10 ноября 2024
Мы благодарны киевлянину Семёну ИВАНЧУКУ за это письмо в редакцию. Он напомнил времена, когда бодрый голос по радио командовал на весь Советский Союз: «На зарядку - ста-а-но-вись!» И не только радиозарядка канула в Лету, куда-то исчезли спортивные секции для школьников и молодежи, отдалились от масс стадионы, застроились дворовые спортивные площадки. Что греха таить, нынешние профосмотры учащихся проводятся зачастую формально. А с другой стороны, неокрепший организм школьника прессуют растущие учебные нагрузки, многочасовые бдения за компьютером... Автор пишет: «Еще лет десять назад Киевский городской центр здоровья обследовал 56 тыс. учеников средних школ. Высокий уровень здоровья имели лишь 1,7% детей. Треть - с нижесредним. Установили и причины: гиподинамия, низкая физическая культура, вредные привычки, неправильное питание, экологическое неблагополучие, недооценка ранней профилактики заболеваемости. Приняли меры, и, представьте, только за один год число школьников с высоким уровнем здоровья возросло на 11,4%. А потом всё постепенно заглохло»...
По словам Семёна Иванчука, чаще всего ослабленные дети, которым противопоказаны физические нагрузки, бегают наравне с другими. Таких учащихся, согласно неполной врачебной статистике, насчитывается до 70%.
Что же случилось с 5-классни-ком из Львова? Очень просто: у него была нарушена функция сосудов головного мозга. Об этой болезни знали и родители и учителя, но как-то не придавали серьезного значения. Не доглядели!
Не доглядели - и прямо во время матча умер 19-летний талантливый хоккеист Алексей Черепанов. Как можно не доглядеть, если мальчик еще в 17-летнем возрасте болел хроническим миокардитом, хроническим гепатитом. Ко всему медосмотр перед матчем проводил не врач, а доктор... педагогических наук.
Пишет жительница деревни под Вязьмой Нина ИГРАКОВА: «Живу я возле школы, и часто вижу, как довольно пожилая женщина-учительница по физкультуре гоняет вокруг парка учеников. Они бегут, в прямом смысле высунув язык. У многих недобор веса, потому что родители их пропивают «продуктовые» деньги. Случай, который я описываю, был давно, когда полки в магазинах пустовали. Но забыть невозможно... А произошло то, что женщина-физрук, участвуя сама в забеге, вдруг упала и умерла от разрыва сердца. Есть ли такая служба, которая бы отслеживала здоровье детей и учителей в забытых богом углах России? Уверена, нет такой службы».
В этой связи любопытное письмо пришло из Железногорска Красноярского края от педиатров Т.РОМАНЕНКО и И.ТОМИЛОВА. Они затронули проблему здоровья детей, проживающих в так называемых закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Это, как правило, города-спутники с засекреченными предприятиями оборонного значения. Сразу скажем: дети эти, несмотря на определенные издержки, находятся в привилегированном положении. В частности, им более доступна квалифицированная медицинская помощь. Авторы пишут: «У нас нет детей-бродяжек, редки случаи девиантного поведения. Нет условий для распространения негативных явлений и т.д. Но анкетирование показало высокую потребность подростков в медицинской психологической помощи. А ее-то и нет».
Думается, в этой помощи особенно нуждаются и дети, проживающие на открытых, доступных всякому территориях. По статистике ВОЗ, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. А кто как не психолог должен формировать и пропагандировать этот образ. Сейчас просто-напросто нужно составить общероссийский реестр здоровья школьников, и на основе его строить целевые программы. Повторяем, профосмотры и диспансеризация пока малоэффективны.
* * *
Да что школьники, из-за недогляда, именно врачебно-сестринского недогляда, в российских клиниках нередки случаи летального исхода. Все знают трагедию с маленькой девочкой, которой именно по этой причине пришлось ампутировать ручку вместе с плечевым суставом. Врачи нам пишут: «Это, конечно же, недопустимо!» А тут еще на головы свалилась другая цифра: ежегодно от врачебных ошибок гибнет более 50 тыс. россиян. Небрежность, профессиональная недисциплинированность, равнодушие - это нечто совсем другое, чем просто врачебная ошибка, от которой не застрахован ни один профессионал.
Жительница города Ужур Красноярского края Н.ЗИГЕРТ с 2007 г. пытается через суды доказать, что ее сын, который был доставлен с ножевым ранением в местную ЦРБ, умер через 4 дня по недогляду. Заявительница считает, что в реанимационной палате никого не было, и никто не следил за его состоянием: «Это еще раз подтверждает халатное отношение врачей к своим обязанностям, - пишет она. - Как можно было бросить тяжелобольного и спокойно уйти домой!?»
Между прочим, специальная комиссия, назначенная администрацией Ужурского района, тоже выявила недостатки, хотя в целом и оправдала врачей. Это небрежное ведение документации, неполный объем обследования, ошибочная интерпретация симптомов, отсутствие консилиума.
У москвички М.ПРЯНИШНИКОВОЙ в больнице умер муж. Это случилось 19 апреля 2006 г. С того времени вдова пытается наказать виновных медиков. Она обвиняет врачей отделения сердечно-сосудистой хирургии ГКБ № 81. Перечисляются причины, почти такие же, как и в предыдущем письме: не поместили вовремя в реанимацию, не оказали должной медицинской помощи, да еще взяли немалую плату... Трудно комментировать подобные случаи, ведь родные чаще всего не могут принять того, что, скажем, ничего нельзя было сделать и летальный исход был очевиден. Это, конечно, так, а сколько в медицинской среде этих недоглядов - согласитесь, дорогие медики.
* * *
Еще раз о пенсиях по инвалидности. Беспрецедентный случай, речь идет о 5-летнем ребенке из Кантемировки Воронежской области. Пишет его мама Вера КУЛИ-НИЧЕНКО. Малыш болен с рождения, в 3-месячном возрасте был направлен на лечение в ЦИТО. Заболевание оказалось сложным, малоизученным, даже профессор не мог дать благоприятного прогноза. Но не будем вникать в специфику. Далее по письму: «Чиновники по месту жительства ребенка в инвалидности ему отказали, мотивируя тем, что «у нас такие правила». Что это за «правила»... Ему ведь даже детсад нельзя посещать. Я кручусь одна, отец ребенка умер... Как жить? Я не вижу никакого выхода».
Мы не знаем, обращалась ли со своими требованиями Вера Ивановна в вышестоящие медицинские инстанции Воронежской области. Если нет, то пусть эти газетные строки рассмотрят там как часть заявления Кулиниченко, проживающая по адресу: Воронежская обл., Кантемировка, ул. Петровского, 23а».
Из сумбурной жалобы жительницы деревни Караколь Томской области М.ЦВЕТКОВОЙ мы выделили один существенный врачебный недогляд. Еще в 1965 г., когда автор попала в больницу с сотрясением мозга, после выписки ее надо было строго-настрого предупредить: категорически противопоказана работа, связанная с горючесмазочными материалами. Никто не предупредил, женщина отработала 10 лет, и пошли патологии... Короче говоря, по больницам эта деревенская женщина ходит (и лежит) начиная с 1983 г. и по сей день.
А сколько происходит несчастий и травм от несоблюдения техники безопасности на производстве. Об этом, в частности, пишет Флюра ЗАГИДУЛЛИНА из города Зеленодольска (Республика Татарстан). В марте 2006 г. с ней произошел несчастный случай: повредила глаза от близко работающей сварки на фанерном заводе. И пошло-поехало... То не дают нужной справки, то фальсифицируют запись в журнале сварочных работ, еще обвиняют в сутяжничестве. Автор письма считает несправедливым назначение ей пенсии 3-й группы. «Между тем, - пишет Загидуллина, - зрение испортилось у многих рабочих. Иные страдают сердечными заболеваниями. То есть условия труда отвратительные. А ведь на заводе есть инженер по технике безопасности, врач, фельдшер... Как заставить их добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности?» Остается добавить, что состоявшийся суд оказался на стороне завода. Автор жалобы просит редакцию расследовать ее запутанное дело. Но это не в нашей компетенции. Флюра Гаптулахатовна, прежде чем писать жалобу, вам следовало бы полистать в библиотеке «Медицинскую газету», вникнуть в круг вопросов, которыми мы занимаемся. Это пожелание относится и к другим читателям.
* * *
У россиян сформировался какой-то странный менталитет, скажем, в тех же электропоездах они готовы с пеной у рта отстаивать позицию палестинцев (или евреев), клясть последними словами Буша или возносить до небес Уго Чавеса, в то время как собственные проблемы витают перед носом: например, плата за проезд в электричках возросла после Нового года немыслимо, поднялись цены на все продукты... Нет, это мало кого волнует. Вот и некоторые читательские письма настолько далеки от жизни, что просто диву даешься. Так, житель Томска Виталий К. прислал подробный трактат о гомосексуалистах. Другой, Виктор Д. из Химок, рассматривает сомнительные медицинские методики Чарльза Эллиота и роли оргазма в жизнедеятельности человеческого организма. Третий, Александр Л. из Смоленска, посвятил статью «интеллектуальному поясу» Земли. Четвертый, Пайзулла И. из Москвы, детально описывает рецепт, по которому можно жить более 200 лет. Возможно, эти темы были бы уместны для какого-нибудь научно-популярного издания, мы же намеренно приземлены к нашему отечественному будничному здравоохранению.
К.КИБИЗОВ из Златоуста Челябинской области, проработавший несколько десятков лет в хирургии, выдвигает свою версию возникновения атеросклероза - версию инфекционной этиологии. Вопрос серьезный, но затронут он торопливо, написан небрежно на одной страничке от руки, да еще ксерокопирован. Или рекомендации по излечению сахарного диабета Григория ШЕВЕЛЁВА из Ухты (Республика Коми). Мы не имеем права без надлежащих научных исследований предлагать читателям разные модные методики. Но письмо Г.Шевелёва в архив не откладываем, оно еще может пригодиться после консультаций со специалистами.
В письме врача участковой службы Л.ГАВРИЛОВОЙ из Комсомольска-на-Амуре излагаются обычные элементарные советы молодым участковым врачам. Спасибо, но этот круг вопросов более пристал системе образования, чем газете.
* * *
Как всегда, в почте редакции есть жалобы от медицинских работников в адрес администрации ЛПУ, в которых они работают. Так, участковый врач-психитар Гульсина АБДУЛЛИНА из города Азнакаева (Республика Татарстан) считает, что ее «принудили написать заявление на увольнение по собственному желанию, ссылаясь на то, что я мешаю им работать». Ей вторит жалоба москвички, врача-физиотерапевта Верники ХУДО-ЛЕЕВОЙ, должность которой сократили до 0,5 ставки. Ко всему прилагается большой перечень недостатков, недоработок в поликлинике № 208 Южного административного округа столицы.
И вновь мы вынуждены отложить эти две жалобы, потому что отсутствует независимая экспертиза деятельности ЛПУ или судебное разбирательство. Мы не можем заочно и на веру принимать доводы заинтересованной стороны.
Из Калуги журналист Салават АСФАТУЛЛИН прислал, как он пишет, «результаты тяжелого двухмесячного журналистского расследования нарушений в Калужской областной стоматологической поликлинике». Мы должны констатировать, что эта сфера медицинской помощи населению наиболее скандальна, полна противоречий, не имеет четкого статуса. Ко всему весьма спорны применяемые ортопедами технологии. И конечно же, возмущает ценовая (рыночная) политика. Эту общероссийскую проблему надо решать на федеральном уровне. Видимо, еще руки не дошли...
* * *
Блок писем с благодарностями, как всегда, радует. Есть и памятные, юбилейные даты. Скажем, исполнилось 100 лет со дня открытия Якутского медицинского колледжа (ранее он назывался училищем). Очень интересно об этом написал почетный гражданин города Среднеколымска ветеран педагогического труда Николай БАНДЕРОВ. Он прослеживает судьбы многих выдающихся энтузиастов борьбы с проказой на Колыме. Даже приводится текст письма участникам уездного съезда Советов от 1922 г. Оно так и называется «Прокаженным Колымского выселка».
И еще юбилей: бывшей операционной медицинской сестре москвичке Валентине БЕРЕСТ (в девичестве Стрельцова) исполнилось 85 лет. Она прислала свои воспоминания о четырех военных годах работы в госпитально-хирургической клинике при 1-м Московском медицинском институте: «23 июня 41-го года предстоял последний экзамен в школе медсестер, но началась война», - пишет она. Девушка работала до изнеможения, сама попала на больничную койку, но в ней нуждались хирурги, и она находила в себе силы, чтобы стоять у операционного стола. Однажды ее окликнула подруга: «У тебя голова, будто мукой присыпана!» Та глянула в зеркальце и обомлела: в свои неполных 19 лет стала совершенно седой. Мы желаем юбиляру всяческих благ, особенно - здоровья!
Врачу московской поликлиники № 30 Эвелине Савченко безмерно благодарна В.РУСЛОВА. Тепло написал о своем коллеге, выпускнике Хабаровского медицинского института (1962 г.) профессоре Викторе Околове хирург из Вологды, заслуженный врач РФ Евгений СВИНЦОВ. Дело в том, что Околов посвятил себя истории медицины, краеведению, написал книги, поднял из безвестности сотни биографий замечательных медиков. «Этой хлопотливой, благородной и нужной деятельностью он заразил и меня», - с благодарностью заключает Евгений Свинцов.
С этим письмом смыкается другое, написанное полковником медицинской службы Андреем ДАРМАЕВЫМ. Он рассказывает о становлении научной библиотеки Читинской государственной медицинской академии. Здесь пользуются книгами, в том числе и по истории медицины, около 4 тыс. читателей. Это одно из ведущих подразделений академии, способствующее учебному процессу на самом высоком уровне. Назовем имя руководителя библиотеки - это Ирина Кунгурова, с которой и начался подлинный расцвет очень важной службы вуза.
...Часть писем из-за ограниченности газетной площади не вошла в этот обзор, оставим их до следующей публикации. Пишите, дорогие читатели!
Владимир ХРИСТОФОРОВ, член редколлегии «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru