Существует расхожая фраза: «В России пили, пьют и будут пить».
Так вот на счет того, что «пили». В 1914-1917 гг. в нашей стране по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкоголя – 0,83 л в год на душу населения. К началу 90х годов цифра достигла 5,4 л, а нынче составляет около 15 л в год. Это при том, что, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (8 л абсолютного алкоголя в год на душу населения) является опасным для здоровья нации.
Особую тревогу вызывает тот факт, что, по данным ВОЗ, число российских детей в возрасте 1014 лет, употребляющих алкоголь, перевалило за 10 млн. По мнению ученых-исследователей, 33% юношей и 20% девушек употребляют алкоголь ежедневно, средний возраст начала потребления спиртных напитков помолодел и составляет 13 лет. Лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголь. Если вспомнить, что в России всего-то детского населения от 0 до 18 лет 26 млн, то можно представить, какое будущее ожидает нашу страну.
Бомба замедленного действия
Будут ли пить дальше в таком же количестве – зависит от сегодняшних действий. По данным Федеральной службы по надзору и защите прав потребителей, в России около 5 млн человек страдает алкоголизмом. Пагубная привычка является прямой или косвенной причиной смерти 30% мужчин и 15% женщин.
– Тема пьянства, алкоголизма – не абстрактная, она перед глазами. Давайте честно и откровенно скажем: успехов нет, – отметил первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин, открывая в Совете Федерации заседание «круглого стола», посвященное проблеме подросткового алкоголизма. – И не обязательно оперировать какими-то цифрами, статистика по снижению потребления алкоголя не учитывает ни контрафакт, ни самогоноварение. Вместо этого можно выйти на улицу и посмотреть каковы дела.
– Проблема подросткового алкоголизма самым серьезным образом угрожает демографической ситуации в стране, – считает председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации Валерий Рязанский. – Размах подросткового пьянства за последние 20 лет приобрел угрожающие масштабы. А последствия от употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее, чем в зрелом возрасте, поскольку происходит рост и развитие всех жизненно важных систем организма.
За последние годы принят ряд законодательных актов, направленных на ужесточение условий производства и оборота алкогольной продукции, усилена ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним. Казалось бы, все правовые аспекты прописаны, однако сплошь и рядом происходят нарушения.
По мнению В.Рязанского, меры воздействия за неисполнение законов, принятых парламентом, должны быть значительно ужесточены, вплоть до лишения права заниматься этим бизнесом, а штрафы должны не только предупреждать, но и разорять.
– Не надо бояться реакции некоторых общественных организаций на то, что мы закручиваем гайки. В деле борьбы за исполнение законов в целях защиты детей не должно быть пощады и снисходительности.
Однако одних запретительных мер недостаточно. Поэтому пристальное внимание общество должно уделять профилактике, в первую очередь в молодежной среде. И делать это нужно на новом современном уровне, с использованием информационных технологий, свежих решений.
Наиболее слабым звеном в цепи повышения ответственности сенатор назвал родительскую ответственность:
– К сожалению, мы часто забываем о том, что центром воспитания является семья. Начинать надо с нее, и особо обращать внимание на неблагополучные семьи. Сигнальная лампа должна зажигаться на более ранних стадиях.
По его словам, следует заботиться и об организации досуга подростков. Не случайно говорят, что страна, которая не занимается развитием детского спорта, отвлечением молодежи от всего пагубного, будет работать на создание мест лишения свободы.
В.Рязанский остановился на необходимости усиления борьбы с подростковым алкоголизмом на муниципальном уровне. По его мнению, это позволит повысить эффективность экономических рычагов воздействия на нарушителей законов, ведь, кто как не местные власти лучше знают ситуацию и на алкогольном рынке, и в семье, и в школе.
Между тем, по мнению первого заместителя директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Юлии Михайловой, как раз на местах мало действий.
– На федеральном уровне есть и политическая воля в виде программы, и концепция, но всё заканчивается тем, что вверху шумят, а внизу как было, так и остается. Концепция – это документ намерений, – напомнила она. – А надо что-то делать.
Профессор привела пример, когда в одной из республик рядом с домом правительства стоят ларьки, торгующие водкой и пивом в любое время суток, и никому до этого нет дела.
Юлия Михайлова представила данные 15-летнего мониторинга алкоголизации и наркотизации детей и подростков 15 территорий РФ. По его результатам, в среднем в 9-11м классе употребляют алкоголь 55% мальчиков. Еще выше процент в Москве и Московской области, Казани, Ижевске, Архангельской области, Красноярском крае. Наиболее катастрофическая ситуация в Ненецком национальном округе (все эти годы цифра достигала 80-90%).
Самое печальное, что девочки не отстают от мальчиков, в 2011 г. они не только их догнали, но и перегнали. Девочки начинают пить раньше, пьют больше и чаще, у них быстрее формируется зависимость.
Поразительно, но первое знакомство с алкоголем происходит зачастую в семье, причем вполне благополучной, 46% девочек пьют шампанское за здоровье папы и мамы в кругу своих близких во время праздников.
Как отметила директор Центра практической психологии образования Ольга Мелентьева, у нас все события в жизни от рождения до смерти сопровождаются ритуалом употребления алкоголя, это становится общественно принятым социальным поведением.
Правда, нередко пьют в подворотнях, в основном пиво с чипсами, большими бутылками. В 15-16 лет уже многие употребляют водку, коньяк и другие крепкие напитки.
По словам Ю.Михайловой, алкоголизация как избирательная патология существует только на начальном этапе. Она впрямую связана с курением табака, а впоследствии еще и с наркоманией (от недостатка эмоций из этих детей начинают формироваться будущие наркоманы).
В некоторых территориях, например, в Воронеже, пьют меньше, но больше употребляют наркотики. Приобретают их подростки на «точке», в школе, на дискотеке.
Куда же смотрят семья и школа?
Информированность подростков о вреде алкоголя очень низкая.
– Можно ставить «двойку» работе школы по профилактике потребления алкоголя, – считает Ю.Михайлова.
Как отметила академик Российской академии образования Ирина Дубровина, проблема в том, что ослаблена система воспитания. Нужен психологический присмотр за детьми в школах, а психологов повсюду сокращают.
– Следует вернуть школе статус воспитательного учреждения, а не только дающего знания, – полагает член Совета Федерации Геннадий Савинов.
Директор Калининградского областного центра диагностики и консультирования детей и подростков Валентина Стаховская подчеркнула важность работы в самом нижнем звене – в образовательных учреждениях, поскольку там больше видят ребенка. По ее мнению, следует создать службу психологического сопровождения в каждой школе, но работать системе образования в одиночку невозможно, нужен межведомственный подход.
А Ю.Михайлова высказала предложение делать подобные «круглые столы» выездными в территории, а в перечень индикаторов оценки работы губернаторов ввести показатель количества пьющих детей.
– В борьбе с алкоголизацией молодежи нужны максимально жесткие меры и строгая правоприменительная практика, – считает А.Торшин. По его словам законы есть, но они не выполняются, надо пересмотреть санкции за продажу спиртного несовершеннолетним в сторону их ужесточения, чтобы человек, дерзнувший продать малолетнему хотя бы пиво, рисковал потерять бизнес или работу на всю оставшуюся жизнь. Вицеспикер подчеркнул необходимость пропаганды в школах здорового образа жизни, а также увеличение времени на индивидуальную воспитательную работу, создание условий для культурного досуга, занятий физической культурой и спортом. В этом должно участвовать всё гражданское общество, церковь. Приоритет же, безусловно, остается за семьей.
– Причем комплексная программа мер, включающая как профилактику, пропаганду здорового образа жизни, так и повышение акцизов на спиртное, должна работать на опережение, – полагает сенатор.
По его мнению, чтобы в ближайшее время изменить ситуацию к лучшему, нужны радикальные шаги – от ужесточения законодательства в отношении тех, кто незаконно продает алкоголь несовершеннолетним, до внедрения эффективных образовательных программ в школах с участием педагогов, психологов, родителей. Кстати, в Израиле за продажу алкоголя несовершеннолетним предусмотрено тюремное заключение на срок до полугода, в Эстонии – на год, в Швеции – до 6 лет. В Испании назначается штраф от 30 до 60 тыс. евро, во Франции – 7500 евро.
– До тех пор, пока будет разрешено выдавать лицензию малым предприятиям, и те будут иметь возможность торговать алкоголем где угодно, ничего не изменится, мы не сможем проконтролировать факт незаконной продажи алкоголя несовершеннолетним, – считает член Совета Федерации Лариса Пономарева. – Я бы оставила продажу алкоголя за крупными сетевыми и за специализированными винными магазинами.
Л.Пономарева предложила подготовить законопроект по повышению возрастного ценза до 21 года, ввести обязательность предъявления паспорта при покупке алкоголя для тех, кому нет 21. Причем это должно касаться кафе и других злачных мест. В ряде зарубежных стран возраст, с которого допускается продажа пива и иной спиртосодержащей продукции, определяется 20 и более годами, например, в США – 21 год, в Норвегии – 20 лет.
Нужен госзаказ на трезвого человека
– Алкоголь – обычный наркотик, просто он находится в легальном открытом доступе, – подчеркнул врач-нарколог, член Общественной палаты РФ Олег Зыков. – С этих позиций и нужно его рассматривать.
– С детьми надо в школе говорить не об алкоголе и наркотиках, а о самоуважении, об умении выходить из конфликта, умении сказать «нет». Профилактика алкоголизма начинается с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности, – считает он.
Сегодня многие подростки выпивают более 3 л пива в день и до 25 банок алкогольных коктейлей. Если пол-литровая банка пива равноценна 60 г водки, то тинейджер ежедневно потребляет около 400 г водки. Банка коктейля содержит 50 г этилового спирта, а содержание кофеина равноценно 34 чашкам крепкого кофе. Такое количество сокрушительно действует даже на организм взрослого человека. Консервант Е211, содержащийся в коктейлях, вызывает изменения ДНК и может стать причиной раковых заболеваний или болезни Паркинсона. Краситель Е129, по мнению ученых, является канцерогеном, он запрещен в 9 странах Европы. Сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения к алкогольной продукции. А раннее приобщение детей и подростков к алкоголю в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.
– Для меня совершенно очевидно, что шаги должны начинаться прежде всего с запрета оборота слабоалкогольных коктейлей. Кому они нужны, кроме тех, кто спаивает молодежь. Во многих странах кофеинсодержащие коктейли уже запрещены к обороту, – сказал О.Зыков.
Многие участники «круглого стола» полагают, что основной задачей должно являться формирование такого типа поведения, при котором у подростка не будет возникать желания употреблять алкоголь.
По мнению В.Рязанского, борьба с алкоголизмом может быть эффективной лишь на системной и долгосрочной основе, для этого требуется консолидация усилий всего общества.
– Нужен государственный заказ на трезвого человека, – считает представитель Русской православной церкви Валерий Доронкин, и трудно с ним не согласиться. В качестве примера он привел Польшу, где закон о воспитании трезвости и профилактике алкоголизма регулирует и акцизы, и налоги, и лечение, и реабилитацию.
Вместо послесловия
Возвращаясь в день проведения «круглого стола» домой, по пути от станции метро «Сухаревская» до Цветного бульвара (расстояние примерно 10-15 минут ходьбы вдоль Садового кольца) встретила как минимум 3 огромных щита, рекламировавших пиво различных марок. Этим же путем ходят подростки, в том числе и в школу (она расположена неподалеку), и их взор всякий раз упирается в «Старый мельник», в «Пшеничное со вкусом Франции» и т.д.
Это я к тому, что полумер недостаточно. Если законом запрещена реклама алкогольной продукции на телевидении, в печатных СМИ, Интернете, то и на улицах ее не должно быть. Дети ведь живут не в безвоздушном пространстве. Тем более что зачастую рекламируется не качество продукции, а стиль жизни.
Прав О.Зыков – если мы не поймем, что именно снижение спроса является основой политики, связанной с оборотом психоактивных веществ, мы не достигнем результата.
Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».