23 декабря 2024
Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг., которая широко обсуждается медицинской общественностью, предусматривает колоссальные финансовые вливания в «отрасль здоровья» – около 460 млрд руб. Региональные программы, под которые и выделяются эти астрономические суммы, ранее защищались в Москве, и в некоторых субъектах Федерации освоение уже идет полным ходом. Как обстоят дела в здравоохранении Ставропольского края – региона, который по многим показателям играет роль «локомотива» в Северо-Кавказском федеральном округе? С этим вопросом я обратился к первому заместителю министра здравоохранения Ставропольского края Константину ХУРЦЕВУ.
– Константин Владимирович, из «общего пирога» Ставрополью причиталось 5,8 млрд руб., дополнительно к ним из краевого бюджета поступили средства на лечение социально значимых заболеваний – наркология, психиатрия, ту беркулез и т.д.; в общей сложности сложилась сумма в 9 млрд 160 млн руб. Наиболее «узкие» места определены самой программой. В первую очередь это укрепление материально-технической базы, куда входят капитальный ремонт лечебно-профилактических учреждений, а также приобретение оборудования. Есть точки на карте Ставрополья, где капремонт больниц, поликлиник уже за вершился?
– Больница в селе Винсады Предгорного района, ЦРБ Левокумского района – эти объекты на стадии освоения выделенных средств. Более того, в процессе конкурсного подхода к подрядчикам появилась неплохая экономия, и учреждения готовы использовать дополнительные средства. Если бы такая картина сложилась по всему краю, было бы хорошо. К сожалению, материально-техническая база некоторых ЛПУ находится на очень низком уровне: есть здания, построенные еще в позапрошлом веке.
Следующая позиция – информатизация системы здравоохранения. С перспективой до 2020 г. мы планируем закончить формирование полноценной локальной вычислительной сети: к этому обязывает увеличение мощностей диагностического оборудования, возрастающие объемы информационных потоков. Ко всем лечебным учреждениям будут подведены защищенные каналы связи персональных данных (передача которых регламентирована соответствующим федераль ным законом и необходимостью соблюдения врачебной тайны). Прорабатывается вопрос телемедицины – связи головных краевых медучреждений и формируемых межмуниципальных центров в Ставро поле, Невинномысске, Пятигорске, Ессентуках, Светлограде, Буденновске, Кисловодске. У врачей появится возможность не только передачи повышенных объемов информации, но и консультации со своими коллегами в режиме реального времени. На сегодня в таком режиме действует пока 3 медучреждения.
Кроме того, предусмотрено оснащение компьютерным оборудованием более 60 пилотных медучреждений: всех, касающихся детства и родовспоможения (это особый приоритет программы модернизации) и межмуниципальных центров. О последних надо сказать особо. Многие больницы Ставрополя, Пятигорска, Ессентуков, и других городов края по сути уже выполняют функции этих центров, когда принимают на лечение не только жителей этих городов, но иногород них, и даже из-за пределов Ставрополья. Но, поскольку финансирова ние идет из бюджета одного муниципалитета, это ложится бременем на муниципальный бюджет, и медучреждение вынуждено ограничивать потоки иногородних пациентов. Эти нюансы потребовали изменения законо дательства, и с 2012 г. вступает в силу соответствующий закон, который наделяет наши учреждения такими полномочиями и снимает «территориальные» ограничения.
И третья задача, которую ставит перед собой модернизация, – улучшение доступности медпомощи в амбулаторных условиях и пере ход на лечение по стандартам. Здесь я бы выделил несколько направ лений. Прежде всего, это увеличение зарплаты специалистам амбулаторно-поликлинического звена. Когда в рамках программы модернизации была увеличена зарплата только врачам-специалистам, это породило вопросы у медицинского персонала, не включенного в про грамму. Губернатор и правительство Ставропольского края были озабочены этими разногласиями, и сейчас уже внесены поправки в Закон о бюджете Ставропольского края, с тем, чтобы выделить дополнительные средства всем врачам, которые остались «за бортом». В рамках этой же задачи выделяются дополнительные средства на обеспечение лекарственными препаратами деятельности медучреждений, чтобы более эффективно работали лабораторные службы в амбулаторно-поликли-ническом звене.
Еще один момент – увеличение средств на внедрение стандартов оказания медпомощи. Опыт финансового наполнения стандартов в Ставропольском крае уже есть, и он достаточно высоко оценен и на федеральном уровне. Например, наше участие в Федеральной программе по совершенствованию оказания медпомщи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями привело к тому, что мы разработали стандарты для лечения больных с инфарктами миокарда, инсультами, и было признано, что по своей наполняемости эти стандарты – одни из лучших в РФ. Главное, что это сказалось на результатах – у нас улучшилось качество лечения больных, снизилась леталь ность от инфарктов: в 2010 г. по сравнению с 2009 г. – на 10% от инфарктов и на 6,8% от инсультов – это очень хорошие показатели.
Таким же образом мы решили продолжить эту работу, но уже по другим направлениям. Были выделены стандарты лечения тех заболеваний, которые оказывают наибольшее влияние на показатели смертности населения, особенно трудоспособного возраста. Третье место после сердечно-сосудистых и онкозаболеваний занимают так называемые внешние причины смерти, среди которых много травм, особенно ЧМТ, именно они значимо влияют на показатели смертно сти и инвалидизации населения.
Целый пласт в этой печальной статистике – заболевания органов дыхания: острая пневмония, бронхиальная астма, а также язвенная болезнь – это по взрослым пациентам. Расстройства дыхания у детей раннего возраста, так называемого неонатального периода – одна из наиболее частых причин смерти новорожденных. Были разработаны стандарты для лечения этих патологий, и они также будут внедряться в практику, уже начиная с этого года.
– Можно ли считать, что с введением стандартов оказания медпомощи будет минимизирована негативная роль пресловутого человеческого фактора, так называемых врачебных ошибок?
– Безусловно, да. Есть и такая точка зрения, что введение стандартов сделает более упрощенным лечебный процесс, потому что врачевание – это искусство. Эти опасения беспочвенны прежде всего потому, что стандарты – это возможность обеспечить минимальный уровень качества лечения, проще говоря – планка, ниже которой нельзя опускаться. Кроме того, к этим стандартам сейчас подвязаны компьютерные программы, которые позволяют врачу иметь возмож ность контроля, в том числе и за самим собой. Когда же процесс лечения бесконтрольный, врач делает только то, что лично он считает нужным…
– Константин Владимирович, средняя зарплата – понятие относительное, это всё равно что средняя температура по больнице, и тем не менее в каких-то пределах она может быть обозначена цифрами, имея в виду медиков Ставрополья?
– Позволю не согласиться с приведенной трактовкой средней ве личины показателей. Если средняя температура по больнице чем выше – тем хуже, то заработная плата, чем выше ее средняя ве личина, тем лучше.
Безусловно, в рамках программы мы ожидаем развития, обновления и совершенствования не только материально-технической базы здравоохранения, но и самого главного, от чего мы сегодня все зависим, – заработной платы.
А по программе – повышение заработной платы медицинским работникам существенное. Но сразу же акцентирую внимание, повышение, размер которого напрямую зависит от объема и качества выполняемых показателей, предусмотренных нормативными документами, регламентирующими реализацию мероприятий программы.
Ну а теперь о средних цифрах по заработной плате.
Согласно оперативным данным проводимого мониторинга, за 1 полугодие этого года отмечается рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по отношению к январю 2011 г. на 12%.
В начале нынешнего года средняя заработная плата в учреждениях, участвующих в реализации программы модернизации, составляла – 11 614 руб., а по итогам работы за первое полугодие она уже достигла 12 990 руб.
При этом по категориям персонала рост заработной платы пред ставлен следующим образом: по врачам – на 31% (первое полугодие 2011 г. – 23 023 руб., январь 2011 г. – 17 635 руб.); по среднему медицинскому персоналу – на 19% (первое полугодие 2011 г. – 12 434 руб., январь 2011 г. – 10 477 руб.).
И сразу же, пользуясь случаем, хочу обнадежить медицинских работников, которым не предусмотрены дополнительные стимулирующие выплаты по программе. Помимо общеустановленных повышений фонда оплаты труда на 6,5% с июня и на 6,5% с октября 2011 г. на отрасль здравоохранения выделяются дополнительные средства из бюджета Ставропольского края на обеспечение дополнительных стимулирующих выплат работникам, не подпадающим под дополнительные выплаты в рамках программы модернизации и Национального проекта «Здоровье».
Дополнительные выплаты этим работникам планируется осуществлять с октября этого года.
Выделение дополнительных средств на обеспечение дополнительных выплат работникам, не подпадающим под дополнительные выплаты, также обеспечит рост среднемесячной номинальной начис ленной заработной платы работников отрасли.
Предполагается, что к 2013 г., когда программа модернизации будет реализована, зарплата медперсонала увеличится на 30%. Но даже при таких подходах мы испытываем огромный дефицит кадров, и в первую очередь это все врачи-специалисты амбулаторного звена: лор, офтальмологи, неврологи, урологи и т.д. Сегодня этот дефицит составляет по врачам в амбулаторном звене 16,8%. Вроде бы и не большое значение показателя, а фактически для обеспечения выполнения запланированных объемов медицинской помощи в 2011 г. по территориальной Программе государственных гарантий нам необходимо более 830 врачей только по амбулаторно-поликлиническому звену, из которых 432 по основным специально стям: оториноларинголог, уролог, невролог, офтальмолог. Частичное решение этой проблемы – переподго товка кадров, и в рамках системы здравоохранения, и совместно со службой занятости. В остальном это, конечно, и улучшение условий труда, приведение в соответствие материально-технической базы ЛПУ, и создание условий муниципальными образованиями для при влечения специалистов (решение жилищных проблем, надбавки к стипендиям и заработной плате, интересные предложения по обучению специалистов на федеральных базах).
– Существует ли сегодня в Ставропольском крае механизм обратной связи с пациентом, на благо которого и направлено всех этих «планов громадье»?
– Вопросы качества лечения давно уже были поставлены в крае на достаточно высокий уровень, мы здесь были одними из первых в России. Контроль качества проводит и сама система здравоохранения, и система ОМС. При том внимании, которое оказывает правительство Ставропольского края работе с обращениями граждан, многое меняется в организации здравоохранения, и в сознании самих врачей.
Сейчас система здравоохранения будет шире использовать возможности анкетирования пациентов. Когда это проводится самими же медучреждениями в этих же учреждениях, вряд ли можно говорить об объективности таких данных, даже при том, что люди сейчас стали более свободно выражать свое мнение. Но мы планируем переходить к анкетированию населения, то есть не пациентов, которые пришли в поликлинику или уже лежат в больнице и таким образом в какой-то степени зависимы от врача, будем активно использовать новые подходы в изучении общественного мнения.
Беседу вел
Рубен КАЗАРЯН,
соб. корр. «МГ».
Ставрополь.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru