Вы здесь

Чтобы врач стал «своим человеком»…

Согласитесь, при слове «диспансеризация» большинство наших сограждан воротит нос и скептично улыбается. Дескать, зряшная трата времени, жизнь, мол, всё равно свое покажет. И забыли наши соотечественники, что благодаря диспансеризации мы победили трахому и сифилис, уменьшили заболеваемость туберкулезом. Увидев пользу, стали регулярно наблюдать детей, беременных, рабочих, крестьян... Планировали сделать всеобщей. Не успели: власть сменилась… Однако профилактическая медицина у нас в загоне не осталась.

О том, как сегодня налажена диспансеризация, о важности регулярного общения современного человека с врачом расскажет заведующая отделением профилактики московской поликлиники № 36 Юго-Восточного административного округа Татьяна ЧИЧЕРОВА. С ней беседует врач и журналист Татьяна МОХРЯКОВА.

- Татьяна Юрьевна, извините за банальный вопрос, но как развеять сомнения россиян в пользе диспансеризации?

- Я своим пациентам повторяю и всем людям медики должны говорить: «Если бы не она, вы не заставили бы себя прийти к врачу. Хотя бы раз в год. А теперь вы будете знать, что у вас хорошие анализы, ЭКГ, нет туберкулеза». А ведь в наше время стихийного перемещения людей в поисках средств пропитания риск заболеть, например, туберкулезом, не мал. Почему-то именно этот аргумент кажется нашим собеседникам самым весомым. К тому же при диспансеризации мы имеем возможность вовремя выявить и онкологические заболевания, и гинекологические, и инфекционные, и многие другие.

    - Что сегодня включает в себя диспансеризация?

    - Есть несколько вариантов ее проведения. Предварительное об следование и врачебный осмотр при приеме на работу. Ежегодное наблюдение декретированных групп  всех тех, кто работает с людьми и может быть источником инфекции. И дополнительное, более глубокое обследование работающих раз в 2-3 года.

    - Отношение людей к диспансеризации, как и к докторам, порой пренебрежительное. «Какой смысл вам всё рассказывать?» - говорят люди при осмотре.  Всё равно вы лечить меня не будете». Наверное, неприятно такое слышать врачу...

    - На самом деле, это резонный вопрос. Но люди должны пони мать, что я  диспансерный врач  терапевт  провожу скрининг, то есть раннее выявление заболеваний. Мой интерес относительно истории их болезни и жалоб не случаен. Обнаружив болезнь, я направлю пациента с выпиской и рекомендациями к лечащему врачу. Если же я вижу что-то критичное для здоровья человека (выраженную аритмию, высокий уровень сахара, изменения на ЭКГ), срочно отправляю его к дежурному врачу, который или госпитализирует больного, или, если всё не так запущено, лечит амбулаторно. Для меня главное, чтобы человек после моего осмотра понял, что регулярные встречи с врачами нужны ему намного больше, чем мне.

    - Кто они - ваши пациенты?

    - Я работаю в диспансерном отделении большой многопрофильной поликлиники. Провожу диспансеризацию нашего коллектива, со трудников 10 детских садов, 10 школ, нескольких коммерческих предприятий, коммунальных служб и 3 больших поликлиник округа. Считаю, что в идеале в каждой поликлинике должен быть кабинет профилактики и врач, который занимается только ей.

- Сегодня, как вы напомнили, у нас большая миграция населения. В этих условиях риск заполучить инфекционную болезнь растет. Насколько строго обследуются мигранты?

    - Раньше мигрантов обследовали мы, врачи поликлиник. Теперь этим занимаются коммерческие центры.

    - Ни для кого не секрет, что в наши дни медкнижку можно купить, не проходя обследование.

    - Есть люди, не понимающие сути диспансеризации, хотя она задумана для обычных людей для нас с вами  и проводится бесплатно. Некоторые платят где-то за формальное заполнение медкнижки, приносят ее работодателю, который ставит галочку и «закрывает тему». Хотя иногда это может быть чревато серьезными последствиями. Для всех:  и для работника, и для работодателя, а иногда и для всех нас.

– Вы часто сталкиваетесь с нежеланием людей проходить диспансеризацию «как надо», когда они предпочитают купить медкнижку где-то на стороне?

– Не часто, но сталкиваемся. Вот случай из жизни. Нянечка, устраиваясь на работу в детский сад, купила медкнижку. А у нее открытая форма туберкулеза. «Вы перегнули с примером, – скажете вы. – Быть такого не может». Как это ни печально, но этот вопиющий случай в условиях купли-продажи оказался возможным. А выявление того же туберкулеза у людей, работающих в ресторанах, магазинах, школах, сегодня, к сожалению, не такая уж редкость.

Очень важно изменить отношение к диспансеризации в обществе. Для работодателей – к первичным осмотрам тех, кого они берут на работу, а нам всем – использовать возможность ежегодного прохождения медкомиссии, более внимательно от носиться к своему здоровью и здоровью близких.

– Что вы можете сказать о работодателях, с которыми сталкиваетесь в ходе проведения диспансеризации?

– Уже несколько лет мы вместе с профпатологом нашей поликлиники раз в год собираем работодателей округа, объясняем нужность того, что делаем, приводим примеры, убеждаем. Они не сразу, но приняли условия неформального прохождения диспансеризации в нашей поликлинике, поняли, что, взяв на работу больного человека, впоследствии будут отвечать за это.

– Наверное, неслучайно диспансеризация финансируется государством для людей, работающих в бюджетной сфере, и предпринимателями – для своих сотрудников.

– Еще раз подчеркну, что проводится она для оценки состояния здоровья человека. Например, кто-то устроился на работу с купленной или формально заполненной медкнижкой, без предварительного врачебного осмотра. Через год он имеет претензии к работодателю: «Я получил проф-вредность, работая у вас. Платите компенсацию за ущерб моему здоровью».

Представьте, что у медсестры стоматологической поликлиники после использования латексных перчаток появилась экзема. Допустим, она была взята с ней на работу без предварительного осмотра терапевта. Тогда женщина смело может утверждать, что получила профзаболевание на рабочем месте. И после дообследования и подтверждения диагноза в центре профпатологии ей гарантирована пенсия и денежная компенсация от предприятия. Если сотрудник получил профзаболевание, для работодателя это всегда проблема. Поэтому он должен быть заинтересован в том, чтобы перед выходом к нему на работу человек прошел предварительный медосмотр.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о предварительном осмотре.

– Это осмотр на выявление профессиональной вредности. Есть заболевания, при наличии которых люди не имеют права работать на определенных должностях, потому что у каждой профессии и каждой должности есть свои вредности, что оговорено в приказе Минздрава России.

Поэтому у всех, кто к нам приходит, мы спрашиваем о стаже работы в данной профессии со всеми деталями. Впоследствии это поможет работнику не усугубить имеющуюся болезнь, а работодателю – оградить себя от финансовых и юридических проблем.

Человек устраивается кровельщиком – ему предстоит работа на высоте. Окулист диагностирует миопию высокой степени: он плохо видит вдаль, поэтому должен пользоваться очками. Наше заключение: «работать на высоте противопоказано». Потому что, работая на крыше, потеряв вдруг очки, он сильно рискует жизнью.

 – Все ли врачи принципиальны при проведении диспансеризации?

– Вот реальный случай из моей многолетней практики. Человек проходит осмотр невролога. Врач не скрывает, что диспансерного пациента надо быстрее «отфутболить», чтобы не задерживать поток больных с жалобами и явными проблемами. Понимая, что доктор торопится, пациент говорит ему на ходу: «Жалоб нет». Тот пишет в карте: «Практически здоров». После обследований всех специалистов, по правилам диспансеризации, заключение пишет терапевт. В нашей поликлинике это я. Спрашивая подробно анамнез, узнаю: только что вернувшийся «здоровым» от невролога перенес 2 инсульта. Я считаю, что врачи подобной халтурой показывают не только безразличие к пациентам и к профессии, но и пренебрежение в отношении коллег. Когда доктор так относится к диспансеризации и к человеку, ее проходящему, пациент убеждается, что делается всё это для галочки.

– Получается, что диспансеризация зависит от принципиальности доктора?

– Я считаю, что многое зависит от гражданской совести врача: от того, насколько по совести он относится к своему труду, как принимает пациента с любой его проблемой. Недавно приходит ко мне на первичный осмотр женщина. Ее гемоглобин в 2 раза ниже нормы, и, как оказывается, анемия у нее уже не первый год. Я говорю: «Надо найти источник кровопотери. Сделать гастроскопию, УЗИ малого таза. Проходили когда-нибудь эти обследования?» И слышу ответ: «Нет. Мне никогда врачи не предлагали». В идеале медики должны выполнять всё как должно, а люди  понимать необходимость и полезность общения с медиками.

    - Какие проблемы чаще всего вы выявляете при диспансеризации?

    - У 90%  артериальную гипертензию. Причем у многих она связана с ожирением. За годы моей работы прошло много пациентов, и тот, кто похудел на 10-20 кг, забыл, что такое повышение давления. У многих катастрофические цифры уровня холестерина. Я со всеми провожу беседы, даю рекомендации. Убеждена, что слово тоже лечит. «Со мной никто и никогда не разговаривал по-человечески, как вы», – иногда я слышу такие признания. Под моей опекой коммунальные и промышленные предприятия. Там много пьющих и много курящих слесарей, плотников, монтажников. Несмотря на банальность и кажущуюся избитость проблемы, я всегда говорю с ними о вреде курения и употребления алкоголя. Меня очень радует, что люди нередко возвращаются со словами: «Я не курю уже месяц (или год, или два) и намного лучше себя чувствую».

– Это победа…

– Да, я считаю, что польза еще и в том, что человека просто кто-то выслушает, даст правильные рекомендации, направит в необходимое жизненное русло. Ведь доброе слово еще никому не повредило, а иногда оно может оказать поддержку и помощь, дать надежду и веру в сложной ситуации.

– Татьяна Юрьевна, что бы вы хотели сказать тем, кто прочтет это интервью?

– Практически ни в одной стране мира не уделяется такого внимания профилактической медицине, как в России. Ничего подобного нет ни на благополучном Западе, ни, например, в Израиле. Наше правительство выделяет на диспансеризацию огромные средства. Да-да! Я вижу это «со своей колокольни». Хорошо бы нам научиться ценить это.

…Каждый владелец автомобиля знает, что ежегодный техосмотр люби мой машины необходим. Так почему мы так же активно и сознательно не проводим ежегодный бесплатный медосмотр своего любимого организма? А что, может, он и не всегда нами любим – так это плохо! Ведь вовремя узнав о проблеме со своим здоровьем, люди могут уберечь себя от многих проблем в будущем, а возможно, и продлить свою жизнь. Да, наши сограждане должны знать главное: предупредить болезнь намного легче, чем лечить ее!
 
Москва.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru