22 декабря 2024
– Ирина Петровна, начинать разговор о работе фонда, наверное, надо со сбалансированности по расходам и доходам территориальной программы ОМС. Удается ли снизить ее дефицит? Помогает ли это сделать областная администрация?
– Как известно, территориальные фонды участвуют в финансировании (и соответственно контроле) региональной программы модернизации здравоохранения. На ваш взгляд, удастся ли выполнить ее в срок в Тверской области?
– В этом нет никакого сомнения – я искренне надеюсь на успешное завершение программы модернизации. Масштабы программы модернизации в сфере здравоохранения России, конечно, впечатляют. Оценка ее реализации в нашей территории осуществляется более чем по 85 индикаторам. На момент вхождения в нее наша область уже была готова к выстраиванию трехуровневой системы оказания медицинской помощи – функционировали 9 межрайонных центров, были прописаны зоны ответственности и маршрутизация пациентов. И в рамках Программы модернизации основной акцент сделан на укрепление материально-технической базы межрайонных центров. Активно развивалось ам-булаторно-поликлиническое звено за счет внедрения и расширения общеврачебной практики (в настоящее время функционируют более 240 офисов ВОП) с оплатой медицинской помощи по подушевому нормативу.
Однако в отрасли были очень большие проблемы, связанные с укреплением материально-технической базы, обветшалых зданий и отсутствием необходимого для соблюдения стандартов и порядков оказания медицинской помощи медицинского оборудования. Тогда был запланирован капитальный ремонт на 44 объектах, а конкурсные процедуры на его проведение и поставку оборудования планируется завершить в августе – сентябре 2012 г. Только бы не подвели поставщики, а конкурсы выиграли добросовестные подрядчики!
– Специалисты территориального фонда регулярно проводят «круглые столы» с врачами сельских и городских больниц и поликлиник. Какие вопросы чаще всего они задают на этих мероприятиях?
– Как правило, мы проводим «круглые столы» с врачами и специалистами бухгалтерских и экономических служб медицинских организаций. Ведь рациональное и эффективное использование средств ОМС обеспечивается в больницах и поликлиниках именно этими специалистами.
После принятия двух основополагающих Федеральных законов № 326-ФЗ (от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в РФ», № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») Министерством здравоохранения и ТФОМС Тверской области была проведена огромная разъяснительная работа с населением и медиками. Обсуждаемые темы вызывали живой интерес, так как выхода новых законов ждали все – и врачи, и пациенты. По итогам этих встреч ТФОМС Тверской области были подготовлены краткие информационные материалы в виде буклетов, памяток, брошюр. Непосредственно для медицинских работников подготовлен информационный материал в формате «вопрос – ответ». Мы его постоянно дополняем.
Наиболее часто от врачей поступают вопросы следующего характера: реализация населением права выбора медицинской организации и врача; о механизме прикрепления застрахованных лиц к медицинской организации. Врачей более всего волнуют возможные негативные последствия как для медицинской организации, так и для населения. Следующая группа вопросов – внедрение стандартов и порядков оказания медицинской помощи. Для этого требуются серьезные вливания финансовых средств, в том числе и для стимулирования медицинских работников. Конечно, всех интересует и переход на одно-канальное финансирование и его преимущества. Есть и просьбы прокомментировать проблемы возмещения расходов лечебных учреждений на оказание медицинской помощи пациентам, не подлежащим ОМС или не обеспеченным полисами ОМС. С принятием нового закона об ОМС численность данного контингента значительно сократилась, соответственно снизились и риски финансовых потерь, но актуальность темы пока сохраняется.
Среди проблем, которые волнуют медицинское сообщество – заполнение огромного количества медицинской документации, отчетов, справок. По оценкам медицинских работников, потеря чистого рабочего времени на это составляет более 30%.
– В интервью «МГ» в 2009 г. мы с вами уже обсуждали, что нужно сделать, чтобы полис ОМС котировался в лечебных учреждениях не меньше, чем, скажем, полис ДМС. С тех пор многое изменилось. А как бы вы ответили на этот вопрос сегодня?
– Можно ответить так – конвертируемость полиса многократно повысилась, у пациента появилась возможность реализовать свои права в сфере ОМС. Полис ОМС пополнился финансово за счет увеличения ставки страховых взносов на ОМС работающего населения на 2% с 2011 г. , а также с принятием закона № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».
– Как выполняется программа информатизации здравоохранения в Тверской области? В чем сложности ее реализации?
– В здравоохранении области из-за ограниченности финансовых ресурсов не было возможности на информатизацию отрасли в целом. Каждая медицинская организация изыскивала средства для оснащения компьютерами и интернет-ресурсами. Локальные сети есть не более чем в 10% медицинских организациях.
В регионе отсутствует современная система учета медицинской помощи, а действующее программное обеспечение, установленное в медицинских организациях, давно морально устарело и не отвечает общим принципам функционирования информационных систем. В лечебных учреждениях в этой сфере очень мало квалифицированных специалистов. Как следствие, были определенные трудности по разработке технических заданий. Поэтому можно сказать, что проблемы чисто внутренние, но объективные.
В этом свете неплохо выглядят медицинские организации, работающие в сфере ОМС. Нам удалось обеспечить их оргтехникой, компьютерами, правда, пока по самому минимуму. Подавляющее число медицинских организаций являются клиентами защищенной информационной сети системы ОМС. Две медицинские организации внедрили информационную систему К-МИС, ряд «запустили» электронную регистратуру. Но это единичные примеры.
Между тем все медицинские организации ждут внедрения информационных систем, так как они позволят оптимизировать их работу, упростят учет и отчетность, откроют новые возможности в диагностике и лечении наших пациентов.
Сегодня завершены мероприятия по обследованию объектов информатизации, подготовлены проекты технических заданий на создание технологической инфраструктуры, необходимой для внедрения единой государственной информационной системы здравоохранения в регионе.
И последнее. Фонд располагает обширными аналитическими материалами, которые вызывают живой интерес у медицинских организаций и позволяют им оценить зоны неэффективности в своей деятельности и в результате принять обоснованные управленческие решения. Все наши достижения стали возможными благодаря слаженной работе коллектива фонда, желанию медицинских работников трудиться в «обновленной» системе ОМС.
Тверь.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru