Вы здесь

Уроки трагедий

Апрель 2003 г. в России печально вошел в историю крупными пожарами с гибелью в огне большого числа школьников. 7 апреля в селе Сыдыбыл Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия) в результате пожара, возникшего в деревянном двухэтажном здании местной средней школы, погибли 22 учащихся из 106, находившихся в это время на занятиях. Останки шестерых детей даже не были найдены. Спустя несколько дней «красный петух» прошел по зданию школы-интерната для глухих и слабослышащих детей в другом конце страны - в Махачкале. 28 воспитанников погибли сразу, задохнувшись в дыму. Один ребенок скончался в больнице, несмотря на все реанимационные мероприятия, спустя 1,5 недели. А в конце апреля случился пожар уже в самой Москве, в 5-этажном здании коррекционной школы-интерната, где погиб один ребенок в результате отравления угарным газом.

В смертельной ловушке


Сотрудники Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского при своем очередном посещении Сыдыбыла в августе 2008 г. еще раз высказались о поразившем их большом масштабе человеческих жертв для такого небольшого населенного пункта. Горе потери детей поселилось практически в каждой семье. 3 семьи потеряли по 2 ребенка.

Но печальная эпопея массовой гибели людей при пожарах в Якутии началась еще раньше. Ожулунскую трагедию 1996 г., когда при пожаре, возникшем тоже в двухэтажном деревянном общежитии СПТУ № 13, погибли 17 юношей и девушек, вряд ли кто ныне помнит, кроме взрослых жителей этой деревни и оставшихся в живых жертв пожара. Эта трагедия была быстро забыта. В то время СМИ находились еще под зорким оком властных структур, и за пределами республики мало кто узнал об этой чудовищной трагедии в богом забытом глухом селе далекой Якутии. Причиной пожара в Ожулуне оказался банальный, весьма часто встречающийся в жизни так называемый человеческий фактор. Жертвы оказались в смертельной ловушке: окна общежития были зарешечены, запасные двери заколочены, а ночной вахтер ушел домой досыпать, повесив замок на единственную дверь, через которую осуществлялись вход и выход людей. Представить себе картину, как люди метались между двумя этажами в поисках путей спасения и были обречены на гибель... По причине головотяпства начальников, начиная от директора, кончая вахтером - беспрецедентная преступная беспечность, халатное отношение руководителей, отсутствие у должностных лиц способности предвидеть возможные варианты чрезвычайных ситуаций. Но непосредственные виновники пожара тогда отделались легким испугом.

В Сыдыбыле останки 15 сгоревших заживо детей в виде костных фрагментов были обнаружены в конце фойе первого этажа, откуда через небольшой коридор с дверью был проход в туалет, а от него выход на улицу. 30 детей успели выбраться через окна фойе, остальным не хватило времени - дым сделал свое страшное дело, дети задохнулись. Двери оказались заколоченными, таким образом выход на улицу через проход в туалет был недоступен. Возникает резонный вопрос: «А почему не функционировал школьный туалет?» Ответ на него очень простой: это - проявление нашей дикости, культурной отсталости, игнорирования установленных положений по созданию элементарных бытовых удобств, санитарно-гигиенических требований, необходимых для современного цивилизованного человека.

Не спешите винить учителей

Все учителя Сыдыбыльской школы остались живы. Возникшие сразу после случившейся трагедии разговоры о виновности учителей, которые, мол, не предприняли в зоне пожара меры по организованной эвакуации детей, на первый взгляд казались обоснованными и вполне справедливыми. Негодование родителей и родственников погибших детей основывалось на уверенности в своем мнении, что учителя не смогли выполнить свои должностные обязанности.

Да, учителя тоже поддались растерянности и страху, и их поведение   было   обусловлено неосознаваемыми защитными реакциями, которые до определенного времени, оставаясь физиологически нормальными, мобилизовали физические и психические ресурсы для самоспасения. При жизнеопасных ситуациях абсолютно бесстрашных психически нормальных людей не бывает. Всё дело заключается в мгновениях, необходимых для преодоления растерянности и принятия правильного решения и начала действий. Это не всем удается. Большинство людей (примерно 50-75%) при экстремальных ситуациях в первые минуты оказываются ошеломленными и малоактивными. Реакции страха в жизнеопасных ситуациях бывают контролируемые и бесконтрольные. Бесконтрольный страх - это уже просто паника. Когда людьми начинает руководить страх и незнание, что делать конкретно, наступает потеря самообладания и развиваются различные острые психогенные расстройства. Однако следует отметить, что в любых и даже самых тяжелых условиях 12-25% людей сохраняют самообладание, правильно оценивают обстановку, четко и решительно действуют в соответствии со складывающейся ситуацией. Такие люди при осознании катастрофичности происходящего думают не о собственном выживании, а об ответственности за жизнь окружающих.

Как показывает опыт, в различных катастрофических ситуациях профилактика паники, растерянности состоит в предварительном обучении людей действиям, необходимым в критических ситуациях, в правдивой и полной информации.

Так виноваты ли были учителя Сыдыбыльской школы, которые, оставшись в живых, стали объектом для упреков и обвинений со стороны родителей и родственников погибших детей в непринятии мер по их спасению, будучи рядом в зоне пожара?

Профессор Зураб Кекелидзе, заместитель директора ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, почти с первых дней после трагедии находившийся со своими научными сотрудниками в Сыдыбыле, спустя год с лишним по этому поводу высказался категорично: «нет». Характер поведения человека в жизнеопасных обстоятельствах предвидеть невозможно, всё зависит от его психологических особенностей, типа реакции в экстремальных ситуациях. Винить людей в неподобающем, «преступном» поведении в жизнеопасных ситуациях нельзя, так же как нельзя винить человека в том, что у него иной цвет глаз, чем у других. Ведь наше поведение в критический момент часто диктуется неосознанными физиологическими защитными реакциями, он утрачивает самообладание, поддается страху, панике. Следовательно, в его поступках нет злого умысла, который карается законом. Не все рождаются, чтобы быть героями.

«Мы должны научить якутов плакать»

Каждый конкретный случай чрезвычайного происшествия характеризуется его масштабом, числом пострадавших, характером территории, где произошла трагедия. До сих пор не выработано четких правил в оказании помощи. Поэтому можно говорить лишь о разъяснении причин поведения людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, предупреждении поступков и принятия решений во избежание более тяжелых последствий.

У научных работников ГНЦ социальной и судебной психиатрии была своя цель: изучение острых реакций на стресс в условиях чрезвычайных происшествий и влияния на психическое и физическое состояние здоровья человека. Более половины школьников, оказавшихся в зоне пожара и оставшихся в живых (48 человек), родители погибших детей, учителя получили психолого-психиатрическую помощь.

По З.Кекелидзе, структура острых реакций на стресс (ОРС) при чрезвычайных обстоятельствах сводится к 4 видам расстройств. Это - повторные переживания случившейся ситуации с ее особо психотравмирующими сценами, вплоть до визуализации, синдром повышенной возбудимости, синдром избегания и диссоциативные расстройства. Первые две группы расстройств, думаю, читателям понятны.

Синдром избегания заключается в том, что лица с таким видом психического расстройства не раскрывают свои переживания, ссылаясь на то, что им страшно и неприятно вспомнить всё то, что было. Это - из того проявления поведения человека, известного всем как «держать внутри». Порой дело доходит до отрицания случившейся ситуации. Таких в Сыдыбыле среди школьников было 21 человек.

Диссоциативные расстройства характеризуются появлением у человека чувства нереальности происходящего и так называемой блокировкой эмоций. Человек как бы цепенеет, лицо его принимает бессмысленный вид, слеза у такого человека не выступит. З.Кекелидзе, представитель другой нации, иной культурной среды, но человек современных взглядов, большой ученый, побывавший во многих странах, был ошеломлен отсутствием слез у якутов в дни большого несчастья, потери близких людей, во время похорон. При втором приезде в Якутию в августе 2004 г. он выдвинул тезис: «Мы должны научить якутов плакать». Слеза, как известно, - это отдушина, внешний признак снятия внутренних негативных переживаний у человека. Он отметил, что в Сыдыбыле «ситуация выправляется». Ученые констатировали, что примерно четверти взрослым психолого-психическая помощь уже не была нужна, у детей соотношение было обратным: в ней нуждалась только четверть их. Это и понятно: детская психика хотя и легко ранима, но легче и быстрее освобождается от груза душевных страданий. В отличие от природных стихийных бедствий при техногенных и антропогенных катастрофах люди начинают искать виновных и требуют для них сурового возмездия. Как явление оно - деструктивное, вносящее раскол в общество. Люди знают, что природные катаклизмы это произвол стихии, они непредотвратимы, на природу роптать бессмысленно, всё это, мол, «божья кара». Если говорить о последствиях Сыдыбыльской трагедии с этой точки зрения, то консолидация жителей после пожара может быть в настоящее время внешне есть. Обычно слова обиды, упреки, негодования у людей со временем утрачивают свою прежнюю актуальность. Косые взгляды, злые слова односельчан вынудили некоторых учителей Сыдыбыльской школы переехать после трагедии в другие места. Надо полагать, поступить именно так побудило их и чувство моральной вины. Моральная вина - это дело совести. Ее должны были испытывать и руководители местной администрации, соответствующих отделов улусной администрации, пожарной службы, сами члены сельской общины, которые не сумели наладить у себя дома нормальное функционирование школы, где учились их же дети. Говорим всегда с пафосом: «Дети - наше будущее», но предоставить им комфортное существование, радость в жизни никак не можем.

А психотерапевтической службы нет...

Привожу еще один случай из жизненной правды: после спада большой паводковой воды на Лене в Олёкминском районе, в самом начале обратной эвакуации жителей села Кыллах, ушедшего под воду, при взлете вертолет упал в воду. Как выяснилось позже, он был перегружен пассажирами. В их числе были 20 детей из местного детского сада. Погибли все, кроме летчиков и воспитательницы, которой при посадке определили место в кабине пилотов, ибо в салоне его уже не было. Многие взрослые, несмотря на принятые усилия сотрудников милиции, прорвались в салон воздушного транспорта силой, как оказалось, в объятие своей смерти. Вертолет хвостовой частью ушел на глубину, а кабина оказалась над водой. Это и спасло тех, кто в ней был.

Так вот этой воспитательнице жить в деревне уже не было возможности. Психика несчастных родителей оказалась бы менее травмированной и взбудораженной, если бы она погибла вместе с детьми. Тот факт, что она осталась жива, а дети погибли, ставили ей в вину. На их взгляд, ее смерть вместе с детьми была бы вполне оправданной, как бы даже востребованной. Такие злословные выпады, происходящие от искаженного от горя осмысления событий, становятся суровым обвинением в адрес человека. Несчастная женщина с семьей вынуждена была переехать.
В последние годы в стране продолжают гореть деревянные здания домов-интернатов, психоневрологических интернатов со значительными человеческими жертвами. Полыхают огнем старые деревянные здания, частные дома в Якутске и улусах. При этом ежегодное число сгоревших заживо и задохнувшихся в дыму не уменьшается. Можно выявить четкую закономерность: пожары возникают там, где жизнеобеспечение достигло катастрофически бедственного положения.

Психиатрии чрезвычайных ситуаций обеспечена перспектива дальнейшего развития. По прогностическим данным, случаи природных катаклизмов, техногенных и антропогенных катастроф в XXI веке будут только учащаться. При техногенных катастрофах психические расстройства бывают более тяжелыми и длительными. Для многих россиян, например, авария на Чернобыльской АЭС до сего времени находится в ряду наиболее травмирующих психику людей событий. Еще в 1976 г. была организована Всемирная ассоциация по оказанию экстренной медицинской помощи при катастрофах и стихийных бедствиях, известная и под названием «Клуб Майнца». С начала 1986 г. стал выходить международный журнал «Медицина катастроф». Главная тема публикаций этого журнала - совершенствование средств и методов помощи населению в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. В Якутии из стихийных бедствий наиболее часто происходящим является паводковое наводнение во время ледохода на Лене и других реках.

Действенную помощь пострадавшим при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах по части психических расстройств могут оказывать только квалифицированные психологи, психиатры, психотерапевты. В республике психотерапевтической службы как таковой нет. Медицинских психологов можно перечислить по пальцам одной руки. В половине улусов в течение последних десятилетий за психиатров работали совместители. Должности детских психиатров в районах не предусмотрены, даже в таких крупных, как Мирнинский, Ленский, Алданский. Логическим завершением всех проводимых организационных мероприятий по предупреждению жизнеопасных ситуаций в условиях чрезвычайных происшествий должно стать укрепление психиатрической службы.

Иван ИВАНОВ, 
врач-психиатр высшей категории, член Союза журналистов России.
Якутск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru