23 декабря 2024
Хирургами травматолого-ортопедического отделения дорожной клинической больницы на ст. Хабаровск-1 ОАО «Российские железные дороги» внедрен ряд новых для Дальневосточного региона технологий, некоторые из которых были выполнены даже впервые в России. А к концу года на базе этого отделения планируется открыть междорожный центр травматологии и ортопедии.
- Технологии, внедренные нами за последние год-два, достаточно разнообразны, - рассказывает заведующий травматолого-ортопедическим отделением больницы Александр Рыков. - В последнее время методы, связанные с лечением серьезных повреждений и заболеваний костно-суставного аппарата, имплантацией искусственных суставов и операциями на позвоночнике, стали доступны жителям не только центральных регионов страны, но и ее окраин.
В 2008 г. мы впервые начали выполнять операции по замене разрушенного в результате заболевания либо от полученной травмы локтевого сустава эндопротезом. Последняя пациентка приехала к нам из Якутии. По поводу ревматоидного артрита 5 лет назад мы установили ей искусственный коленный сустав, а в этом году - искусственный локтевой. Операция артропластики локтевого сустава продолжалась 2 часа, а уже через две недели пациентка выписалась домой для восстановительного лечения с достаточным объемом движений в локте.
В этом же году мы впервые в регионе имплантировали плечевой сустав, причем модель плечевого сустава Copeland (Великобритания) установлена впервые в России и СНГ. Технология идентична бирмингемской артропластике головки бедра и заключается в том, что на разрушенную головку плеча надевается металлический колпачок.
В текущем году мы ввели в лечебную практику ряд других высокотехнологичных операций на позвоночнике и суставах. Например, пункционная вертебропластика - это малоинвазивный способ восстановления прочности позвоночника при остео-порозе, полостях в телах позвонков, травматических переломах. Пункционно иглой с помощью специальной системы костный цемент вводится прямо в область дефекта позвонка, восстанавливая его прочностные качества.
Целая серия вмешательств сегодня связана с развитием артро-скопической технологии, которая применяется в нашей клинике с 1993 г. Более 4 тыс. операций выполнено эндоскопическим малоинва-зивным способом. В 2008 г. начато использование метода термоабла-ции. Если ранее при повреждении менисков (чаще всего от этого страдают спортсмены) операцию делали путем значительных разрезов с применением чисто механического инструмента - ножниц, кусачек, фрез, скусывая или срезая дефектный участок, а то и удаляя весь мениск, то сейчас поврежденное место выпаривается аблатером - специальным электрохирургическим инструментом. При данной технологии в сустав вводится тонкий электрод и больное место просто превращается в пар и воду, а основная часть мениска сохраняется и выполняет амортизационную функцию, как и прежде. Уже на следующий день больной может идти домой, без костылей, без гипса, и косметически значимых следов от операции у него не будет. Проблема решается быстро, в отличие от широкого хирургического доступа, требующего длительного восстановительного лечения...
Если коснуться исторического ракурса развития ортопедии и травматологии в дорожной клинике, то они с первого дня образования больницы были одним из основных профилей хирургической деятельности. До 1975 г. больные с травмами лечились в общехирургическом отделении, которое, являясь клинической базой кафедры госпитальной хирургии Хабаровского государственного медицинского института, всегда служило школой подготовки врачей для оказания помощи при травмах и заболеваниях скелета. Специализированная травматолого-ор-топедическая служба на Дальневосточной железной дороге организована в 1975 г. с открытием 40-коеч-ного отделения травматологии. Здесь, используя в основном методы накостного и внутрикостного ос-теосинтеза, фиксаторами первых поколений проводили лечение больных с различными повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Наряду с этим широко применялись традиционные гипсовая техника и скелетное вытяжение. Аппаратное лечение в силу отсутствия достаточного потока пациентов развивалось слабо. В 1986 г. на заведование отделением был приглашен Александр Рыков. Им была принята на вооружение современная стратегия технологической модернизации травматолого-ортопедической службы на дороге. В специализации отделения получило приоритетное развитие ортопедическое направление. Стали активно внедряться технология лечения по Илизарову, признанная в то время наиболее прогрессивной в стране и в мире, операции при заболеваниях тазобедерного и коленного суставов, как открытые, так и внесуставные, коррекция оси и длины конечностей, операции на мышцах и сухожилиях. Это событие стало исходной точкой на пути совмещения возможностей амбулаторного и стационарного звеньев в специализированном ортопедо-травматологическом объединении. Завершился процесс в 1998 г., когда на базу объединения был переведен амбулаторный прием ортопедических больных.
Валентина Марчук, главный врач дорожной клинической больницы на ст. Хабаровск-1, рассказывает.
- В 1993 г. в нашей клинике впервые в Дальневосточном регионе была выполнена артроскопия сустава. В отделении, одном из первых на Дальнем Востоке, поставлено на поток эндопротезирование крупных суставов. С 1994 г. коллективом врачей выполняются операции по замещению тазобедерного сустава, а с 2001 г. - коленного сустава. Совершенствуются и другие технологии лечения дегенеративно-дистрофических заболеваний суставов, некоторые из которых были сделаны на базе нашей клиники впервые в России. К примеру, в 2006 г. выполнена
операция по закрытию дефекта хряща матрицей «Хондрогайт». У молодых людей при заболеваниях хрящевой ткани была использована «заплатка» - матрица для восстановления хряща.
Как рассказала Валентина Мар-чук, отделение травматологии и ортопедии - единственная структура в Дальневосточном регионе, где внедрен принцип несменяемости лечащего врача на всех этапах лечения, диспансеризации и реабилитации. В настоящее время отделение располагает 30 стационарными койками. В год здесь получает лечение в среднем более 750 человек, число операций достигает 1000 при оперативной активности 80% и среднем койко-дне 15. В прошлом году ортопедами клиники сделано 1200 операций, а за 8 месяцев 2008 г. -уже около 1000.
- Исторически так сложилось, что железнодорожные лечебные учреждения все виды медицинской помощи организовывали и развивали на своей базе, - продолжает главный врач клиники, - практически не получая финансирования по линии фонда ОМС. По всей видимости, здесь сказывается ведомственный статус медицинского учреждения. Тем не менее необходимое лечение в больнице получают не только работники железной дороги, члены их семей и пенсионеры, но и местные жители, а также пациенты из других регионов. Наша ведомственная больница, имея на вооружении высокие технологии выполнения операций, в настоящее время не имеет возможности получить государственный заказ из Федерации. Поэтому, чтобы сохранить все наши наработки по части современных методов лечения, было принято решение об организации междорожных центров, один из которых - центр травматологии и ортопедии - возглавит Александр Рыков, планируется открыть на базе нашей больницы. Пакет всей необходимой документации уже сформирован и отправлен в Департамент здравоохранения ОАО «РЖД». Думаю, что к концу года этот центр получит свой официальный статус, и наконец решится важный вопрос - финансовый. Что же касается организационных вопросов - в клинике уже давно всё отлажено: проводятся высокотехнологичные операции, имеются необходимое оборудование и достаточно профессиональные специалисты. Коллектив врачей под руководством заслуженного врача РФ, доцента кафедр травматологии Дальневосточного государственного медицинского университета и Института повышения квалификации Александра Рыкова хорошо известен в стране и находится в авангарде не только отраслевой, но и отечественной ортопедии и травматологии.
Николай РУДКОВСКИЙ, соб. корр. «МГ».
Хабаровск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru