16 ноября 2024
Практически все мировые и отечественные СМИ сейчас не скупятся, как и во все времена, на зловещие эпитеты относительно Ариберта Хейма: «доктор смерть», головорез, садист, зверь в человеческом облике... Так-то оно так, только медицинские эксперименты над живыми людьми проводились широкомасштабно почти во всех самых крупных концлагерях нацистской Германии. Напомним, что самый первый был открыт в 1933 г., а последний остановлен советскими войсками в 1945-м. Между этими датами - миллионы заключенных, огромная часть которых превратилась в «лабораторный материал»...
Черная глава. Но...
Врачи-исполнители, ученые в белых халатах были натасканы фашистской идеологией таким образом, что понятия «бесчеловечность, истязание, мучения, преднамеренное убийство» - ничего этого в мозгах нацистских эскулапов не существовало, как не существует чувство жалости (и то не всегда) у экспериментатора (простите за невольное сравнение) с мышами, собаками, обезьянами...
В концлагерях проводили опыты сотни врачей и ученых. Это были очень разные люди: иные с философским образованием, другие обожали музыку и живопись, третьи считались образцовыми семьянинами, растили детей...
Такая «исследовательская работа», естественно, не могла не накладывать свой чудовищный отпечаток на психику исполнителей, назовем их так. И ради забавы, а то и по причине приобретенных жутких пороков эти исполнители впадали в немыслимые психологические припадки, получая истинное удовольствие от зрелищ ада, созданного ими самими, ада для других. Да, это тоже было зрелище, когда кто-то умирал в страшных муках... Но не будем продолжать.
Специалисты считают это черной главой истории мировой медицины. Но это тоже история! Более того, сведущие специалисты не станут опровергать тот факт, что «опыты» в концлагерях внесли существенный позитивный вклад в медицину, что трудно понять обычным СМИ. Только медицинские издания способны бесстрастно перечислять и комментировать.... Да и то всё не так просто.
Есть еще одно важное обстоятельство, о котором практически никогда не сообщалось. Нацистские врачи ставили эксперименты на узниках не по своей инициативе (хотя и такое случалось), а в основном по заказам военных и идеологических ведомств фашистской машины. Мы приведем эти факты, а пока вновь вернемся к детективу, связанному с поимкой 92-летнего Ариберта Хейма.
«Последний шанс»
Хейм проводил бесчеловечные эксперименты над заключенными Маутхаузена с 8 октября по 29 ноября 1941 г. Так, уцелевшие узники утверждают, что он вводил заключенным в сердце различные смертельные препараты в разных комбинациях, затем с секундомером в руке устанавливал продолжительность периода до наступления конца, чтобы таким образом создать эффективный инструмент для убийств. Однажды обезглавил убитого еврейского мальчика, сам отделял плоть от кости - полученный череп служил экспонатом в его практике. Но есть и другие жуткие свидетельства, среди них и такое: снял кожу с узника, чтобы обить стулья в квартире коменданта лагеря. Не стоит перечислять другие злодеяния... Хейм, возможно, чтобы замести следы, отправился в действующую армию, где служил простым военным врачом. А после войны работал гинекологом на курорте близ Франкфурта, женился и в свободное время поигрывал в местной футбольной команде.
По чьей-то наводке спецорганы в 1957 г. заинтересовались его прошлым, но только в 1962-м немецкая прокуратура выдала ордер на его арест. Хейм ушел из-под носа полиции. Полагают, что его предупредили «соратники по партии». Ну а затем следы военного преступника обнаруживаются то в одной части света, то в другой - нам это неинтересно. Относительно недавно следствие публично утверждало, что Хейм мертв. И вдруг в августе прошлого года прокатился слух: Хейм жив, ему 91 год. А всё дело в том, что прокуратура и представительство известного Центра Симона Визенталя получили доступ к банковским счетам Хейма в Берлине, на которых хранился миллион евро. Тот факт, что никто из троих детей преступника не предъявил претензий на эти деньги, говорит о многом... Более того, в 2001 г., оказывается, сам Хейм обращался по своим делам в налоговое управление Германии.
И уже в эти дни проскальзывала информация, что Хейма якобы видели то в Чили, то в Испании, Португалии... Составлен компьютерный фоторобот, увеличено вознаграждение до 150 тыс. евро. Вообще, операция по поимке гитлеровского садиста носит название «Последний шанс». Не так это и интересно, если не отталкиваться от этих сообщений и не вспоминать другие факты изуверства немецких лагерных врачей.
Научный центр «Освенцим»
Круг исследовательских интересов здесь был необычайно широк. Во главе этого «научного центра» стоял некий Йозеф Менгеле, к личности которого мы еще вернемся. Скажем, велись работы по «повышению плодовитости арийских женщин». Материалом для этого становились заключенные женщины неарийского происхождения. Затем фатерлянд поставил новую, прямо противоположную задачу: найти наиболее дешевые и эффективные методы ограничения рождаемости «недочеловеков» - евреев, цыган и славян. Изуродовав, искалечив десятки тысяч мужчин и женщин, Менгеле сделал «великий научный прорыв»: оказывается, самым надежным способом избежания зачатия является кастрация. Волосы становятся дыбом, когда читаешь материалы по этим делам Станислава Шустермана, одного из тех, кто собирает подобные сведения, публикуя их в зарубежных специальных журналах и вестниках, а также в Интернете, на который мы частично и ссылаемся.
Примерно в середине 1943 г. Вермахт «спустил» всем концлагерям очередную строго засекреченную тему: как воздействует холод (имеется в виду российская зима) на организм солдата? Методика экспериментов была примитивной и безжалостной, как топор: врачи в эсэсовской форме обкладывали подопытного узника льдом, постоянно замеряя температуру. Когда несчастный умирал, из барака приводили нового. Вывод: после охлаждения тела ниже 300С человека спасти практически невозможно, хотя и случались исключения... А «спасали» горячей ванной.
Военно-воздушные силы Германии заказали исследования по теме: влияние большой высоты на работоспособность пилота. В Освенциме построили специальную барокамеру. Другими словами -камеру невероятных, доселе неизвестных человеческой цивилизации пыток: при сверхнизком давлении узника просто разрывало на части. Через эту смерть прошла не одна тысяча заключенных. Вывод: надо строить самолеты с герметичной кабиной. Построили несколько опытных образцов, но они из-за катастрофической военной ситуации на фронтах так и не поднялись в небо. Зато попали в цеха самолетостроения других стран.
Йозеф Менгеле, теперь уже без всякого заказа сверху, решил проявить научную инициативу, проведя серию жутких опытов с глазами заключенных евреев. Просто не верится, но он решил доказать, что карие глаза евреев никогда не могут стать голубыми, арийскими. С этой целью он делал инъекции голубого красителя - крайне болезненные и зачастую приводящие к слепоте. Вывод: еврея нельзя превратить в арийца. А что стоит «изучение» 3 тыс. малолетних близнецов, из которых выжили лишь 200 человек! Близнецам переливали кровь и пересаживали органы друг от друга. Сестер заставляли рожать от своих братьев. Проводились операции по принудительной смене пола, что пригодилось позже, уже в мирное время. Пригодилась и кое-какая продукция ныне существующего крупнейшего химического концерна (не будем называть бренда). Этот концерн в нацистской Германии производил не только бензин для танков, но и газ «циклон Б» для газовых камер Освенцима. Фармацевтический осколок этого концерна хорошо известен сейчас в России... Между тем лишь одна из бывших выживших узниц концлагеря недавно подала в суд на немецкую компанию, производившую в годы войны снотворные. Какие снотворные? Новые, которые испытывали в Освенциме. После их принятия все испытываемые не смогли проснуться, для дальнейших исследований потребовалось еще 150 заключенных женщин.
Специалистам известно, что, скажем, доктор Виртц занимался исследованиями рака легких с хирургическим вмешательством. Профессор Клауберг и доктор Шуман, а также доктор Глауберг в концлагере института Кенигхют-те (был и такой) проводили опыты по стерилизации людей. Доктор Домен в Заксенхаузе работал над исследованиями заразной желтухи и поиском вакцины против нее. То есть узников сначала заражали, а затем лечили. Профессор Хаген в Нацвайлере изучал сыпной тиф. Исследовали малярию. Занимались работами над действием различных химических препаратов на человека.
Были и чистые авантюристы, такие как доктор Рашер. Он искал пути лечения бесплодия, в частности на собственной жене. Она якобы спокойно рожала детей после его лечения. Действительно, в семье Рашера появлялись дети, но, как оказалось потом, эти дети были подставными, то есть чужими. Были и просто врачи-дикари, скажем, доктор Арнольд Домен заражал людей гепатитом, а потом лечил с помощью прокалывания печени. Это гнусное действие не имело никакой перспективы, что хорошо понимали даже коллеги Домена. А вот Герман Восс сам не участвовал в бесчеловечных экспериментах, но тщательно систематизировал материалы других своих коллег, проводивших эксперименты с кровью узников. Сведения ему поставлялись не без помощи гестапо. Сейчас по его учебнику учится каждый студент-медик.
Менгеле -баловень судьбы
Его считают самым известным из нацистских преступников-врачей. По сравнению с ним ныне разыскиваемый Хейм - просто пташка. Однако Менгеле никогда не познает, что такое скамья для подсудимых, тем более тюремные нары. За свою жизнь он успел многое. Родился в Баварии в 1911 г., изучал философию в Мюнхенском университете и медицину во Франкфуртском. В 1934-м вступил в национал-социалистическую партию, в 1937-м - в СС. Работал в Институте наследственной биологии и расовой гигиены. В свете нацистской идеологии любопытна тема его диссертации: «Морфологические исследования строения нижней челюсти представителей четырех рас». После начала Второй мировой войны служил в качестве военного врача в эсэсовской дивизии «Викинг» на территории Франции, Польши, России. После ранения гауптштур-мфюрер СС Менгеле был признан негодным к строевой службе и в 1943 г. назначен главным врачом концлагеря Освенцим. Оказывается, на «фабриках смерти» была и такая должность. Заключенные вскоре прозвали нового шефа медицины «ангелом смерти». По своей специальности благодаря бесчеловечным «опытам» над узниками Менгеле разработал вакцины против различных болезней.
В 1945 г. он тщательно уничтожил все собранные результаты исследований и сбежал. Еще 4 года преспокойно жил и работал в своем родном Гюнцбурге. Затем по новым документам, полученным, кстати, легально, по линии Красного Креста на имя Хельмута Гре-гора, эмигрировал в Аргентину. В начале 50-х, когда Интерпол выдал ордер на его арест (с правом физического уничтожения), он перебрался в Парагвай.
Почему мы так подробно рассказываем о перемещениях военного преступника? Да потому что и разыскиваемый ныне Хейм не прятялся по подворотням, а жил почти открыто. Ловля нацистов часто превращалась в бутафорскую игру. Все с тем же паспортом на имя Грегора бывший эсэсовец регулярно посещал Европу, где остались его жена и сын. Так, швейцарская полиция следила за каждым его шагом - и только! На голову военных преступников не хватало нашего КГБ, тут бы мышь не пробежала.
Таким образом, преступник-врач, на счету которого десятки тысяч уничтоженных заключенных, наслаждался отдыхом на песчаных пляжах Латинской Америки, при этом почитывая газеты, в которых подробно расписывались его злодеяния, указывалась сумма гонорара в размере 50 тыс. долл., назначенных за предоставление информации о его местопребывании. К слову сказать, обвинения в свой адрес он не мог понять, так как смотрел на своих подопытных как на материал для исследований, вроде животных низшего порядка. В этом смысле интересно признание перед повешением медицинской сестры одного из концлагерей: «Я не раскаиваюсь в совершенных, как вы трактуете, бесчеловечных истязаниях узников. Я ни в чем не виновата, а виновато само существование концлагерей. Если бы их не было, я была бы другой и жила нормальной семейной жизнью: растила детей, разводила цветы». Что-то в этом есть... Фашизм зомбировал миллионы немцев.
Ну а как закончил жизнь Менгеле? В 1979 г., купаясь на одном из пляжей Бразилии, он утонул. Тут же появилась версия о «руке Моссада». Не было этой «руки», утверждали газеты. Впрочем, это уже неважно.
Владимир ХРИСТОФОРОВ, спец. корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru