Вы здесь

Чудный мой венец страданья и любви

Впервые «МГ» немного рассказала об этой удивительной женщине в № 43 от 11.06.08 - очерк «Валдай: здесь живут долго» под рубрикой «Малые города России». О некогда работавшей в местной ЦРБ Вере Владимировне Быстровой взахлеб рассказывали ее коллеги и подруги. А покинула она этот мир не «вчера» - еще в 1981 г., не дожив двух лет до своего 100-летия. В числе близких подруг собирала ее в последний путь ныне работающая в Валдайской ЦРБ 70-летняя Галина Борисовна Яковлева, врач-лаборант.

Такое случается. В российской глубинке долгожителей немало, просто о них мало кто знает. Но когда мне довелось посетить Валдайский филиал Новгородского музея-заповедника, восторгу и удивлению не было предела: вековой судьбе Веры Быстровой была отведена самая большая экспозиция, даже воссоздан из подлинной мебели, вещей и предметов уголок ее квартиры, где она жила многие десятилетия.

Ведущий научный сотрудник Валдайского музея Надежда Яковлева по нашей просьбе подобрала дополнительные факты из жизни Быстровой, воспоминания, фотодокументы.

Родилась Вера Быстрова в 1883 г. в дворянской семье. Отец ее - Владимир Фёдорович Быстров был военным медиком и одно время служил медицинским инспектором тыла Русской армии. Девушка училась в Новгородской женской гимназии, а в 1904 г. вместе с отцом отправилась в Харбин.

В девические годы она играла на сцене, знала наизусть многие стихи и переписывала их в свой альбомчик. Любопытная деталь ее биографии: перед Русско-японской войной ей предлагал руку и сердце сиамский принц Чакробонг, она отказала, и в Таиланд с принцем-мужем отправилась ее подруга, тоже сестра милосердия, Катя Десницкая...

Из девичьего альбома
Есть для души моей отрада,
Когда в полночной тишине
Горит пред образомлампада
И словно душу греет мне.
Тогда с горячею мольбою
Вдруг открываются уста,
И взор стремится со слезою
К изображению Христа.
Венец Спасителя терновый
Венец страданья и любви
Во мне смиряет дух суровый,
Волненья бурные в крови...

Началась Русско-японская война, госпитали были переполнены, вот тогда Вера впервые повязала на гимназическое платье белый фартук с красным крестом и надела наплечную накидку сестры милосердия. Позднее в Петербурге окончила фельдшерские курсы, получила от отца подарок - набор терапевтических инструментов из слоновой кости, его можно увидеть в музейной экспозиции.

Закончилась одна война, начались другие - Первая мировая, Гражданская. В 1915 г. прифронтовой лазарет стоял в Варшаве, его посетил с концертом для раненых Фёдор Шаляпин, он подарил симпатичной сестре милосердия свою фотографию с именным автографом. И этот снимок тоже находится в музее.

Затем Вера Быстрова выхаживала раненых с фронта Финской кампании, а в Великую Отечественную работала уже врачом в блокадном Ленинграде, закончив перед войной медицинский институт. «И каждое утро, качаясь от голода, из последних сил вставала и шла через весь город (транспорт не работал) в свою больницу. Тогда она работала терапевтом в амбулатории фабрики «Красное Знамя», ежедневно принимала по 120-150 больных» - вспоминают ее современники.

 Из блокадного дневника
26 января 1942 г.: «Пришла в амбулаторию, она два дня не топлена, холод страшный. Принимаю в пальто... Лихачева приняла 101 человека. У нее умер муж. Вся эта семья вымирает, сын и дочь уже лежат в госпитале в тяжелом состоянии. Сама еле держится на ногах. Санитарку Тосю часто привозили на работу на санках - идти она уже была не в состоянии»...
27 января: «Наше меню: 1 тарелка супу из картофельных очисток и желе из столярного клея»...

Весной того же года ей выделили участок земли под грядки, жить стало чуточку получше, а в
сентябре Быстрова была эвакуирована вместе с фабричными рабочими в Молотовскую (ныне Пермскую) область. Здесь она поправилась и даже возглавила туберкулезное отделение. К наградам за Русско-японскую и Первую мировую прибавилась самая дорогая медаль - «За оборону Ленинграда». Первый раз Быстрова вышла на пенсию в 56 лет, работая в Мурманске, второй раз уже в Валдае, куда она переехала на постоянное местожительства в 1943 г. уже в 60-летнем возрасте. Там она проработала в местной ЦРБ еще 15 лет, блестяще владея мастерством хирурга, гинеколога и конечно же терапевта.

А в музее, в воссозданном уголке ее квартиры, можно увидеть чудные салфетки, связанные руками Быстровой, ведь не случайно она через всю жизнь пронесла мамин подарок - маленький вязальный крючок. Дедушка-священник подарил ей крохотный «Псалтирь», который тоже цел-целехонек.

Вера Владимировна прожила долгую, интересную и полную служения людям жизнь. Замуж она так и не вышла... По рассказам, она любила юмор, шутки, розыгрыши. Когда ее незадолго до кончины спросили, пойдет ли она проститься с покойным соседом, доктор невозмутимо пожала плечами: «Зачем? Мы скоро увидимся»...

Надежда ЯКОВЛЕВА,
ведущий научный сотрудник
Валдайского филиала
Новгородского музея-заповедника.
Владимир ХРИСТОФОРОВ, спец. корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru