этом думал и говорил, но это не стало частью наркологической политики сегодняшнего дня, потому что бывшее руководство Центра наркологии об этом не только не говорило, но даже и думало в обратном направлении. Сейчас об этом говорят и Евгения Анатольевна Кошкина, и Евгений Алексеевич Брюн, но, к сожалению, в результате прошлых просчетов у нас не сформировалось социально ориентированной научной наркологической школы. Как можно было сформировать наркологическую практику без наркологической теории - связки между профессиональной наркологией и реалиями общества?
- В Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. повышение уровня информированности специалистов первичного звена здравоохранения по вопросам организации оказания наркологической медицинской помощи относится к числу основных мероприятий по повышению эффективности и развитию наркологической медицинской помощи. Что в этом плане вы могли бы сказать нашим читателям?
- Вы задаете вопрос, на который мы дали ответы, точнее проекты ответов, в концепции. Мы предложили всем специалистам в области наркологии сформировать эти ответы, как политику.
Что произошло в этой антинаркотической стратегии, которую подписал президент? Для меня самое важное то, что в ней появился отдельный раздел, посвященный снижению спроса. До сегодняшнего дня политики не мыслили этой категорией. Они мыслили только категорией борьбы с химическим веществом: «Пресечем поток героина из Афганистана и будем жить красиво». Дело не в том, что есть наркотики: они были и будут. Бороться, безусловно, с ними надо, но нас должно интересовать, почему человек ищет это химическое вещество, почему у него есть потребность в нем для решения своих социальных и духовных проблем?
Мы для себя определяем главную задачу - снизить спрос. Борьба с предложением - это вторая задача, а до сегодняшнего дня она была единственной. Теперь в стратегии есть этот раздел - «Снижение спроса», и наша концепция именно об этом - снижении спроса. Ключевая тема концепции заключается в том, как нам в логике трех стратегий, а, по определению Всемирной организации здравоохранения, это первичная, вторичная и третичная профилактика - как снизить спрос.
Понятие снижения спроса еще не стало нормой наркологического мышления, но оно уже есть в документах, наших мыслях, нашей практике, а также в апрельском приказе этого года № 225ан Минздравсоцразвития России «Об утверждении порядка оказания наркологической помощи населению», но этот приказ не раскрывает в полной мере логику трех стратегий, а только заявляет. Наша концепция предполагает обсуждение прикладных вопросов: «Что будем делать?», а что уже сделано - это тоже надо проанализировать, как и то, что будет с нами, профессиональными наркологами. Чем мы должны заниматься? Жизнь меняется, и мы должны меняться, и эти изменения должны иметь внутреннюю логику, основанную не на вчерашнем, а на сегодняшнем этапе осознания приоритетов и понятий, которые их отражают.
Во вновь принятой Стратегии антинаркотической политики в пункте 22 справедливо указывается не только на необходимость разработки системы мер по сокращению спроса на наркотики, но и предлагается «уменьшить неблагоприятные социальные последствия их употребления», то есть то, что мы до сегодняшнего момента называли технологиями снижения вреда. Для меня очевидно, что идея снижения вреда от употребления наркотиков никак не противоречит идее снижения спроса на них, а является неотъемлемой составляющей этого снижения. Поэтому вызывает удивление сегодняшняя позиция Минздравсоцразвития России, которая противопоставляет эти понятия и декларирует отказ от идеи снижения вреда от употребления наркотических веществ, что бессмысленно. Заболевание, которым мы занимаемся, хроническое, а это означает, что его невозможно излечить на 100%, можно только снизить вред, уменьшить его, но можно так уменьшить, что качество жизни пациента будет очень хорошим, и пациент, даже при наличии этого заболевания, будет нормально жить в социуме.
В проекте концепции мы сделали ударение на целесообразности внесения в законодательство изменений, направленных на формирование правовой основы снижения спроса на алкоголь и наркотики, сочетающих соблюдение прав человека, разумные ограничения и запреты, уголовно-правовые и административные санкции, дифференцированные формы и методы лечения, информирование, консультирование, помощь и иные профилактические меры. Также в спектре мер правового реагирования на правонарушающее поведение лиц, злоупотребляющих ПАВ, следует значительно активнее использовать лечение как альтернативу наказанию.
- Зайдя на сайт www.nan.ru Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», президентом которого вы являетесь, я для себя узнала совершенно новую и интересную информацию по вопросам правовой наркологии. С точки зрения недостаточной юридической образованности врачей, этот сайт дает очень много для повышения уровня информированности специалистов первичного звена здравоохранения по вопросам организации оказания наркологической медицинской помощи. Уверена, что объединение усилий всех врачей наркологического профиля приведет к реализации целей и задач, изложенных в проекте концепции.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru