Вы здесь

Будущий врач не может быть троечником

СибГМУ был учрежден 16 мая 1878 г. императором Александром II как медицинский факультет первого высшего учебного заведения в азиатской части России - Императорского Томского университета. Здесь получили свои дипломы свыше 600 тыс. врачей и провизоров, среди выпускников - более 800 докторов наук, 19 академиков и 9 членов-корреспондентов РАМН. Высокий уровень подготовки будущих медицинских работников и исследователей - кредо университета на протяжении его 130-летней истории.

О качестве современного высшего медицинского образования в России и роли государства в обеспечении инновационного развития медицинских вузов размышляют ректор Сибирского государственного медицинского университета академик РАМН Вячеслав НОВИЦКИЙ и проректор по стратегическому развитию и инновационной политике СибГМУ профессор Наталья РЯЗАНЦЕВА.

- Вячеслав Викторович, нередко приходится слышать от главных врачей больниц, что уровень знаний и навыков молодых специалистов становится ниже с каждым годом. Что происходит с высшим медицинским образованием? Может, виной всему его коммерциализация?

- Я не стал бы говорить плохо в целом о системе высшего медицинского образования. Общеизвестно, что уровень подготовки молодых врачей существенно отличается в разных регионах и даже разных медицинских вузах одного региона. При этом требования практического здравоохранения к молодым специалистам отнюдь не снижаются, а напротив, растут в связи с появлением наукоемких медицинских технологий, новых классов фармпрепаратов, новых организационных подходов к лечению больных. Поэтому правильнее говорить о том, насколько готовы соответствовать этим требованиям конкретные университеты и академии.

Единственный критерий качества обучения в медицинском вузе - востребованность его выпускников практическим здравоохранением или медицинской наукой. Иных критериев не существует. Когда руководители крупных больниц в регионах Сибири говорят, что при приеме на работу отдают предпочтение врачам с дипломами СибГМУ, для меня это подтверждение высокого качества обучения в стенах нашего университета.

Стабильно при поступлении в СибГМУ на одно место претендуют 3,2 человека, и это в ситуации демографического провала: в 2007 г. в Томской области выпускников школ было в 2,5 раза меньше, чем год назад. Откуда же конкурс? Свыше 75% абитуриентов - иногородние, причем приезжают ребята из городов, где есть медицинские вузы. Их выбор определяется не тем, что в Томском медуниверситете ниже планка требований. Напротив, требования к студентам здесь настолько жестки, что по итогам каждого учебного года исключаются примерно 180-190 человек, которые не справляются с нагрузкой. Причем это правило действует и в отношении тех, кто учится на бюджетной основе, и в отношении контрактников. То, что вы назвали коммерциализацией, то есть возможностью учиться в медицинском вузе на контрактной основе, само по себе снизить уровень обучения не может и не должно, если требования будут едины ко всем студентам.

Вы спросите, зачем такая строгость, особенно к тем, кто заплатил за учебу? Отвечу: нам дорого реноме университета. Из 750 выпускников СибГМУ ежегодно 110-140 человек получают красные дипломы. В областной службе занятости нет информации ни об одном нашем студенте, который искал бы работу. Выпускники востребованы не только в лечебных учреждениях, их охотно приглашают на исследовательскую работу в академические институты. Даже не имея такой базы, как зарубежные университеты, мы сегодня учим своих студентов на уровне, который превышает современное состояние материального обеспечения здравоохранения. Что я имею в виду? В СибГМУ есть медико-биологический факультет или, как его называют, «факультет для вундеркиндов», где преподаются такие фундаментальные науки, как медицинская биофизика, биохимия, кибернетика. Студенты факультета - особо одаренные ребята, будущие ученые. Это единственный такой факультет в Сибирском регионе, и конкурс на специальности «медицинская биохимия» и «медицинская кибернетика» - 15 человек на место.

Обратная сторона элитарности

- Не мудрено, что и в аспирантуру СибГМУ конкурс - 4 человека на место. С одной стороны, это подтверждение высокого уровня знаний и амбиций ваших студентов, но есть и обратная сторона элитарного образования: а кто в поликлиниках работать будет, если вы делаете ставку на подготовку будущих ученых?

- Это не взаимоисключающие вещи. Современное врачевание – это уже не тот уровень, которому обучались в свое время мы. Сегодня, что бы правильно ставить диагноз и грамотно лечить больного, нужно владеть базисными знаниями фундаментальной медицины, где за последние десятилетия произошла настоящая информационная революция в области генетики, молекулярной биологии, иммунологии и т.д. Мы даем мощное фундаментальное образование, основанное на достижениях мировой медико-биологической науки, и грамотный клиницист может применить эти знания в лечебно-диагностическом процессе, разрабатывая сам либо используя готовые высокотехнологичные виды помощи.

- И все-таки, в районные больницы кто-то едет работать?

- Согласен: в село не едут, хотя среди поступающих на бюджетное отделение до 90% - ребята из сельской местности. Правда, в связи с Национальным проектом «Здоровье» определенная подвижка в этом плане наметилась. Сегодня, если молодой врач приезжает в деревню, ему предлагают зарплату минимум 10 тыс. руб. плюс северная надбавка, плюс квартира. К тому же в районных больницах появилось хотя бы какое-то оборудование. Но в целом кадровое обеспечение сельского здравоохранения остается критическим, и это не проблема медицинского вуза, это вопрос государственной политики. Моя точка зрения такова: если человек учится на бюджетные средства, он обязан отработать по заказу государства либо вернуть деньги, потраченные государством.

- Значит ли это, что вы не были бы противником возвращения системы обязательного последипломного распределения выпускников?

- Я не просто не противник, а при всех своих демократических взглядах ярый сторонник обязательного распределения. Считаю, что это правило необходимо вернуть. Тем более в отношении студентов, которые обучаются по целевому набору с направлением от конкретной районной больницы. Сегодня мы не имеем законодательных рычагов воздействия на таких выпускников, и получается, что они поступают по нашим правилам, а заканчивают вуз по своим правилам. Если государство заинтересовано в повышении качества образования и уровня медицинской помощи жителям сельской местности, оно должно привести законодательство в соответствие с этим требованием. Это было бы правильно не только с идеологической, но и с экономической точки зрения: нельзя, чтобы немалые государственные деньги вливались в свободное распределение выпускников вузов.

Вторая глобальная проблема высшего медицинского образования, и об этом я говорил на встрече с министром здравоохранения РФ Михаилом Зурабовым, - то, что каждый год открываются медицинские факультеты в непрофильных вузах. Например, в политехнических, педагогических университетах. Это абсурд. С полной ответственностью говорю: никогда ни один вуз не подготовит хорошего врача без наличия научно-педагогических школ, без традиций, без собственных клиник, без анатомического театра и т.д. Тем не менее уже больше 40 таких факультетов открыто по стране, и делается это в угоду амбициям губернаторов и депутатов, которые пролоббировали данные решения. Я вижу в этом серьезную угрозу качеству оказания медицинской помощи в России.

Информатизация - не цель, а инструмент

- Происходят ли какие-то радикальные изменения в самой организации учебного процесса в Сибирском медуниверситете?

- Было бы неверным увязывать уровень подготовки молодых врачей исключительно с уровнем компьютеризации вузов, созданием современных лабораторий, интернет-библиотек и пр. Бесспорно, все это важно, так как соответствует духу времени. Но мы придерживаемся установки, что вуз - это сложный механизм, где всегда должна быть заложена серьезная доля консерватизма. В чем сила СибГМУ? В том, что мы имеем столетние научно-педагогические школы, опыт и знания которых интегрируем со знаниями современной науки, и все это даем нашим студентам. А новые информационные технологии, используемые в организации учебного процесса, - лишь инструмент для достижения цели.

Вообще, объявленная руководством страны идея инновации высшего образования в России абсолютно верная. Современный учебный процесс, подготовка высококвалифицированного специалиста в принципе невозможны без науки. Чем принципиально отличается университет от института или техникума? Тем, что обучение здесь должно базироваться на новейших достижениях научной мысли. И то, что в сталинские времена произошло искусственное деление науки на академическую и вузовскую, было огромной ошибкой, ничего подобного нигде в мире нет. Уверен, необходимо объединить их возможности в решении важнейших задач, стоящих перед современными исследователями в любой области знаний. И должен сказать, Сибирскому медуниверситету удается комплексировать научные исследования с академическими институтами Сибирского отделения РАМН и РАН. Студенты должны видеть, как создаются научные технологии, как работает новейшее оборудование, как ставится эксперимент, как просчитываются результаты. Мы пошли по этому пути пять лет назад, создав в университете отделение фундаментальной медицины, где получают дополнительное образование студенты лечебного факультета, наиболее сильные, креативно мыслящие, способные к восприятию сложных знаний. Они как раз проходят обучение в стенах томских научно-исследовательских институтов, в частности НИИ кардиологии, НИИ медицинской генетики. Таким образом, инновационный проект СибГМУ основан не на противопоставлении вузовской науки науке академической, напротив, на их максимальной интеграции. Конечная цель этой работы - сделать российское высшее образование и российскую медицину конкурентоспособными на мировом уровне.

- Планирует ли СибГМУ открытие новых факультетов?

- Факультетов - нет, их у нас 8, по всем основным направлениям. Собираемся открыть только одну специальность - биоинженерия. В Томске, как известно, создана технико-внедренческая зона, и наш вуз курирует биотехнологическое направление. Уже востребованы специалисты по биотехнологиям, генной инженерии.

Конфликта поколений нет

- Вячеслав Викторович, если мы говорим, что студентам-медикам необходимо изучать современные аспекты фундаментальных наук, то, естественно, сами преподаватели должны владеть этими знаниями. Но болевое место российской высшей школы - стареющий преподавательский корпус. Кто же дает студентам новые знания?

- Это проблема не только высшей школы, но и академической науки. Талантливая молодежь уезжает работать на Запад. Почему? На вопрос руководства Минздравсоцразвития России, какой должна быть зарплата молодого ученого, чтобы он остался в России, я отвечаю: не в зарплате дело. Им надо дать возможность реализовать себя в науке, тогда молодые ученые смогут сами зарабатывать достойные деньги.

Признаться, я горжусь тем, что в нашем университете талантливым ребятам предоставлена возможность развиваться самостоятельно. Очень важно дать им почувствовать свою значимость. Если студент, аспирант или докторант пишет статью или монографию, то первой стоит его фамилия, а не его научного руководителя или декана факультета, как это принято повсеместно. Что нам это дает? В Томском медуниверситете сегодня около 20 докторов наук в возрасте до 35 лет, то есть каждый десятый профессор СибГМУ - молодой. Все эти люди - уже не «будущее» российской науки, а ее «сегодня», каждая из диссертаций - серьезнейшая научная работа. Сегодня эта десятая часть профессорского состава со своими проектами выигрывает для университета примерно 80% российских и международных грантов самого высокого уровня. У них есть амбиции и смелость, я многому у них учусь и советую делать это всем профессорам старшего поколения.

- Как удается примирить поколения?

- В решении этой задачи многое зависит от ректора. Политика нашего вуза такова: ни один профессор по возрасту не уволен из университета, все в штате. Преподаватели старшего поколения не видят в молодых угрозы для себя, своей должности и зарплаты, поэтому конфликта возрастов просто не существует. Меня спрашивают, для чего я это делаю: из уважения к заслугам этих людей или из желания обогатить молодых знаниями и опытом старших? И то и другое. Профессора старшего поколения -люди, которые создавали университет, его имя, историю, научные школы, все то, что нельзя трогать.

Считаю противозаконным решение некоторых ректоров установить возрастной ценз для заведующих кафедрами и таким образом, чисто механически, заставить старшее поколение профессоров уступить места молодым. Это не просто нарушает права человека, но и наносит огромный ущерб делу, потому что тут нужно прежде всего руководствоваться интересами вуза. Единственная законная возможность занять или освободить место профессора - конкурс. У нас в таких конкурсах участвуют как 80-летние, так и 30-летние профессора, и кто из них победит, решают выборщики, а не ректор.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru