Вы здесь

Центр российского здравоохранения

В начале ХХ века в России функционировали различные формы медицинской помощи - земская медицина, городская, фабрично-заводская, военная, морская, медицина путей сообщения, тюремная, страховая и пр. Единое здравоохранение было разрезано бюрократическими перегородками, что нередко приводило к несогласованности медицинских мероприятий, расточительству сил и средств. Видный русский акушер-гинеколог Г.Е.Рейн в начале ХХ века так характеризовал деятельность многочисленных служб здравоохранения России: «Медицинское дело сводилось главным образом к обеспечению помощи больным и прекращению вспыхнувших эпидемий, а задача устранения условий, способствующих возникновению и развитию заболеваний, и целесообразная постановка общественной гигиены и санитарии отходили, силою вещей, на второй план».

Попытки реформ


Это была несколько гиперболизированная, но в целом верная оценка, которая отнюдь не являлась секретом. Поэтому все большее внимание медицинской общественности привлекала высказанная еще в 80-е годы XIX века действовавшей тогда комиссией под руководством видного терапевта С.П.Боткина идея о создании единого центра - Министерства здравоохранения. Однако подавляющее число врачей-общественников, в том числе земских врачей, высказывались против создания такого министерства, считая его еще одной и тоже лишней бюрократической надстройкой, которая будет мешать земской и городской медицине. Против выступали и представители министерств и ведомств, имевших «свою» медицину, - военного, морского, путей сообщения, корпуса пограничной стражи и др. В годы Первой мировой войны против этого выступил и всесильный тогда верховный начальник санитарной и эвакуационной части принц А.П.Ольденбургский. Не поддерживала предполагавшуюся реформу и Государственная дума.

И все же Рейн, который был тогда председателем Медицинского совета Министерства внутренних дел, сумел при поддержке Николая II создать Главное управление государственного здравоохранения (фактически -министерство); правда, сделать это удалось лишь в сентябре 1916 г., но приступить к работе оно так и не успело, а Февральская революция 1917 г. ликвидировала предполагавшийся центр российского здравоохранения.

Положение здравоохранения в стране при Временном правительстве (февраль - октябрь 1917 г.) практически не улучшилось, а наоборот, в силу экономических и военных трудностей даже ухудшилось. Однако Октябрьская революция 1917 г. ознаменовала поворот к новой организации медицинского дела в стране.

Дело в том, что открыто демонстрировавшееся негативное отношение медицинской интеллигенции к Октябрьской революции и действиям большевиков, получившее отражение и в резолюциях протеста (Пироговское общество и др.), и в практических действиях (забастовки врачей и пр.), уже вскоре вынудило новую власть склониться к мысли о рациональности реформирования, консолидации медицинского дела, объединения земской, городской, фабрично-заводской, железнодорожной, военной и страховой медицины; разумеется, решающую роль сыграло крушение всех институтов старой власти, таких, например, как министерства, земства, городские самоуправления, национализация промышленности и особенно установление всевластия советов.

За единую систему

В новых условиях, на новой, сугубо политической подоплеке, возродилась идея Рейна - создать единое здравоохранение во главе с министерством, призванным стать государственным центром медицины в России. Во всяком случае, именно такую линию начали проводить и медико-санитарный отдел Петроградского военно-революционного комитета (начальник М.И.Барсуков), и Совет врачебных коллегий (председатель А.Н.Винокуров).

Иной была позиция Н.А.Семашко, который был тогда заведующим врачебно-гигиеническим отделением Бюро совета районных дум Москвы, а фактически - руководителем здравоохранения Москвы. По своему воспитанию и практическому опыту он принадлежал к когорте российских земских врачей, чья подвижническая деятельность, помноженная на рациональную организацию и поистине пионерские достижения (сельский врачебный участок, земская хирургия, медико-санитарные бюро, санитарные попечительства и многое другое), обеспечили земской медицине России мировую славу. Именно земская медицина сформировала его как врача, содействовала его профессиональному росту, обогатила разносторонним опытом, в том числе организационной и профилактической деятельности. Все симпатии Семашко, в отличие от молодого военного врача Барсукова и опытного фабричного доктора Винокурова, принадлежали хорошо знакомой ему земской медицине: исповедуя взгляды сторонников общественной медицины, он выступал, в частности, против единого центра российской медицины.

Однако, когда в марте 1918 г. Семашко начал работать в Совете врачебных коллегий, он вольно или невольно присоединился к мнению других членов этого совета, которые выступали за создание единого медицинского центра, особенно важного в условиях экономической разрухи, крушения всех институтов старой власти, начинавшейся гражданской войны. Характерные для этого времени разруха и развал экономики, практическое безвластие и отсутствие правопорядка, наконец, открытое противостояние в обществе и негативное отношение медицинской интеллигенции к новой власти, выразившееся, в частности, в больно ударившем по здравоохранению саботаже врачей, - всё это, очевидно, убедило Семашко в необходимости поддержать создание новой системы медицины.

Маловероятно, что в данном случае он следовал партийной линии, так как у большевиков, как и у меньшевиков, эсеров, кадетов, монархистов и т.д., не было ясной и четкой программы переустройства медицинского дела в стране: впрочем, полностью исключить возможность выполнения Семашко (как и другими врачами-большевиками) каких-то жестких указаний своей партии нельзя.

Однако врачебная общественность по-прежнему отрицательно относилась к созданию новой организации медицины. Об этом свидетельствовала позиция, которую заняло тогда объединявшее большинство русских врачей Пироговское общество: позиция эта была резко отрицательной, из-за    чего    общество    было объявлено «контрреволюционным», а группировавшиеся вокруг него врачи - «противниками советской власти».

Члены Совета врачебных коллегий считали, что идея создания народного комиссариата здравоохранения диктовалась положением дела здравоохранения в стране. Революционному правительству тем легче было провести эту идею, что оно беспощадно ломало старые бюрократические перегородки, разрушало старые министерства и создавало новые, вызываемые потребностями жизни (например, Высший совет народного хозяйства для регулирования   хозяйственной   деятельности). Революция, революционная смелость и решительность - вот что, по их мнению, облегчало создание народного комиссариата здравоохранения.

2-3 апреля 1918 г. Совет врачебных коллегий при участии Семашко обсуждал вопрос об образовании Народного комиссариата здравоохранения как «высшего органа медицины». А 6 апреля 1918 г. с докладом о создании комиссариата здравоохранения в Совете врачебных коллегий выступил З.П.Соловьев. Позднее была создана комиссия по разработке этого вопроса, в которую вошел и Семашко, твердо выступавший теперь за создание новой системы здравоохранения.

Программа деятельности

Важнейшую роль сыграл I съезд медико-санитарных отделов местных советов, который проходил в Москве в июне 1918 г. С основополагающим докладом на этом съезде выступил Семашко. Он дал краткую, но весьма содержательную программу деятельности создававшейся новой системы здравоохранения. Ключевым в его докладе было первое положение: «1. Насущной организационной задачей советской медицины на местах является устранение прежних междуведомственных рамок и объединение ее».

Таким образом, Семашко высказался за единую медицину, что в совокупности с другими докладами на этом съезде, сделанными Соловьевым, Русаковым и другими, означало, по существу, следование идее Рейна и признание необходимости создания единой системы государственного здравоохранения во главе с руководящим центром, Наркомздравом.

Принципиально важные мысли содержались и в других положениях доклада Семашко:

«2. Лечебная медицина должна быть построена на последовательности проведения принципов: а) общедоступности и б) бесплатности.

3. Немедленно нужно озаботиться повышением качества медицинской помощи (специальные приемы, специальные амбулатории, специальные лечебницы). Необходимо категорически бороться против тенденции самостоятельного фельдшеризма, замечающейся сейчас в некоторых провинциальных пунктах.

4. Очередными медико-санитарными задачами советской медицины, кроме общих и обычных, являются борьба с социальными болезнями (туберкулезом, венерическими), борьба с детской смертностью и т.д.

5. Только советская санитария способна бороться радикально и результативно с жилищной нуждой беднейшего населения.

6. Ввиду далеко недостаточно сознательного отношения масс населения, особенно в провинции, к вопросам здравоохранения необходимо немедленно развить самую широкую санитарно-про-светительную деятельность (беседы, лекции, выставки и т.п.).

7. Формы участия населения в медико-санитарной деятельности и формы самодеятельности его в этом отношении должны быть радикально изменены: необходимо привлечение к текущей деятельности рабочих организаций в городах и деревенской бедноты в деревнях», т.е самой широкой общественности.

Нет нужды доказывать, что все эти достаточно актуальные и сегодня положения, которые легли в основу организации Народного комиссариата здравоохранения (Наркомздрава) и советской медицины, Семашко почерпнул из практики хорошо знакомой ему земской медицины.

Съезд медико-санитарных отделов советов одобрил реформирование медицины в России и создание Наркомздрава, ставшего первым в мире действующим Министерством здравоохранения. А вскоре после завершения работы съезда был принят (11 июля 1918 г.) декрет об образовании Наркомздрава: на пост народного комиссара здравоохранения по предложению Ленина был назначен  Семашко.

Нельзя не сказать и о том, что реакция российской медицинской общественности на создание Наркомздрава оказалась, мягко говоря, неоднозначной. Об этом свидетельствует такой, например, факт.

Председатель правления Пироговского общества известный ученый профессор Л.А.Тарасевич пригласил Семашко прийти на заседание правления, чтобы сделать доклад о принципах создававшейся новой, советской медицины. Его выступление на этом собрании было встречено в штыки. Особенно нападал на него член правления Д.Я.Дорф, который жестко критиковал советскую власть и состояние здравоохранения. Лишь такт и авторитет Тарасевича удерживали страсти нападавшего.

«Через несколько дней после этого заседания у Л.А.Тарасевича собрался ряд видных деятелей медицины для обсуждения создавшегося положения, - вспоминал впоследствии Семашко. - Все наперебой старались поносить советскую власть и советское здравоохранение, как бы предвосхищая отрицательное отношение к нему самого председателя правления Пироговского общества. Однако на этом заседании проф. Л.А.Тарасевич вдруг, к изумлению окружающих, заявил: «Нет, вы напрасно так отрицательно относитесь к сообщению о задачах советской медицины. Здесь что-то есть, причем интересное и прогрессивное, что мы должны приветствовать».

Семашко активно включился в работу и уже через несколько дней после своего назначения (18 июля) доложил на заседании правительства проект положения о Наркомздраве. В нем подчеркивалось, что Наркомздрав «является центральным медицинским органом, руководящим всем медико-санитарным делом» РСФСР, перечислялись его задачи и структурные подразделения - отделы военно-санитарной, гражданской медицины (бывшей земской и городской), страховой медицины, школьно-санитарный (учебно-медицинские учреждения, находящиеся в ведении комиссариата народного просвещения), путей сообщения с подотделами железнодорожных и водных путей, ветеринарный, а также Ученый медицинский совет и центральный медико-санитарный совет при участии представителей рабочих организаций как совещательный орган.

Сформулированные Семашко положения о советской медицине - единой системе здравоохранения и Наркомздраве как ее руководящем органе - получили одобрение. Уже в первые годы своей деятельности Нарком-здрав, вопреки прогнозам маловеров и скептиков, помог здравоохранению выйти из обусловленного бюрократическими перегородками и казавшегося непреодолимым организационного хаоса дореволюционных времен. Можно добавить, что созданная в нашей стране в 1918 г. под руководством Н.А.Семашко государственная система здравоохранения во главе с Наркомздравом в мировой научной литературе до сих пор именуется как «модель Семашко».

Марк МИРСКИЙ, профессор.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru