24 декабря 2024
Окончились летние каникулы, и депутаты Комитета Госдумы РФ по охране здоровья приступили к работе. Сегодня его возглавляет Ольга БОРЗОВА, за плечами у которой огромный не только врачебный, но и депутатский опыт. До недавнего времени она была заместителем руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе РФ и одновременно заместителем председателя Комитета по охране здоровья.
О том, какие задачи удалось решить в прошедшую сессию, какие стоят перед депутатами сейчас, - наша беседа с Ольгой Борзовой.
- Ольга Георгиевна, вы пришли на ответственный пост главы комитета не так давно. И хотя вы в Госдуме не первый год, наверняка потребовалось что-то поменять в стиле работы этой структуры парламента, в ее организации. Каковы первые итоги?
- Когда мы заканчивали весеннюю сессию пятого созыва, то не забыли о традиции подведения итогов. Прежде чем отчитаться перед членами нашего комитета, я анализировала, что успели сделать за довольно небольшой срок с момента моего прихода в комитет, каков вклад каждого нашего члена в работу. Когда приходят новые люди, они привносят новые взгляды на то, как представляют себе нашу общую деятельность. У комитета сложились свои традиции, он немало сделал в предыдущих созывах. Сейчас нелегко было создать определенный психологический климат, здесь собрались два поколения - молодых и старших, каждому предстояло выделить тот участок работы, который отвечал бы его профессиональным возможностям. Потребовала внимания и работа с аппаратом комитета с учетом новых требований, надо было выстраивать отношения с Минздравсоцразвития России. Много времени ушло на создание экспертных групп, решение организационных вопросов. Ведь наша отрасль - здравоохранение - отвечает за жизнь человека от рождения до последнего вздоха, она, как кровеносные сосуды, пронизывает всю жизнь любого из нас. Но она и наиболее уязвима, так как не имеет права на ошибку. Но главная работа депутатов была направлена на совершенствование законодательства.
- И с чего начали?
- Мы начали с перестройки структуры комитета. Ввели должности замов председателя, которые курируют определенные направления. Впервые определили, что первый заместитель отвечает за законотворческую работу, разделили функции заместителей и председателя, определили их объемы. Также впервые выделили раздел профилактической направленности, формирования здорового образа жизни. Для нас это важно, ведь эксперты ВОЗ определили, что здоровье человека на 50% зависит от того, какой образ жизни он ведет. Так что этот тезис непросто посыл, о котором говорит политическое руководство страны, это выработка системы мер, которая должна быть закреплена законодательством РФ, бесспорно поддержана финансово. Такая система должна формировать у россиян необходимость быть здоровыми. Что надо для этого сделать? Такой раздел мы выделили, и это, считаю, было очень важно. Для решения этих и других вопросов законодательного обеспечения формирования здорового образа жизни Комитет по охране здоровья проведет парламентские слушания в Госдуме в октябре 2008 г.
- Сам комитет численно невелик, но весом, как говорят, мал золотник, да дорог.
- Совершенно верно. В его составе интереснейшие люди: два академика РАМН, это депутаты с большим стажем работы в Госдуме, в науке, люди с опытом законотворческой и законодательной деятельности, у нас есть доктора и кандидаты медицинских наук, люди, имеющие заслуги перед здравоохранением, заслуженные врачи РФ. Состав интересен тем, что представляет все направления отечественного здравоохранения. Поскольку я была включена в рабочую группу по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 г., то такую же рабочую группу мы создали при комитете. Нам был поручен раздел - правовое обеспечение документа. Мы пригласили для консультаций видных ученых, организаторов здравоохранения, наши депутаты активно работали с Минздравсоцразвития России, Федеральным фондом ОМС, Общественной палатой и многими общественными организациями. В комитете разработали перечень законодательных актов, которые должны будут приняты, чтобы концепция реализовалась, когда она будет утверждена правительством. Поскольку мы не могли вариться сами в себе, нам нужен был камертон, чтобы знать, насколько мы правы. Провели расширенное заседание совместно с комиссией по здравоохранению Общественной палаты. Дискуссия была бурная, выступления эмоциональными, но резюме заседания вполне положительное - Общественная палата поддержала наши разработки, и мы сейчас продолжаем уточнять некоторые позиции документа.
- В здравоохранении самой актуальной и животрепещущей-остается проблема обеспечения населения лекарствами, исполнение программы ОНЛС. Известно, что в комитет приходит много жалоб из регионов по данному поводу.
- У нас отработана прямая связь с субъектами РФ, осуществляется мониторинг, фракция «Единая Россия» и наш комитет уделяют этим вопросам большое внимание. В прошлом созыве Госдумы создали рабочую группу по стабилизации ситуации с ОНЛС при президиуме Генерального совета «Единой России», я возглавляла эту группу. В весеннюю сессию мы провели два расширенных заседания комитета с приглашением министра здравоохранения и социального развития Т.Голиковой. Нам удалось решить конкретные задачи. В основном они касались закупок, которые обеспечивает Федерация по 7 дорогостоящим технологиям. Было немало обращений по реализации их в субъектах. Но в то же время со стороны регионов допускались грубые нарушения при составлении заявок, несвоевременной была поставка препаратов поставщиками, которые выиграли аукционы. Особенно волновало, что жители сельской местности, проживающие в районах ФАПов, врачебных участков, плохо обеспечивались лекарствами, в некоторых субъектах не использовали запасы, которые находились на складах. Некоторые регионы не включили в бюджеты своих территорий финансирование вновь выявленных пациентов. Напомню, что в федеральный бюджет, финансирующий лекарства для лечения дорогостоящих заболеваний, вошли не только инвалиды, которые подлежат социальной государственной поддержке, но и люди, страдающие этими заболеваниями, но не имеющие группы инвалидности. На расширенном заседании комитета заслушали вопрос о мерах, которые были приняты по всем этим нарушениям, ситуация стабилизировалась. Обращений из субъектов стало гораздо меньше. Об активности нашего комитета свидетельствуют и такие факты: в 1,5 раза увеличилось число законов, за исполнение которых ответственны депутаты комитета, и в 1,5 раза - где мы соисполнители.
- Много лет комитет боролся за принятие Рамочной конвенции по борьбе против табака. И вот в этом году наконец-то пришла долгожданная победа.
- Это важный шаг. За ее принятие депутаты проголосовали единогласно, это знаковое событие. Но к существующим требованиям конвенции мы должны принять и свое законодательство, привести его в соответствие с европейскими стандартами. Работа в этом направлении, связанная с профилактикой табакокурения, оживилась.
- Я надеюсь, что вы не курите?
- Ни я, ни мои близкие.
- А депутаты комитета?
- К сожалению, есть такие, но мы работаем с ними, благо их меньшинство. В ближайшее время мы должны привести в соответствие нашу правовую базу. Всё это направлено на снижение смертности от причин, которые вызывает табакокурение. Пакет документов у нас готов, в осеннюю сессию вместе с техническим регламентом по табаку мы представим в Госдуму законопроект о внесении изменений об ограничении курения табака. В этом законе оговариваются нормы никотина и смол в табаке, предупредительные надписи и их площадь в рекламе. В общем начинаем приводить всё в соответствие с европейскими стандартами.
Важнейшим моментом станет внесение изменений в Федеральный закон о рекламе, точнее - о полном прекращении рекламы табака. Во Франции, например, наряду с законодательными документами была проявлена политическая воля, сам президент объявил, что профилактика онкозаболеваний - основное направление деятельности государства. Общество начало оздоравливаться после введения запрета рекламы табака. У нас в стране также есть политическая воля, правительство внесло Федеральный закон о присоединении России к Рамочной конвенции по борьбе против табака. И президент и премьер-министр - люди некурящие, ведущие здоровый образ жизни, они выступили за нее как за приоритет. Система мер должна быть направлена и на охрану здоровья тех людей, которые страдают от пассивного курения. В семьях, где родители пристрастны к сигарете, дети тоже начинают курить, причем данные говорят о том, что формируется пагубная привычка иногда с 8 лет. Должна быть введена и разумная ценовая политика, таких дешевых сигарет, как у нас, нет нигде. Всё это система мер, направленных на профилактику. В работе весенней сессии этому уделялось большое внимание, в осеннюю сессию эти вопросы также встанут на повестку дня.
- Но в парламенте существует мощное табачное лобби. Как ему можно противостоять?
- Да, методы работы лоббистов активные, они информированы по поводу всех наших начинаний. Уровень же профилактических мер у нас недостаточен, он носит декларативный характер. Мне недавно привезли пачку сигарет из Таиланда. На ней нарисованы губы, но онкопораженные - вот это предупреждение! У нас мер воздействия недостаточно, одни лозунги типа «живите правильно» ничего не дадут, нужны радикальные действия.
- Надо, чтобы вопросами профилактики активно занялось телевидение, а то там больше говорят о болезнях и их лечении, а не о том, как их предупреждать, то есть о здоровом образе жизни.
- В Европе во многих странах закон о запрете рекламы табака лишил СМИ доходов от этой рекламы, поэтому они стали строить свою политику на профилактических мерах. И польза от этого налицо.
- Какие вопросы планируете решать на предстоящей осенней сессии?
- Активизировать проведение «круглых столов». Мы изменили свою работу с субъектами РФ. Они представляют нам законодательные акты, высказывают идеи, а наши депутаты помогают с помощью аппарата, Правового управления Госдумы подготовить их, чтобы они были реализованы. Очень важна назревшая проблема санитарного просвещения. Сегодня требуется изменить формы и методы этой работы. Пора отказаться от устаревших моделей, шире использовать Интернет, к которому у молодых огромный интерес, надо активнее проводить массовые мероприятия и начинать просвещение с раннего детства, я бы даже сказала с детского сада. У нас в обществе много знаковых людей, которые ведут здоровый образ жизни, которых любит нация, их примеры могут помочь формировать у людей полезные привычки. Сейчас немало говорят о важности здоровья для человека и общества, но надо не только говорить, но и неформально проводить мероприятия, к примеру, ту же диспансеризацию.
Хочется от всей души поблагодарить наших чемпионов и призеров Олимпиады в Пекине. В тяжелейших климатических условиях, при значительно возросшей конкуренции наши спортсмены проявили все свои лучшие качества. Важно, что Олимпийские игры создают правильный ориентир в обществе на формирование патриотизма, развитие физической культуры и здорового образа жизни. Я рада, что после таких масштабных событий мальчишки и девчонки рвутся в спортивные секции. Многие из них хотят стать знаменитыми борцами, легкоатлетами, пловцами. И эти порывы нужно всеми силами поддерживать. Отрадно, что формирование здорового образа жизни будет включено отдельной программой в Национальный проект «Здоровье». На реализацию этого направления с 2009 г. предполагается выделить почти 1 млрд руб.
Однако без эффективной социальной рекламы с привлечением кумиров подрастающего поколения, наших олимпийцев никак не обойтись. Авторитет выдающихся людей и спортсменов - вот тот ресурс, который способен сломать неправильные стереотипы поведения нашей молодежи. Надо отметить, что пока мы практически не используем эти возможности.
Национальный проект «Здоровье» впервые стал выделять деньги на диспансеризацию. Мы дважды вносили изменения в вопрос о ней, чтобы она охватывала всех застрахованных, а не только работающее население, а также о необходимости диспансеризации сирот и детей, находящихся в трудных жизненных условиях. Главное звено в вопросе - анализ результатов диспансеризации, чтобы появилась возможность для диагностики и лечения, поскольку это пути для снижения смертности. Нельзя не сказать о Национальном проекте «Здоровье». Благодаря ему удалось решить многострадальные проблемы первичного звена, снизилась смертность, повысилась рождаемость, в стране увеличилась продолжительность жизни. Большую роль в этих позитивных тенденциях играет и улучшающаяся социально-экономическая ситуация в стране.
В законодательных документах есть слабые места, и мы должны работать так, чтобы нашим практическим врачам, исполнительной власти было легче реализовывать свои задачи. Перечень законов мы внесли в план работы Госдумы РФ, полагаю, что работа во втором полугодии пройдет еще более интенсивно, активизируем и парламентские слушания. Дел много, дни летят быстро. Но мы действуем в тесном контакте с Минздравсоцразвития России, и это, несомненно, будет способствовать нашей законотворческой работе.
Беседу вела
Валентина ЗАЙЦЕВА,
редактор отдела
здравоохранения «МГ»
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru