Вы здесь

Девушка и смерть

Израильский психолог-криминалист Анат Берко в недавно вышедшей на иврите книге «Женщина-бомба» пытается проникнуть в психологию террористок-самоубийц. По ее мнению, психологию суицидальных террористок нельзя выводить из психологии нормального человека. «В роковой момент принятия решения умереть, - утверждает доктор психологии Берко, - человек становится другим, он резко меняется». По сути, труд Берко - серьезное научное исследование. Именно как психолог-криминалист (а не журналист) она посещала израильские тюрьмы и проводила беседы с женщинами, решившимися на самоубийство, но в самый последний момент арестованными израильскими службами безопасности.

Женщины-бомбы
В настоящее время израильские психологи поведенческий аспект террориста-самоубийцы рассматривают как явление скорее психологического порядка, чем социального. Смертники, независимо от пола, соотносят себя не с жертвами, а с героями. Ощущения террориста, который идет подрываться в толпе мирных граждан, носят характер несомненного эгоцентризма и с медицинской точки зрения определяются как «нарцистическая агрессия». И хотя у суицидальных террористов отсутствуют прочные социальные связи, большинство тех, кто желает прослыть «шахидом» («святым мучеником»), относятся к беднейшим и средним слоям населения. У террористов-самоубийц, обучавшихся в университетах, получивших научные степени, индивидуализм и вера в свою исключительность доведены до крайности.

Несколько лет назад корреспонденту «МГ» представилась возможность поговорить в женской тюрьме «Неве-Тирца», расположенной в городе Рамле, с несколькими палестинками, которые по разным причинам не смогли совершить теракт-самоубийство.

Турайе Хамури было 26 лет, когда ее накануне свадьбы бросил жених. И она не придумала ничего лучше, чем покончить с собой. Вероятно, вспомнив арабскую поговорку, которая аналогична русской «на миру и смерть красна», Турайя решила предложить себя террористической организации. Похожая судьба и у тогда 28-летней Шифы аль-Кураси. От нее, воспитанной в ортодоксальной мусульманской семье, ушел муж, а родственники отвернулись. Важно заметить, что «координаторы смерти», иначе говоря, «диспетчеры», постоянно находящиеся в поиске «шахерезад», готовых одеть «пояс смертника», всегда оказывались рядом. Но и это еще не всё. Несчастным женщинам не очень хотелось признаваться журналисту в несомненной «банальности» причин, толкнувших их на смерть, и свои рассказы они всегда приукрашивали религиозным и политическим «романтизмом».

Доктор Берко сосредоточила внимание на смертницах, потому что они, по ее мнению, «представляют загадку еще большую, чем террористы-смертники сильного пола». «В самом деле, мужчин-смертников хоть как-то можно понять, - рассуждает Берко, - им обещают рай, 70 девственниц, готовых выполнять любые их прихоти, а какими картинами привлекаются террористки-смертницы?» Чтобы ответить на этот совсем не простой вопрос, А.Берко прежде всего внимательно присмотрелась к тем разновозрастным женщинам, которые решились стать шахидками.

И что же оказалось? Вафа Самир Ибрагим Бас, 21 года, которую оперативники ШАБАКа (Израильская служба общей безопасности) перехватили в июне 2005 г., когда она шла взрывать приемное отделение больницы «Сорока» в Беэр-Шеве, была жертвой изнасилований в собственной семье. Чудовищность задумки Вафы Бас становится еще более очевидной, если учесть, что именно в этой больнице ей оказывали помощь, когда она получила ожоги на кухне. Тем не менее девушка полагала, что, совершив ценой собственной жизни убийство нескольких евреев, она превратится в героиню.

А вот другой Вафе, по фамилии Идрис, удалось взорвать себя в Иерусалиме на улице Яффо в январе 2002 г. Тогда пострадало более 100 человек. Погибшей было 28 лет. А.Берко полагает, что эта молодая женщина решила умереть, потому что не могла иметь детей и именно по этой причине находилась в процессе развода с мужем.

У 57-летней Фатимы Омар Махмуд Наджар было 10 детей и 41 внук и внучка. Ей надоело нянчиться с внуками, и она решила стать смертницей, ибо уверовалась, что, попав в рай, обретет вечную молодость. Ее тоже по пути на «дело» перехватили оперативники ШАБАКа. Но дикость ситуации заключается в том, что семья знала о безумном плане «бабушки» и не пыталась ее отговорить.

Ханади Тайсир Джарадит, которая подорвала себя в октябре 2003 г. в хайфском ресторане «Максим», было 29 лет. Она, убившая 21 человека, стала смертницей, серьезно полагая, что таким образом сумеет «повысить статус женщины в палестинском обществе».

И все-таки общей чертой палестинских смертниц, утверждается в книге «Женщина-бомба», является их несомненная вера в мусульманский рай. «Верят наивные девушки из деревень, едва умеющие читать и писать, - считает психолог-криминалист А.Берко, -и женщины с высшим образованием. Социалистки, которые в израильских тюрьмах расхаживают в сползающих джинсах, тоже верят в рай».
 
Смертницы адекватны и даже корректны
На мой взгляд, террористов-смертников, включая и шахидок, неверно относить к психически больным людям. В повседневной жизни они вполне вменяемы и способны контролировать свои поступки. Адекватно они ведут себя и в тюрьмах, иногда даже выделяются корректностью и вежливостью. И при всем при том они же готовы хладнокровно совершать свои злодеяния.

В этой связи любопытно сравнить исламистских террористок с эсеровскими боевичками, действовавшими в России на рубеже ХIХ-ХХ веков. Сразу же оговоримся, что эсеровская доктрина предусматривала только индивидуальный террор, массовый же полностью исключался. Однако психологический аспект исламистских и эсеровских террористок во многом схож.

Анна Гейфман, известный американский, а ныне израильский историк, автор книги «Революционный террор в России. 1894-1917», опубликованной в переводе на русский язык в 1997 г., пишет: «Люди, искавшие выход из невыносимых ситуаций, находили много способов покончить с собой». Рассказывая, в частности, историю 21-летней Евстилии Ро-гозинниковой, которая 15 октября 1907 г. вошла в помещение Петербургского тюремного управления с целью убить его начальника А.М.Максимовского. К телу Евстилии было привязано 13 фунтов нитроглицерина вместе со взрывчатым устройством, и «она была готова взорвать всё здание». Рогозинникова убила Максимов-ского выстрелом из револьвера, но взрывчатку использовать не успела. Рогозинникову судили, и эта женщина-убийца время от времени оглашала зал судебного заседания взрывами смеха. А ведь дело шло к виселице и ею закончилось.

В психопатическом плане немногим от Рогозинниковой отличалась Зинаида Коноплянникова, застрелившая 13 августа 1906 г. генерал-майора Георгия Мина, командовавшего подавлением годом раньше декабрьского вооруженного восстания в Москве. Эта женщина шла на смерть как на праздник.

В недавно найденном письме Марии Спиридоновой, харизматичного лидера левых эсеров, арестованной 16 января 1906 г. в Борисоглебске за убийство Гавриила Николаевича Луженовского, советника тамбовского губернатора, которого революционеры обвинили в жестоком обращении с крестьянами, тоже говорится о «желании насильственной смерти». «Это был бы прекрасный революционный акт», - утверждается в письме. Спиридонова пыталась разбить себе голову во время ее конвоирования из Борисоглебска в Тамбов.

Если человек, неважно какого он пола, встает на путь террора, сойти с него он уже не может. Этот человек меняется психологически, ибо преодолевает определенный барьер, резко разделяющий добро и зло. И история терроризма тому пример.

Фанатизм без тормозов
Профессор Университета им. Джорджа Вашингтона Джерролд Пост, известный эксперт по террору, специализирующийся на политическом психоанализе, в вышедшей в 2007 г. книге «Мышление террориста» утверждает, что «религиозный фанатизм не знает тормозов и ограничений». И действительно, как назвать отца, привязавшего взрывчатку к крошечному тельцу своего ребенка? Младенца оторвали от материнской груди с единственной целью - сделать из него «шахида». Именно так поступил убийца самой знаменитой пакистанки Бена-зир Бхутто, впервые в истории мусульманской страны ставшей главой правительства. Этот дважды убийца выставил своего ребенка, свою плоть и кровь, в первые ряды демонстрантов, приветствовавших Бхутто. Никто и предположить не мог, что, когда Бхутто подойдет к младенцу, чтобы поцеловать его, отец-выродок приведет в действие «живую бомбу». И ведь наверняка этот мужчина производил впечатление нормального человека, иначе охрана Бхутто его непременно бы оттеснила. Однако у этого ребенка была и мать. Неужели она не царапалась, не кусалась, не билась в истерике, наконец, когда изверг-муж отрывал от нее маленькое тельце? Отвечать на этот вопрос нет человеческих сил, потому что ответ не может быть однозначным.

Психологи определяют террориста-самоубийцу как существо «коллективистское», ибо в одиночку подобные деяния совершить трудно. Почти невозможно! В конце концов, где-то надо раздобыть взрывчатку, кто-то должен надеть «пояс смертника», предварительно объяснив, как с ним обращаться. Даже сумасшедший вынужден будет с кем-то поделиться своими планами. И вот именно в этом месте и в это время должна оказаться агентура спецслужб.

Демонизация раздувает террор
Мухаммед Харади, израильский детский психолог, работающий в Беэр-Шеве, убежден, что арабские и особенно палестинские СМИ, демонизирующие Израиль и еврейский народ, вносят кровавую лепту в раздувание террора. Вот только часть поэмы, которую маленькая девочка из Газы декламировала по хамасовскому телевидению: «Даже если все евреи прибудут в Израиль, ища убежища у обезьян-сионистов, мы никогда не отдадим нашу землю. Пусть я умру, как шахидка».

И все-таки в этом мире случаются едва ли не чудесные превращения. Сегодня Шифе аль-Кудси, жительнице палестинского городка Туль-Карем, 30 лет. Она родилась в многодетной семье. В 16-летнем возрасте ее выдали замуж за пожилого мужчину. Родилась дочь, но брак вскоре распался. Пришлось возвращаться в родительский дом, в котором кроме нее жили еще 9 братьев и сестер. Ситуация казалась безысходной, и Шифа решила стать смертни-цей. Найти «куратора» труда не составило. Ей уже подбирали «пояс смертника», рассчитывая закамуфлировать под беременную. Но тут сработали израильские спецслужбы, получившие точечное предупреждение. Шифу аль-Кудси арестовали.

Приговор суровым не был, потому что в ее доме не нашли взрывчатых веществ и оружия. И тем не менее около 6 лет молодая мать провела в тюрьме, периодически получая «отпуск» для проживания дома под надзором полиции. В тюрьме аль-Кудси времени даром не теряла - выучила английский язык и иврит, получила аттестат о среднем образовании. Выйдя на свободу, неудавшаяся смертница окончила университет, получив специальность социолога. Теперь она отвергает террор и работает в качестве добровольца в миротворческой организации.

Захар ГЕЛЬМАН, соб. корр. «МГ».
Иерусалим.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru