Вы здесь

Чем болеет школьник?

Как известно, состояние здоровья детей и подростков Российской Федерации характеризуется устойчивой тенденцией к росту заболеваемости по обращаемости, увеличением распространенности хронической патологии, что подтверждается и данными официальной статистики, и результатами выборочных научных исследований. Этот факт не может не волновать, так как в будущем негативно отразится на интеллектуальном, трудовом, репродуктивном и оборонном потенциале общества, а также приведет к дальнейшему углублению демографического кризиса. А значит, проблема имеет общегосударственное значение. Только в последние годы состояние здоровья подрастающего поколения неоднократно становилось предметом пристального рассмотрения на различных форумах (на уровне Правительства, Государственной Думы РФ, внеправительственных организаций, научных конгрессов, конференций, съездов врачей и т.д.). Сегодня мы вновь обращаемся к этой теме, ведь знание ситуации необходимо для того, чтобы определить направления, по которым следует усилить работу.

Факторы, формирующие и разрушающие

В структуре населения России дети до 18 лет составляют почти треть. Из них 21 млн посещают образовательные учреждения. Большую часть дня (более 70% времени) учащиеся проводят в стенах школ. Вместе с тем время обучения совпадает с чрезвычайно напряженным периодом роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных факторов окружающей среды.

Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН установлено, что в последние 10 лет здоровье учащихся значительно ухудшилось. Так, за период 1995-2005 гг. среди ребят младших классов патологическая пораженность (суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний) увеличилась на 92%: на 75% - распространенность функциональных отклонений и вдвое - хронических заболеваний.

Среди современных первоклассников меньше процент абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (6,2% против 8,7%). Они имеют худшие показатели готовности к обучению: ниже интегральный показатель умственной работоспособности, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьно-обусловленных функций при поступлении в школу, выросло в 2 раза. При этом отмечается интенсификация учебного процесса, которая выражается в увеличении объема учебного материала и количества уроков в день при одновременном сокращении продолжительности урока и учебной недели. Следствием этого явились большая утомительность школьных занятий и большая физиологическая стоимость школьных нагрузок, приводящие к снижению числа абсолютно здоровых детей от 1-го класса к 3-му с 6,2% до 1,9%, а удельный вес хронической патологии в структуре заболеваемости детей увеличивается с 19,8% в 1-х классах до 23,4% - во 2-х за счет перехода части функциональных расстройств в хроническую патологию.

Изменилась и структура заболеваемости. Рост частоты таких функциональных отклонений и хронических заболеваний, как невротические расстройства, нарушения костно-мышечной системы и желудочно-кишечного тракта, выводит их на первые места.

...И физически немощен

Ухудшилось физическое развитие учащихся. Более чем на 20% возросла доля детей с отклонениями из-за дефицита массы тела, а у мальчиков - из-за отставания длины тела. Однако, как показали самые последние наблюдения, во 2-м и 3-м классах резкий дефицит массы тела существенно сглаживается, но в то же время доля мальчиков с избытком массы тела почти вдвое превышает долю девочек. Наиболее негативная динамика выявлена при изучении силовых возможностей детей. За последние 10 лет показатели ручной динамометрии младших школьников снизились в 2 раза: у мальчиков с 13,9 до 6,5 кг; у девочек - с 10,8 до 5,5 кг.

В процессе школьного онтогенеза распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний учащихся с 1-го класса к 11-му возрастает на 49%, уменьшается количество абсолютно здоровых детей.

В последние годы большое внимание уделяется особенностям формирования здоровья школьников старшей возрастной группы (15-17 лет), численность которой составляет 4,9 млн человек. Особенности протекания этого возрастного этапа во многом определяют будущее человека, его физическое и психическое здоровье, репродуктивный потенциал.

Значительное ухудшение социально-экономических условий в стране, приведшее к снижению качества жизни, распространенности факторов риска различной природы среди подростков, ухудшению медицинского обеспечения, отразилось на состоянии их здоровья. Свою роль сыграло и проводимое в последние годы перманентное реформирование системы образования, часто не учитывающее особенностей подросткового возраста и создающее условия для роста эмоциональной напряженности, социального стресса и расслоения самой подростковой популяции.

А завтра - другая жизнь

На основе результатов выборочных углубленных обследований старшеклассников (более 2,5 тыс. человек), проведенных в 1989-2005 гг. с использованием единых методических подходов, нашим институтом изучены особенности состояния здоровья подростков старшей возрастной группы. За последние 15 лет распространенность функциональных отклонений среди юношей 15-17 лет увеличилась на 89% , среди девушек - на 51,6%. Частота встречаемости хронических болезней среди юношей возросла на 33,6%, среди девушек увеличение произошло в менее значительных пределах. Однако в последние 5 лет наметилась тенденция снижения уровня функциональных нарушений.

Оценка показателей состояния здоровья подростков, наблюдавшихся динамически с 9-го по 11-й класс, свидетельствует о том, что адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходят за счет значительного напряжения функциональных систем организма. Все это привело к уменьшению числа абсолютно здоровых подростков. В структуре хронических болезней по сравнению с 1995 г. первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 до 20,3%). В 4,5 раза возросла доля хронических болезней нервной системы.

Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала выходить на ведущие места, хотя в 1995 г. показатели хронических болезней женских тазовых органов не были столь велики.

Астеники, гипертоники с юных лет...

Изменения наблюдаются и в структуре функциональных нарушений. Так, расстройства системы кровообращения вышли на первое ранговое место, они выявляются у каждого второго подростка. Преобладают различные формы нейроциркулярной астении, которая в настоящее время рассматривается как болезнь адаптации, слом нейроэндокринной вегетативной регуляции сердца и сосудов. Около трети этих нарушений приходится на отклонения в уровнях артериального давления. Регистрируется значительный рост гипотензивных состояний.

Наблюдения за подростками с отклонениями в уровнях артериального давления показали, что в половине случаев к 21 году формируются стойкие нарушения сосудистого тонуса (стабильные проявления артериальной гипотензии или гипертензии). Значительно увеличился удельный вес эндокринно-обменных нарушений (до 14%), которые заняли третье место среди заболеваний.

Отмечаются особенности полового созревания у современных девушек. В последние годы сроки начала менструации сместились в сторону более старшего возраста (13 лет 2 мес.), тогда как доля рано созревающих девочек (до 12,5 лет) снизилась более чем в 3 раза. Значителен процент лиц с замедленным половым созреванием как среди девочек, так и среди мальчиков.

Физическая работоспособность и физическая подготовленность у современных подростков значительно (на 20-25%) ниже, чем у их сверстников 60-80-90-х годов, вследствие чего около половины юношей 11-х классов и до 75% девочек не в состоянии выполнять необходимые нормативы.

Среди выпускников не выявлено абсолютно здоровых учащихся. До 80% имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья и более 35% юношей непригодны к службе в армии в связи с имеющимися заболеваниями. Расстройства менструального цикла у 22-25% девушек могут в дальнейшем привести к нарушениям реализации репродуктивной функции и сокращению рождаемости.

В институте получены данные (обследовано 1066 учащихся начальных классов), свидетельствующие о том, что 69,1% детей относятся к группе риска по выраженности психоэмоционального напряжения, в том числе 27,8% составляют дети с повышенным уровнем стресса. Причем процент школьников с явлениями психоэмоционального напряжения и невротизации на 20-30% больше в классах с высокой учебной нагрузкой и интенсивным процессом обучения (гимназические классы, классы с углубленным изучением ряда предметов, профильные классы).

За партой и у телевизора

Физиологами и гигиенистами подтверждено, что при всей многогранности подходов к здоровьесбережению детей и подростков двигательной активности принадлежит одно из первых мест. Однако с поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз, и гиподинамия в младших классах уже составляет 35-40%, распространенность ее среди старшеклассников - 75-85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

Согласно рекомендациям ВОЗ, подросткам, например, необходимо иметь один час или больше физической нагрузки в день в течение 5 и больше дней в неделю. Наш опыт увеличения объемов всех видов физкультурных занятий в школе до 3-5 часов в день снижает острую заболеваемость до 3-4 раз и увеличивает уровень физической подготовленности и физической работоспособности школьников. Несмотря на возможность прямого воздействия на этот фактор риска, являющийся общим в развитии заболеваний, данная проблема в школе не разрешена.

Среди детей, и особенно подростков, широко распространены деструктивные формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, девиантные формы поведения, те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.

Изучение корреляционных связей между курением, употреблением алкоголя и отдельными группами болезней и функциональных расстройств у современных подростков 15-17 лет показало, что у юношей наиболее высокие корреляции отмечены между курением и функциональными нарушениями системы кровообращения и органов пищеварения, у девушек - нарушениями менструального цикла. У всех подростков прослеживается связь курения с наличием болезней органов дыхания, ЛОР-органов, аллергическими заболеваниями. При увеличении стажа и интенсивности курения и употребления алкоголя эти связи становятся более выраженными.

Словом, формирование здоровья школьников на современном этапе представляет собой важнейшую медико-социальную проблему. Сложившаяся ситуация требует долгосрочной, хорошо продуманной программы мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и состояния здоровья учащихся.

Людмила СУХАРЕВА,
заместитель директора НИИ
гигиены и охраны здоровья детей
и подростков НЦЗД РАМН,
доктор медицинских наук,
профессор.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru