Узбекистан – самая населенная страна региона Центральной Азии. С постоянным населением чуть выше 28 млн человек, с небольшим преобладанием женщин. По численности населения Узбекистан находится на третьем месте среди стран СНГ, после Российской Федерации и Украины. Население трудоспособного возраста в 2008 г. составляло более 16 млн человек.
Если в 2002 г., по оценкам ВОЗ, средняя продолжительность здоровой жизни в Узбекистане равнялась 59,4 года (60,9 для женщин и 57,9 для мужчин), то, по данным Государственного комитета статистики республики, в 2009 г. эта цифра равнялась 72,9 года (70,6 – мужчины, 75,2 – женщины). Показатель младенческой смертности устойчиво снижается в течение последних десятилетий, с 35,5 на тысячу рожденных живыми в 1991 г. до 11,7 в 2009 г. Материнская смертность понизилась с 65,3 на 100 тыс. рождений в 1991 г. до 30,1 в 2009 г.
Отказ от старых стереотипов
В 1998 г. президентским декретом была введена Национальная программа реформирования системы здравоохранения с целью формирования национальной модели. Национальная программа базируется на принципах строгого соблюдения условий социальной защиты населения, свободного доступа гарантируемой медицинской помощи и поэтапного перехода некоторых учреждений здравоохранения на смешанные и частные источники финансирования.
Подготовка реформ здравоохранения Узбекистана и разработка программ была проведена рабочей группой специалистов Минздрава республики с участием и координацией экспертов Европейского регионального бюро ВОЗ и представительства ВОЗ в Узбекистане.
Основные направления реформ системы здравоохранения были следующие:
– фундаментально новые подходы к созданию системы здравоохранения, развитию его инфраструктуры с целью создать равные условия получения первичной медицинской помощи и в городских и в сельских районах;
– концептуальный новый практический подход к материнству и детству, нацеленный на создание условий для повышения рождаемости и воспитание здорового поколения;
– создание новой системы скорой медицинской помощи на всех административных территориальных уровнях;
– отказ от старых стереотипов, значительное расширение финансирования и его источников, включая источники на основе оплаты и развития частного медицинского обслуживания;
– оптимизация системы финансирования сектора здравоохранения, прежде всего ресурсами бюджета, акцент на профилактике и лечении амбулаторных больных вместо неэффективного использования дорогих больничных коек.
С 1 января 2004 г. в стране введена система обязательного медицинского обследования людей, которые собираются жениться, что дает возможность будущим молодоженам планировать семью, принимая во внимание состояние их здоровья. Организована медико-генетическая служба диагностики, которая представляет собой сеть скрининг-центров. Их специалисты обеспечивают медицинскую помощь семьям с высоким потенциальным риском иметь ребенка с отклонениями в развитии. Расширяется сеть перинатальных центров для женщин, имеющих признаки патологии в здоровье. Предприняты шаги, чтобы заполнить рынки продовольственными продуктами, которые вносят вклад в предотвращение болезней, вызванных недостатком естественных микроэлементов типа йода и железа. С 2005 г. для профилактики железодефицитной анемии осуществляется Национальная программа добавления в муку необходимых микроэлементов.
Исторически структура первичной медицинской помощи не отвечала потребностям населения, особенно в сельских районах. Это была двухсторонняя проблема. Первой являлась сложная система первичной медико-санитарной помощи, состоявшая из фельдшерско-акушерского пункта – сельской амбулатории – местной сельской больницы – центральной районной больницы. Вторая сторона – финансирование сельских медицинских учреждений базировалось на остаточном принципе. Выделяемые финансы были в состоянии покрыть лишь зарплату медперсонала, но были недостаточны, чтобы обеспечить наем квалифицированных специалистов, снабжение лекарствами и обновление медицинского оборудования.
Сельские пункты первичной помощи
Важной стадией развития системы здравоохранения в Узбекистане стали реформы учреждений первичной медицинской помощи, в ходе которых совершен переход на всемирно признанную систему врачей общей практики (семейной медицины). Для получения первичной помощи большинство населения посещает амбулаторные учреждения. Приблизительно 54 млн граждан посещают их каждый год.
В 1996 г. Правительство Узбекистана приняло общенациональную программу по улучшению сельской инфраструктуры и заложило основу для дальнейших положительных изменений в амбулаторной службе в сельской местности. Цель программы состояла в том, чтобы улучшить качество медицинской помощи и сохранить бесплатное амбулаторное медицинское обслуживание сельского населения. Изменения предусматривали сокращение многоступенчатой системы медицинских учреждений до системы с двумя уровнями. Вместо существовавших ранее фельдшерско-акушерских пунктов, небольших сельских амбулаторий, малых местных сельских больниц и центральных районных больниц правительство предложило строить сеть новых медицинских учреждений – сельские пункты первичной помощи (СППП). Для них были разработаны специальные критерии и стандарты: хорошее архитектурное оформление, снабжение питьевой водой, электричеством, системами канализации, отопления и телефонной связи. Подготовлены планы строительства и реконструкции этих учреждений. К концу 2009 г. в стране было 3166 сельских пунктов первичной помощи. Они охватили всё сельское население, которое превышало 15 млн человек. Развитие этих учреждений имело другое важное преимущество – они дали населению шанс получить доступ к врачебной помощи, а не только к услугам среднего медицинского персонала. Но эффективная работа этих учреждений возможна только при наличии соответствующего квалифицированного персонала, а именно врачей общей практики (ВОП).
В декрете президента Узбекистана от 1998 г. было заявлено, что подготовка врачей общей практики – ключ к решению диапазона задач, выделенных в национальной программе реформы системы здравоохранения. Так как прежде в стране врачей такой специальности не было, то было решено начать их подготовку двумя способами – готовить молодых специалистов в медицинских университетах и переобучать уже работающих врачей. Для непрерывного профессионального образования ВОП при центральных районных больницах организуются специальные учебные центры, оборудованные необходимым оборудованием (учебные манекены, модели, компьютеры). Учебные центры были созданы и в медицинских университетах для повышения клинической квалификации и практических навыков аспирантов. Важным вопросом было оснащение этих учреждений современным медицинским оборудованием и предоставление возможности ввести новые механизмы финансирования СППП, основанные на подушевом принципе.
Как результат реформ в первичном здравоохранении число посещений на одного человека в год увеличилось с 7,2 в 1991 г. до 9 в 2009 г. Анализ деятельности СППП в экспериментальных регионах показал, что по сравнению с 1998 г. число направлений к специалистам уменьшилось более чем на 30% и в больницы – на 27%.
Однако еще есть проблемы, которые надо решать: недостаточная материально-техническая база СППП и городских поликлиник и недостаточная укомплектованность их квалифицированным персоналом.
В соответствии со стандартами
Для усовершенствования первичной помощи во всех регионах создаются региональные диагностические центры, которые обеспечивают население высокотехнологическими методиками (молекулярно-генетические, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография и т.д.).
В Узбекистане также создана национальная модель службы скорой медицинской помощи.
В течение переходного процесса эта служба была централизована, и теперь она координируется единым Республиканским научным центром скорой медицинской помощи, который имеет свои отделения во всех региональных центрах. Кроме того, в 173 местах по все стране при центральных районных больницах и центральных городских больницах организуются отделы скорой медицинской помощи.
В дополнение к стационарным отделам эта система была также расширена до служб скорой медицинской помощи со 194 станциями и 1485 бригадами скорой помощи, а также медицинскими подразделениями Министерства чрезвычайных ситуаций.
Специализированная высокотехнологичная медицинская помощь также достигла нового уровня развития. В настоящее время оно представлено специализированными научно-исследовательскими институтами и специализированными научно-практическими центрами национального значения, которые не только разрабатывают новые методы лечения, но и вводят достижения мировой медицины в практику национального здравоохранения.
Один пример этого – широкое введение малотравматичных бескровных операций с использованием эндоскопического оборудования. Методы лечения, введенные в этих учреждениях, уменьшают число дней пребывания пациента в больнице до минимума: в настоящее время среднее пребывание пациента в больнице равно 35 дням.
С развитием материально-технической базы и улучшением методов лечения в медицинских центрах и с развитием сети медицинских учреждений негосударственной собственности и фармацевтического рынка в Узбекистане с 2000 г. введен в практику Институт координации качества медицинского обслуживания. В настоящее время врачи обязаны предоставлять медицинскую помощь в соответствии с государственными стандартами диагностики, лечения и клиническими протоколами. Эти инструкции разрабатываются и постоянно улучшаются в соответствии с принципами доказательной медицины.
Проблемы остаются
Одной из серьезных проблем системы здравоохранения Узбекистана является отсутствие в стране общего видения и общего интегрированного государственного плана, за который отвечают различные министерства. Нуждается в повышении эффективности межсекторальное сотрудничество между организациями системы здравоохранения и различными министерствами и ведомствами.
Система сбора медицинской информации требует комплексной модернизации. Собранные данные не всегда используются по назначению и связываются с социальными детерминантами здоровья и другими важными критериями. Очень мало информации собирается в стране о факторах риска и оценке изменений поведения населения, которые являются важными для принятия решений и разработки основанной на фактах политики.
Нет системы текущей и перспективной оценки кадровых потребностей на национальном уровне. На региональном уровне также существует проблема кадров, в частности, это связано с трудностями привлечения медперсонала в сельские районы. Ключевой проблемой здесь является создание эффективных стимулов для работников.
Имеется острая нехватка ресурсов, выделяемых для финансирования здравоохранения. Общей проблемой отрасли является низкая оплата труда медицинских работников, а также тенденция сохранения медучреждениями избыточного числа больничных коек, чтобы поддержать получение бюджетных ассигнований на прежнем уровне. До сих пор финансирование выделяется на основании числа больничных коек.
Александр ЛАЗАРЕНКО, кандидат медицинских наук.