Вы здесь

Через всю жизнь

Современному врачу всегда важно помнить: только постоянно повышая профессиональный уровень, обогащаясь мировым опытом, можно улучшать качество своей клинической врачебной практики. При этом вместо исторически сложившегося призыва «образование раз и навсегда» должен быть предложен новый подход - «образование через всю жизнь».

В Российской Федерации идеология высшего медицинского образования реализуется сформировавшейся структурой высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования, позволяющей обеспечить непрерывную подготовку кадров для страны с учетом региональных потребностей. А введение государственных образовательных стандартов, государственной междисциплинарной аттестации обеспечивает единый уровень требований как к выпускнику вуза, так и к слушателю последипломного образовательного курса и специалисту на всех этапах их профессиональной деятельности.

Но вместе с тем даже самая совершенная образовательная система не может дать ни специалисту, ни работодателю абсолютной уверенности в полноте полученных знаний и умений и, как следствие, - продуманной, осознанной безупречности профессиональных действий по отношению к пациенту.

Поскольку медицина развивается динамично, одной из главных задач врачебного сообщества является постоянная актуализация профессиональных знаний. Соответственно новая модель образования, его парадигма и заключается в том, чтобы осуществлять подготовку специалистов, осознанно и постоянно повышающих свой профессиональный уровень и принимающих самое непосредственное участие в общем образовательном процессе. Осознание этого и потенцирование стремления специалиста к совершенствованию своих знаний и умений ставит перед вузами, учреждениями дополнительного образования, работодателями задачи по оптимизации учебного процесса с учетом как отечественных традиций, так и принципов, уже разработанных и апробированных международным сообществом.

Самостоятельное и преемственное непрерывное обучение является стержневым направлением для многих учебных планов и образовательных программ. Несмотря на это, традиционные дидактические методы преподавания всё еще превалируют в непрерывном образовании врачей.
 
Предварительная оценка потребностей в дополнительном знании крайне важна для прогнозирования и определения основных направлений образовательного процесса. Полагаться на врачей для определения их собственных потребностей в обучении далеко не всегда правильно. Исследования показали, что при возможности выбора клиницисты подсознательно ищут темы для своего образования, соответствующие тому, что они уже и так знают, где они чувствуют себя уверенно и могут вступать в дискуссии. Поэтому оценка потребностей не должна полностью базироваться на самооценке, а должна использовать сведения из разных источников.

С точки зрения осуществления программы непрерывного медицинского образования необъективная самооценка и завышенные результаты аттестации чаще всего становятся одной из основных проблем в формировании правильной мотивации к дальнейшему совершенствованию у многих врачей-наставников (заведующих отделениями, врачей с большим стажем работы). Однако кроме всех этих крайне важных элементов профессии требуется еще твердая убежденность в том, что учить других означает, кроме всего прочего, и учиться у других.

Даже для профессиональных преподавателей, работающих в сфере пред- и последипломного медицинского образования, существует проблема в получении специальных педагогических навыков. В планах работ кафедр повышения квалификации профессорско-преподавательского состава медицинских вузов очень редко можно найти упоминания о выделении таких разделов специализации и/или усовершенствования, как подготовка по вопросам коммуникативной психологии, социологии, методологии проблемно-ориентированного, управляемого, дистантного обучения, основам работы с электронными программными пакетами, основам доказательной медицины, критического анализа информационных данных. Этот вопрос более чем актуален, учитывая расходы, которые несет государство на подготовку новых специалистов в здравоохранении, и похоже, что подобные проблемы существуют во всех странах, включая как развитые, так и развивающиеся.

К сожалению, в России плановых ассигнований на программы академического обмена по подготовке медицинских педагогов, проведение исследований в области медицинской педагогики вообще не предусмотрено, несмотря на то, что только опираясь на систему профессионального медицинского образования и изучение передового мирового опыта, можно решать перспективные и насущные проблемы здравоохранения.

Многие преподаватели клинических дисциплин считают, что они просто не в состоянии так или иначе воспринимать «образовательное образование» как обязательную для них науку (Newble DI, Jolly ВС, Wake ford RE. The certification and recertification of doctors: issues in the assessment of clinical competence. Cambridge: Cambridge University Press, 1993). Ведь вплоть до настоящего времени образовательная теория не фигурировала и не фигурирует в медицинском обучении (в РФ новатором в этом направлении стала Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова).

Отдельной проблемой являются учебные руководства и другие источники профессиональной информации. В России за последние годы по разным причинам резко увеличилось количество учебников и учебных руководств практически по всем дисциплинам, в большей мере по клиническим. Появились переводные руководства по медицине, имеющие высокий международный рейтинг, однако не совсем адаптированные к российским программам и ранее незнакомые ни практикующим врачам, ни преподавателям учебных заведений.

В России за редким исключением практически полностью отсутствует традиция подготовки учебников для высших учебных заведений непостоянным авторским коллективом и, соответственно, отсутствует практика их регулярного пересмотра в соответствии с полученными новыми доказательными данными. При разработке учебников практически не используется опыт библиотечных работников, консультантов по критическому анализу информационных данных, в полном объеме не приводятся библиографические ссылки.

И наконец, большинство разработанных информационных источников абсолютно не учитывают методологию преподавания, не позволяют ввести рубежный контроль знаний в соответствии с разработанными и существующими едиными квалификационными требованиями.

Специалисты должны больше доверять первоисточникам, и в то же время делать выводы самостоятельно. Чтобы этого добиться, необходимо пересматривать параметры обучения так, чтобы исходно формировать подобный подход (критическое отношение, ответственность за принятие решения и достигнутый результат и т. д.).

Во многом вопросы качественного образования неразрывно связаны с наличием доступной объективной доказательной профессиональной информации и ее востребованностью в учебном процессе.

В западных странах информационной поддержке врача и созданию новой информационной среды его деятельности придается первостепенное значение - таким образом повышаются качество лечения и его доступность. Реализация проектов обеспечивается за рубежом успешными усилиями крупнейших ИТ-компаний. Однако в российской действительности, по оценке специалистов, информационные системы поддержки деятельности врача пока практически не востребованы.

Информационно-технологическая поддержка решений медицинских работников может снизить количество медицинских ошибок на 80%, а развитие неблагоприятных побочных реакций при лекарственной терапии снижается на 55%. Но этому тоже надо учиться и учить. В том числе и методологии проблемно-ориентированного образования (считающегося наиболее эффективным по сравнению с традиционными формами последипломной подготовки), в рамках которого медицинские работники должны иметь доступ к электронным медицинским справочным базам данных и владеть ими. К таким референтным ресурсам можно отнести системы поддержки принятия решения, электронные формуляры, справочные системы для обучения пациентов, on-line-библиотеки и т.д. Стоит отметить, что в России вплоть до настоящего времени отсутствует бесплатный on-line профессиональный медицинский библиотечный сервис, который можно было бы использовать в целях дополнительного медицинского образования.

Очень важной деталью становится и то, что введение государственных документов в ранге стандартов, протоколов по отдельным темам (в том числе по проблеме ВИЧ/СПИДа), перечня основных лекарственных средств, национального формуляра должно автоматически вести к пересмотру всех клинических и части теоретических образовательных программ. Для этого необходимо не только пересмотреть и ревизовать большинство имеющихся источников информации, но, что наиболее сложно, неуклонно перестраивать методологию самого обучения. В преподавании клинических дисциплин это должно быть сделано с акцентом на проблемно-ориентированное обучение, в методологию которого идеально встраиваются подход доказательной медицины и использование формуляров для принятия решений.

Перед должностными лицами, ответственными за политику в области здравоохранения, стоит ответственная задача сделать реальной не только создание системы стандартизации в предоставлении профессиональной информации, но и внедрить ее через разработку «эталонных» документов, отвечающих всем требованиям новых информационных стандартов.

Владимир ШУХОВ,
доктор медицинских наук,
профессор.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru