24 декабря 2024
В конце ноября 2009 г. число случаев суицида в Японии с начала года превысило 30 тыс., сообщили практически все центральные газеты страны. «Такой абсолютно неприемлемый уровень самоубийств в стране сохраняется уже 12-й год подряд», констатировала газета Jomiuri.
За эти годы центральные и местные власти Японии многое делают для предотвращения случаев суицида, но пока удается лишь сдержать рост их числа. Кажется парадоксальным, когда, несмотря на рост благосостояния населения, повышение социальной защищенности граждан, вхождение Японии в клуб постиндустриальных держав, тем не менее по труднообъяснимым причинам растет число граждан, принимающих решение уйти из жизни.
По данным ежегодных справочников «Нихон кокусэй дзуэ» («Япония в таблицах и цифрах») в 1965 г. в Японии было зарегистрировано 14 400 случаев суицида, или 14,7 на 100 тыс. граждан страны, в 1970 г. - уже 15 665 случаев (15,2), в 1980 г. - 20 542 (17,7). В 1998 г. впервые был превзойден рубеж в 30 тыс. случаев. Дальнейший рост рядом мер удается сдерживать, последние годы коэффициент самоубийств составляет примерно 24 случая на 100 тыс. граждан.
Правительство Японии уделяет большое внимание мерам по сокращению числа самоубийств. В декабре 2009 г. оно представило направленный на это комплексный 100-дневный план мероприятий. Газета Jomiuri в редакционной статье призывает читателей «сделать всё возможное, чтобы годовые показатели по случаям суицида начали понижаться». В то же время подчеркивается необходимость проявления сострадания и сочувствия к членам семей, которые, как правило, остаются без внимания и поддержки. Иными словами, важны и меры по минимизации ущерба от суицида.
Можно отметить, что 30 тыс. смертей от суицида для Японии - цифра сама по себе высокая. Это в 5-6 раз больше, чем гибнет людей за год на дорогах страны. Но нельзя забывать и о том, что каждое самоубийство - это удар по членам семьи и родственникам. Согласно данным проведенного частной неправительственной организацией исследования, около 3 млн человек в стране несут в душе шрамы от суицида мужа или жены, брата или сестры, родителей или детей, других близких родственников. При этом чувство скорби от потери близкого при суициде много сильнее, чем при смерти от болезни или несчастного случая, пишет Jomiuri.
Родственники склонны испытывать угрызения совести и вины, хотя на деле ответственности не несут, уже по поводу того, что не смогли предотвратить смерть близкого человека. Действительно, во многих случаях, например, когда причиной суицида стали материальные неурядицы или личные душевные потрясения, трагедии можно было избежать при соответствующий поддержке родных и близких. При этом чувства сожаления, подавленности и печали в связи с утратой близких, в какой бы мере их собственная вина ни была, сохраняются десятилетиями. Это как пожизненное клеймо, считают японские психиатры.
Родственники, особенно дети, нуждаются в поддержке, но предпочитают не выражать свои чувства. Японская общественная организация, ставящая целью оказание помощи детям, потерявшим родителей из-за самоубийства, выпустила сборник свидетельств таких детей-сирот. Много говорит название сборника: «Я никогда не скажу, что это было самоубийство». Многие из детей замыкаются в себе и не могут поделиться своей болью даже с близкими друзьями. Еще трагичнее то, что каждый четвертый из них думает о смерти, сообщают активисты одной из общественных организаций.
С конца 1990-х годов в стране начали создаваться общественные организации, нацеленные на оказание моральной поддержки членам семей самоубийц. Целью ставилось показать им, что они не одни и способны перестроить свою жизнь. Однако пока в стране зарегистрировано лишь 80 таких организаций, и в них состоит всего несколько тысяч человек. Высказывается мнение, что местные власти должны обеспечить практическую поддержку развитию движения, найти места, где семьи самоубийц могли бы собираться и откровенно обсуждать свои проблемы.
В японских СМИ обращается внимание на то, что самоубийства обостряют еще одну социальную проблему. За последние 10 лет наблюдается рост суицида среди мужчин средних и старших возрастных групп. Это одна из причин растущего числа матерей, вынужденных растить детей без мужской поддержки, и детей категории безотцовщины, как правило, попадающих в группы проблемных подростков.
Местные власти обращают внимание на места, удобные для добровольного ухода из жизни -«мосты», «скалы» и «пучины самоубийц». Многие из них оборудованы сетями и другими заграждениями. Но это невозможно сделать на станциях и железнодорожных путях. Ущерб от самоубийц на железнодорожных путях многократно больше. По данным Министерства транспорта, из 679 случаев «нарушения движения», приведших к остановке движения поездов на 30 минут и более в районе Токио и трех прилегающих к столице Японии префектурах, на суицид приходится около 45%. При этом наблюдается стабильный рост таких случаев. В 2004 г. их было 183, а в 2008-м уже 307. Тот год машинисты линий региона назвали «годом самоубийц на рельсах».
Казалось бы, доля самоубийств на железнодорожных путях небольшая - менее 2% от общего числа суицидов, согласно статистическим данным Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения. Но это удар по психике сотен пассажиров, не говоря о машинистах. Многие из них вынуждены брать отпуска для реабилитации. Есть и такие, кто из-за полученного стресса был вынужден сменить работу. Профсоюзы даже провели несколько демонстраций по этому поводу. Машинисты вышли на платформы станций с плакатами с обращением «пожалеть их психику».
Члены руководства Ассоциации железнодорожных компаний Японии считают, что проблема борьбы с суицидом на железных дорогах весьма сложная и комплексная. Оборудование платформ предусматривает ряд действенных мер обеспечения безопасности пассажиров, но вряд ли будут найдены эффективные меры по предотвращению самоубийств, хотя проверяются самые разные гипотезы. Психологи считают, что освещение платформ светодиодными лампами с голубым светом имеет успокаивающий эффект и настраивает потенциальных самоубийц отказаться от намерения свести счеты с жизнью. Одна из железнодорожных компаний с декабря 2006 г. начала устанавливать такие лампы в светильниках на платформах. Ее примеру последовали другие компании. Число самоубийств на их линиях сократилось, но специалисты считают, что научных доказательств успешности эксперимента нет.
Меры, предпринимаемые компаниями, достойны похвалы, но они вряд ли помогут снизить число самоубийств, считает Тадаси Такэсима, руководитель Центра по предотвращению суицида Национального центра неврологии и психологии. Это проблема социальная. Важны и нужны меры, направленные на решение проблем повседневной жизни граждан, еще до того, как они приходят на платформы.
Этим занимаются неправительственные организации Японии по предотвращению случаев суицида, на это нацелен специальный комплексный 100-дневный план мероприятий правительства. Здесь характерная для Японии смычка администрации и граждан в достижении общей цели.
Много ли человеку надо? Прежде всего, он хочет душевного покоя, говорят японские психологи. За один день 9 декабря 2009 г. покончили с жизнью под колесами электричек на токийских пригородных линиях 4 человека. У одного из них в его сумке была записка: «Простите меня». Однако родственники говорят, что «это был несчастный случай», поскольку у него, казалось, было всё -хорошая работа без проблем, с приличным заработком, собственный дом, воспитанные дети, любящая жена. В семье все здоровы. Сбережения давали уверенность в обеспеченной старости. Типичный представитель среднего класса постиндустриального общества. И вдруг такой шаг.
Суицид - это во многом продукт утраты человеком духовных ценностей. Видимо, стоит согласиться с мнением японского политолога Кинхидэ Мусакодзи - директора Центра Азиатско-Тихоокеанского партнерства Университета экономики и права (Осака), который, выступая на VIII Международных Лихачёвских научных чтениях (март 2008 г.), сказал: «В настоящий момент мы имеем дело с кризисом западной цивилизации, которая принесла в мир позитивные моменты: права человека и другие идеи общемирового значения. Но в то же время идеология Запада основывается лишь на трех типах ценностных ориентаций личности: во-первых, это homo economicus - думающий только о богатстве; во-вторых, homo politicus - идущий только к власти, и в-третьих, homo lupus - те люди, которые хотят наслаждаться жизнью». В последнем, по мнению К.Мусакодзи, ничего плохого нет, но homo lupus весьма коммерциализирован. «Мы должны не только вернуться к духовности, но и посмотреть на природу человеческих существ с позиций различных религий и философских систем», считает японский политолог.
Николай ТЕБИН,
старший научный сотрудник
Центра исследований Японии
Института Дальнего Востока РАН.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru