11 января 2025
В сентябре Швеция станет площадкой для проведения пятых международных учений спасательных служб «Баренц Рескью – 2011». По информации, распространенной Главным управлением МЧС по Мурманской области, российская сторона предложила внести в сценарий условную крупную железнодорожную аварию. Другими игровыми эпизодами предстояще го масштабного сражения за человеческие жизни на суше, воде и в воздухе будут автомобильная авария с многочисленными жертвами и прорыв плотины. Совместные маневры стран Баренцева/Евроаркти ческого региона периодичностью один раз в два года включают и ме дицинские мероприятия, неизменно повышающие эффективность при граничного сотрудничества в области предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации. С 2005 г. в учениях «Баренц Рескью» неизменно принимает участие Мурманский территориальный центр медицины катастроф. Сегодня его директор, кандидат меди цинских наук, заслуженный врач РФ, академик РАЕН Владимир БУЯ НОВ – собеседник корреспондента «МГ».
– В том же сентябре, когда на территории Швеции будут разыгрываться учения сил реагирования четырех держав Европейского Севера, исполнится ровно 25 лет принятию партнерами Конвенции о раннем уведомлении о радиологических чрезвычайных ситуациях и Конвенции об оказании помощи в случае ядерной или критической радиологической ситуации. Эти международные нормативные документы стали первыми ласточками, за которыми последовали новые подходы в стратегиях взаимо действия с нашей страной при возможных природных или техногенных катаклизмах, не так ли, Владимир Михайлович?
– Я бы уточнил: одними из первых ласточек. При этом враз вес ны они не сделали. Пожалуй, активная фаза международного сотруд ничества нашего учреждения с коллегами из приграничных государств – Королевства Норвегия и Финляндской Республики началась в 1992 г., на следующий год после образования в Мурманске Центра медицины катастроф. К настоящему дню отношения с теми и другими партнера ми сложились достаточно тесные. У нас есть практические случаи оказания медицинской помощи пострадавшим с финской и российской стороны в районе контрольно-пропускного пункта «Лотта», когда сосе ди работали с нашими соотечественниками, а мы – с финскими гражданами. Тому чаще всего предшествовали ДТП.
На территории Мурманской области действовала программа «TACIS», известная как инициатива Евросоюза по повышению безопасности на автодорогах для стран Восточной Европы и государств – бывших республик СССР. Наш Центр медицины катастроф принимал в ней активное участие. Двусторонние учения проходили в Финляндии и России. На эту тему снято несколько фильмов.
Сегодня формальная процедура пересечения границы в ту или другую сторону российскими медиками или финскими парамедиками и спасателями предельно упрощена, более 3-5 минут она не занимает. Но так было не всегда. К этому надо было шагать и шагать. В том чис ле путем переговоров на всех уровнях.
В течение последних 10 лет весьма прочные контакты налажены с коллегами из Норвегии. С норвежцами, как, впрочем, и с финнами, мы идем по пути практического обмена опытом. Их врачи и средние медработники неоднократно приезжали на нашу базу. Мы ездим к ним. В свое время, еще в первой половине 90-х годов, мы навели мосты с санитарной авиацией Королевства Норвегия, ее штаб-квартирой в Осло и ее представителями в Киркенесе, где всегда наготове стояли два специализированных самолета – турбореактивный и турбовинтовой. Польза была обоюдная, учитывая то обстоятельство, что отделение санитарной авиации в Мурманской области – это клинический отдел моего центра.
Более 5 лет длились переговоры с норвежскими партнерами для того, чтобы подойти к практическим действиям, что называется, в автоматическом режиме по оказанию помощи больным и пострадав шим при возникновении чрезвычайных ситуаций в приграничных районах.
В результате совместных усилий, включая переговоры норвежского погранкомиссара и нашего пограничного руководства, теперь условия для работы и в обычной обстановке максимально облегчены. То есть мы всегда можем беспрепятственно передать или получить пациента на КПП «Борисоглебск». Проблемы проезда на этот крошеч ный нейтральный участок территории между двумя шлагбаумами не существует, этот вопрос решен абсолютно.
– Осенью прошлого года я присутствовал на приеме руководителей Министерства здравоохранения Норвегии в правительстве Мур манской области. Визитеры сразу сообщили, что они приехали погово рить не только о том, как оптимально распределить те 40 млн руб., которые их маленькая страна выделила России на реализацию проектов в области охраны здоровья, но и о том, как укреплять меры по защите от радиации и других вероятных угроз. Кроме упомянутых уже конвенций, какие конкретно международные соглашения и договоренности стали юридической платформой для принятия совместных управленческих решений, развивающих прямое пограничное сотрудничество на местном и региональном уровнях в случаях возникновения ЧС?
– В декабре 2009 г. было принято соглашение между правительствами государств – членов Совета Баренцева/Евроаркти-ческого региона о сотрудничестве в области предупреждения, готовности и реа гирования на чрезвычайные ситуации. Документ очень серьезный и важный, безоговорочно признающий то обстоятельство, что требуемые ресурсы для адекватного ответа на подобные ситуации могут на ходиться в соседнем государстве, учитывающий растущее использование северных территорий для добычи углеводородов, других при родных ресурсов. Подписали его за правительства Королевства Норвегии, Российской Федерации, Финляндской Республики, Королевства Швеция министры иностранных дел четырех стран. К этому соглаше нию шли мучительно долго, но теперь оно существует.
Спустя полгода появилось отдельное соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития Мурманской области и губернией Финнмарк, что в северной Норвегии, частью которого был отдельный документ о взаимной экстренной ме дицинской помощи больным и пострадавшим в чрезвычайных ситуа циях и в режиме повседневной деятельности и в их транспортировке.
Мы имели и до этого опыт практической работы, когда случались ДТП с нашими туристами. В одном из них пострадал не один десяток человек единовременно. Медики Киркенеса оказывали им экстренную помощь в своем небольшом госпитале, ни к объему, ни к качеству которой претензий у нас не было. Мы посылали туда вертолет и прак тически в безвизовом режиме нам разрешали забрать своих пациентов.
Очень часто норвежцы спасают здоровье и жизни наших моря ков. Их вертолеты обладают несколько большей дальностью полета, чем российские Ми-8.
– А вы, в свою очередь, в какой степени готовности откликнуться на беду, если та произойдет с норвежцами в море?
– Еще в 1992 г. в нашем Центре медицины катастроф была сформирована медицинская бригада воздушных спасателей. Несколько врачей и фельдшеров с хорошей физической подготовкой, включая меня, освоили навыки спуска с вертолета в режиме висения. Вы виде ли, как десантируется спецназ? Мы проделывали то же самое в течение 15 лет, когда зимой и летом выполняли тренировочные спуски на воде и на суше. Потом оказалось, что это никому не нужно, поскольку входит в противоречие с нормативной правовой базой, и то гда я повседневные воздушные тренировки запретил. Однако в условиях чрезвычайной ситуации мы сможем выполнить такую работу, по тому что подготовлены к ней. Можно вспомнить устранение последствий крушения грузового теплохода «Степан Разин» года четыре на зад. Несколько фельдшеров под началом моего заместителя два дня вместе со спасателями эвакуировали на сушу порядка трех десятков моряков, а потом оказывали потерпевшим медицинскую помощь.
Раздел работы, связанный с совершенствованием спасательных мероприятий в момент зависания винтокрылых машин, очень нужный. Почему им никто не интересуется? Этот вопрос не ко мне.
Кстати, в Баренцевом море ежегодно в сентябре проходят учения «Спасение на водах», их участники – представители спасательных служб Норвегии и нашего регионального спасательно-координационного морского центра. Там среди прочих нюансов отрабатываются вопросы безвизового пролета воздушных судов.
– Почему необходимо тренироваться и учиться вместе?
– Главным образом потому, что стандарты оказания медицинской помощи в России и странах Евросоюза могут отличаться. В 2003 г. по линии обучающего пилотного проекта ВЦМК «Защита» 12 российских врачей, в том числе я и один из специалистов нашего территориаль ного центра медицины катастроф, прошли обучение в школе службы спасения по воздуху. Это было в Германии, где нам и вручили сертификаты международного образца. Под эгидой такого сертификата я возглав ляю коллектив, который в случае надобности будет за пределами РФ осуществлять спасение пострадавших по воздуху. Мы имеем на это легитимное право.
Сотрудники нашего центра принимали участие в популярных учениях «Баренц Рескью»: в 2005 г. – на норвежской земле, в 2007 г. – на территории Финляндии и в 2009 г. – в Мурманской области. На уче нии в Норвегии, например, только статистов присутствовало 1400 че ловек. Там была задействована авиация четырех стран, включая Рос сию. Представляете масштаб? Учения эти инспектировал кронпринц Норвегии, и так случилось, что он по двум эпизодам попадал на рабо ту наших бригад. Рядом с каждым из медиков находился оценщик, проверяющий и контролер, а штаб подводил общий итог. Там мы «от стрелялись» довольно успешно. В сентябре этого года организатором учений «Баренц Рескью» выступает Швеция, и мы, конечно, в них бу дем участвовать.
– Владимир Михайлович, перейдемте от учений к будничной жиз ни. Как вы думаете, вам прибавит работы грядущее освоение Штокманского газоконденсаторного месторождения? Объявлено, что месторождение, расположенное на шельфе российского сектора Баренцева моря, в пятистах километрах от Мурманска, станет разрабатываться с привлечением французской и норвежской компаний.
– Надо отдавать отчет, что Штокман значительно удален от границ Норвегии, а это будет огромное и небезопасное производство. Наш центр медицины катастроф уже неоднократно посещала производственно-медицинская делегация, разведывая возможности оказа ния медицинской помощи сотрудникам французской фирмы Total. Их интересует, соответствуют ли наши технические ресурсы международным стандартам. Знаете, нам не стыдно ни за свою технику, ни за под готовку своих сотрудников. И за свой английский тоже не стыдно.
В конце концов не зря же нам присудили 2-е место в общероссийском конкурсе на лучший территориальный центр медицины ка тастроф в 2010 г.
Беседу вел
Владимир КЛЫШНИКОВ,
соб. корр. «МГ».
Мурманск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru