22 декабря 2024
Помогает мобильная патронажная
По данным Департамента охраны здоровья населения области, на 1 июля этого года при поликлиниках различных городов и районов Кузбасса работали уже 25 пунктов неотложной помощи, призванных забрать на себя обслуживание вызовов, поступивших в службу «03» и переадресованных сюда диспетчерами «скорой помо щи». В часы работы поликлиник здесь дежурят специальные бригады в составе врача и медсестры или фельдшера и медсестры. Каждая бригада оснащена укладкой, позволяющей оказывать неотложную по мощь в полном объеме.
Самый первый пункт неотложной помощи был открыт еще в феврале 2011 г. - на базе дневного стационара поликлиники ЦРБ Тисульского района. Тисульчане назвали его пунктом экстренной вра чебной помощи, потому что «скорая» в районе, как и везде в сель ской местности, укомплектована фельдшерами. Если фельдшер ви дел, что состояние больного не требовало госпитализации, однако сам разобраться с проблемой не мог, он передавал вызов на пункт. (Раньше пациенту в таких случаях рекомендовали обратиться в поли клинику, а он то ли обращался, то ли повторно вызывал «скорую»).
- Теперь к нему в кратчайшие после вызова сроки выезжает дежурный доктор и на дому делает все необходимые назначения, -ком ментирует заместитель главного врача Тисульской ЦРБ по амбулаторно-поликлинической работе Нина Добрыгина. - А созданная при ЦРБ мобиль ная патронажная бригада эти назначения выполняет, включая и некоторые лечебно-диагностические исследования. Благо, больница располагает необходимой портативной аппаратурой, которую можно брать на выезды. В дальнейшем участковый терапевт следит за процессом лечения пациента, который таким образом всё время находит ся под медицинским контролем…
Благодаря такой организации труда поликлиника заметно разгрузила местную станцию скорой помощи, общее количество поступающих сюда вызовов сократилось почти на четверть, а вызовы в часы работы поликлиники вообще стали единичными. При этом смертность на дому среди лиц до 65 лет сократилась на 25% – за счет того, что больные, и прежде всего «хроники», всё лечение стали получать вовремя.
В городе Анжеро-Судженске пунктов неотложной помощи сего дня два, первый открылся в декабре прошлого года на базе самой крупной в городе поликлиники № 5 – к ней прикреплены 26 тыс. человек.
– Здесь работает специалист со средним медицинским образо ванием, которая прошла специализацию по оказанию неотложной помощи, – поясняет заведующая поликлиникой Лидия Корниенко. – За день она обслуживает в среднем 10-12 вызовов. Мы завели журнал, где отмечается, какая именно неотложная помощь была оказана пациенту, какому врачу он передан для дальнейшего наблюдения. На следующий день врач (участковый терапевт, невролог или другой узкий специалист) посещает больного. И в течение нескольких дней наблюдает за состоянием его здоровья, снижая вероятность повторных обращений на «скорую». Мы проанализировали: за полгода количество звонков на «03» снизилось на 13%...
Выступая на совещании перед руководителями кузбасских больниц, главный специалист Департамента охраны здоровья населения области по амбула-торно-поликлинической помощи Михаил Малин подчеркнул:
– Со следующего года поликлиники будут работать на частичном фондодержании: в наши тарифы будут включены тарифы «скорой». И мы будем отвечать за качество лечения своих пациентов не только морально, но и рублем. За обслуживание неотложного вызова «скорая помощь» сможет выставить поликлинике счет – пока речь идет о сум ме примерно в 1400 руб…
Не чохом, а поэтапно
Передача неотложных вызовов со «скорой» в поликлиники будет напрямую «увязана» с еще одним существенным новшеством, кото рое также начнет отсчет с 1 января 2012 г. – с переходом всех медучреждений Кузбасса на одноканальное финансирование.
– Для полностью бюджетной «скорой» переход в систему ОМС наверняка станет неким стрессом, – замечает заместитель директора территориального фонда ОМС Кемеровской области по экономиче ским вопросам Наталья Матвеева. – Потому что краеугольный камень системы обязательного медицинского страхования – это персонифицированный учет. Здесь недостаточно знать, что обслужено 10 вызовов. Необходимо еще выяснить, что это за пациенты: фа милия, имя, отчество, дата рождения, полис… Внедрение персонифицированного учета потребует от руководителей станций скорой помощи решения дополнительных организационных вопросов, приобрете ния новых компьютеров, оснащения их современными информацион ными системами… И главное – регулярного ввода информации о пациентах в правильном формате.
Если оператор допустит ошибки в трех полях, мы такого пациента в базе данных застрахованных по ОМС не найдем вообще, и оплаты за обслуживание выезда к такому больному «скорая» не получит. А если учесть, что многих пациентов она забирает с улицы, документов у них нет, и контакт с ними в мо мент оказания помощи крайне непродолжителен, возникают новые во просы. Всё это мы должны обсудить «на берегу», чтобы определить ся, кто будет компенсировать «скорой» такие затраты…
Сейчас ТФОМС считает задачей № 1 внедрение персонифицированного учета на «скорой». А изменение способа оплаты экс тренных и неотложных вызовов, увязывание работы «скорой» с ра ботой поликлиник станет, скорее всего, следующим этапом. Тем более что никаких нормативных документов по поводу механизма оплаты из Мин здрава России пока что не поступало, не ясно, будет ли она производить ся из общего «кошелька» или у каждой службы останется свой. Так что у медиков есть время отработать технологию нового взаимодей ствия и подготовиться к подключению новых финансовых механизмов.
Взгляд изнутри
Главный специалист по скорой помощи Департамента охраны здоровья населения Надежда ГОДЛЕВСКАЯ:
– Скорую помощь населению Кемеровской области круглосуточно оказывают 227 бригад, в числе которых 31 специализированная. Обеспе ченность Кузбасса данным видом помощи составляет 83% от норма тива, установленного Минздравом. Однако по итогам прошлого года обращаемость жителей на «скорую» составила 317 случаев на 1 тыс. населения – то есть в другой норматив (318 на 1000) мы уложились.
Дежавю?..
Первый в России опыт внедрения хозрасчета в практику больниц (а новые взаимоотношения укладываются именно в эту схему) был апробирован именно в Кемеровской области – в 1987 г. В модели, разработанной кузбасскими учеными-медиками, организаторами здравоохранения и врачами-практиками, вся ответственность за здоровье кузбассовцев была возложена на поликлиники. Им передали все сред ства отрасли и предоставили право самим решать, где и как лечить больного. А чтобы удержать их от тотальной экономии, разработа ли не только стандарты качества лечения, но и систему штрафов. Передержали больного на амбулаторном этапе, и тому стало хуже – поликлиника платит штраф в 35-кратном размере стоимости его лечения. Стационар в погоне за валом выписал недолеченного пациента – тоже 3-5-кратная санкция…
Тогда тоже были сомнения в целесообразности такого подхода. Но были и неоспоримые факты: в 1987-1989 гг. смертность населения в Кузбассе была самой низкой за последние 30 лет: 10-10,5 случая на 1 тыс. населения. Для сравнения: в «пиковом» 2005 г. этот показа тель достигал рекордной отметки – 18,7 на 1 тыс…
Валентина АКИМОВА, соб. корр. «МГ».
Кемерово.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru