Вы здесь

Что видно с гор Дагестана?

Дагестан - один из самых проблемных субъектов РФ. Дело в том, что в этой горной республике в советские времена в экономике главенствовало сельское хозяйство, а в период перехода к рынку оно стало нерентабельным. Чуть позже закрылись и предприятия, работавшие на оборонную промышленность. Таких здесь также было немало. Всё это не могло не отразиться на экономике республики и, конечно же, на социальной сфере.

Президент Республики Дагестан Муху Алиев всегда в курсе проблем здравоохранения. Во многом благодаря ему приняты решения по строительству объектов отрасли, укрепления их материально-технической базы. Здесь очень хорошо осознают, что без создания современной базы здравоохранения говорить о каком-то высоком уровне медицины просто немыслимо. О дне сегодняшнем дагестанской службы охрана здоровья - беседа специального корреспондента «МГ» с министром здравоохранения республики заслуженным врачом РФ Ильясом МАМАЕВЫМ.

- Ильяс Ахмедович, прежде всего хотелось бы узнать, как работает у вас Национальный проект «Здоровье»? В частности, что касается материнства и детства. Ведь в республике один из самых высоких в нашей стране показателей рождаемости...

- Чтобы реально почувствовать отдачу от нацпроекта, нами были расставлены акценты в медицинском обеспечении женского и детского населения. Прежде всего были дифференцированы проблемы расширения объема амбулаторно-поликлинической помощи, отработаны стандарты медико-социальной помощи женщинам, детям, семьям. Серьезно усилены и меры профилактики. Проанализировав медико-географические и инфраструктурные особенности региона, мы разделили службу охраны репродуктивного здоровья взрослого и детского населения на 3 уровня.

На детские поликлиники, помимо традиционных функций профилактического характера, был возложен и целый ряд достаточно новых задач. Благодаря этому открывались специальные отделения (кабинеты) медико-социальной помощи. Они нацелены на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их социальную и правовую защиту и поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, формирование здорового образа жизни.

Конечно же, в рамках нацпроекта укреплялась материально-техническая база первичных звеньев здравоохранения детства и родовспоможения. Для этого приобреталось современное медицинское оборудование. Это способствовало ранней диагностике заболеваний и их своевременному лечению.

С 2002 г. в республике стала проводиться всеобщая детская диспансеризация. По ее итогам намечались мероприятия по оздоровлению детей. Хочу подчеркнуть, что охват ими вырос с 40% в 2004 г. до 80,1% в 2007 г. Мы сразу определились, что такое наблюдение должно быть динамическим, а контроль за полнотой и качеством проводимой диспансеризации - систематическим. Так начинались регулярные выезды в сельские районы бригад специалистов республиканских ЛПУ.

Мы считаем очень важным и тот факт, что в рамках Национального проекта «Образование» проводится диспансеризация школьников. В результате диспансеризацией удалось охватить более 90% детей. Проводимая работа позволила снизить общую детскую инвалидность с 382,4 до 361,2 на 10 тыс. детей, а первичный выход на инвалидность - с 55,3 до 43,7.

С удовольствием отмечаю, что в Дагестане в педиатрию широко внедряются профилактические технологии. В последние годы проведена значительная работа по укреплению и развитию медико-генетической службы. Но мы не забываем и о расширении сети специализированных отделений анестезиологии и реанимации, в том числе для беременных и новорожденных. На базе родильного дома РКБ и ДРКБ организованы дистанционные реанимационно-консультативные центры.

Мне не хотелось бы, чтобы у читателей «МГ» сложилось впечатление, что в Дагестане так уж всё хорошо с охраной материнства и детства. Безусловно, нет. Хотя делается очень много, но масштаб вставших перед нами задач слишком огромен.

- В последние годы в Дагестане много строится и ремонтируется лечебных учреждений. Какими новостройками и «новосельями» отмечен прошлый год для республиканского здравоохранения?

- Да, объем инвестиций на строительство и реконструкцию лечебных учреждений республики увеличен. Это позволило расширить коечный фонд, тем самым добиться доступности и качества специализированной медицинской помощи, более широко внедрять высокотехнологичные методы лечения. Правительством Дагестана принята программа по строительству и реконструкции объектов здравоохранения. В настоящее время ведется строительство противотуберкулезного диспансера на 300 коек в Махачкале. Сданы в эксплуатацию Республиканский кардиологический центр на 100 коек, Республиканский центр грудной хирургии на 60 коек. Готовятся к вводу в эксплуатацию после проведения работ по сейсмоусилению корпус противотуберкулезного диспансера в Буйнакске, административно-лечебный корпус Республиканской больницы восстановительного лечения.

Нельзя не сказать, что за последние годы построены новые здания для 7 центральных районных больниц, 10 участковых больниц, 13 сельских врачебных амбулаторий, создана межрайонная больница с филиалом Республиканского диагностического центра, проведены реконструкция и восстановление 4 центральных районных больниц.

Можно привести и названия республиканских лечебно-профилактических учреждений, в которых совсем недавно построили новые корпуса. Так, в эксплуатацию вступили республиканские центр медицинской профилактики, дом ребенка на 100 мест, поликлиника диагностического центра, блок «Б» детской клинической больницы, центр микрохирургии глаза в Каспийске, детский туберкулезный санаторий, пристройка к главному корпусу больницы № 2 - центра экстренной скорой медицинской помощи. После капитального ремонта и реконструкции открыты Республиканская психотерапевтическая поликлиника, муниципальная станция скорой медицинской помощи в Махачкале. Ведется строительство пристройки к главному корпусу Республиканского ортопедо-травматологического центра на 80 коек. Хотим поблагодарить Минздравсоцразвития России за помощь в выделении инвестиций на строительство объектов здравоохранения в Республике Дагестан. Масштабные работы по капитальному ремонту и приведению ЛПУ в соответствие с лицензионными требованиями на медицинскую деятельность проведены в межрайонных противотуберкулезных диспансерах. За 2008 г. построены и сданы в эксплуатацию 42 фельдшерско-акушерских пункта в 20 районах республики.

- Ильяс Ахмедович, заканчивается работа над Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. Что бы вы предложили записать в этот документ?

- Всегда надо помнить о том, что каждая территория, каждый субъект Российской Федерации имеет свои региональные особенности, которые определяют и влияют на формирование здоровья населения и уровень медицинского обеспечения населения. Эффективность работы здравоохранения во многом зависит от его финансового обеспечения. Сегодня имеет место существенная дифференциация показателей подушевого финансирования территориальных программ государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи в разных регионах с учетом их финансовой обеспеченности (от 1723,5 в Республике Ингушетия, 1957,4 - в Республике Дагестан до 26 918,1 - в Чукотском автономном округе). Чтобы предоставить равные возможности для всех граждан страны на реализацию права на получение бесплатной медицинской помощи, следует предусмотреть в концепции необходимость выравнивания финансового обеспечения программ для высокодефицитных территорий.

В прошлом году за счет дополнительного выделения средств из федерального бюджета нам удалось увеличить норматив подушевого финансирования на 1050 руб., предусмотреть дополнительный прирост численности персонала на 2,5 тыс. единиц. Мне хотелось бы поблагодарить Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральный фонд ОМС за оказанную финансовую поддержку.

К сожалению, в Дагестане из всех медицинских учреждений типовыми являются всего 18,7%. Несмотря на проводимую работу, материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений остается у нас на низком уровне. В некоторых учреждениях здравоохранения по-прежнему эксплуатируется медицинское оборудование с высоким процентом износа.

Недостаточная степень соответствия современным требованиям учреждений здравоохранения ведет к отставанию республики по уровню внедрения современных методов диагностики и лечения, делает проблематичным достижение качества оказания медицинской помощи. Такие же проблемы в большей или меньшей степени характерны и для других регионов России. В то же время законодательством регламентировано установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи. Без дополнительного ресурсного обеспечения эта законодательная норма практически невыполнима. Считаем необходимым решить эту проблему на федеральном уровне, что также было бы целесообразно внести в Концепцию.

Другой нерешенной проблемой остается обеспечение надлежащего качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. Необходимы жесткие меры по снижению уровня недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств,
увеличению доли предприятий - производителей лекарственных средств, которые соответствуют требованиям международных стандартов.

Крайне актуальным остается вопрос оснащения лечебно-профилактических учреждений республики медицинской техникой и лечебно-диагностическим оборудованием, потребность в которых в последние годы удовлетворяется лишь на 55-65% с учетом поступившего в адрес муниципальных ЛПУ в рамках Национального проекта «Здоровье».
Министерство здравоохранения Республики Дагестан предпочитает закупать медицинскую технику для ЛПУ отечественного производства. Практика показывает, что она не уступает аналогам иностранного производства, а техническое обслуживание и ремонт импортного оборудования очень дороги и находить запасные узлы и агрегаты к ним очень затруднительно.

- Целевые программы федерального и республиканского уровня определяют день сегодняшний и завтрашний в нашей отрасли. Что можно сказать об их выполнении?

- По наиболее проблемным вопросам развития отрасли в республике приняты и реализуются 10 республиканских целевых программ. Несмотря на ограниченные возможности республиканского бюджета, просматривается тенденция увеличения расходов на их реализацию.

В 2006 г. финансировались 9 РЦП, на реализацию которых было направлено 68,2 млн руб., в 2007-м -95,33 млн, в прошлом - 168,2 млн, на наступивший год планируется направить 274,2 млн руб.

Одной из наиболее значимых из действующих целевых программ является «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Дагестан (2008-2012 гг.)», включающая в себя подпрограммы «Борьба с туберкулезом в Республике Дагестан» и «Предупреждение распространения в Республике Дагестан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) - АнтиВИЧ/ СПИД».

Их выполнение позволит снизить показатели заболеваемости и распространенности туберкулеза, инвалидности и смертности от него, улучшить эффективность лечения больных и выявление заболевания в ранней стадии.

С 2006 г. в республике финансируется программа «О мерах по предупреждению и борьбе с онкологическими заболеваниями в Республике Дагестан». Удалось решить вопрос обеспечения больных современными химиопрепарата-ми, улучшить оснащение онкологической службы современным оборудованием, диагностику онкологических заболеваний, повысить выявляемость онкологических заболеваний при профосмотрах.

Для развития здравоохранения республики и укрепления здоровья населения большое значение имеют и республиканские целевые программы: «Вакцинопрофилактика», «Программа проведения здорового образа жизни на 2004-2010 гг.», «Здоровый ребенок на 2005-2009 гг.», «Развитие и совершенствование сельского здравоохранения на 2005-2011 гг.», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.», «Развитие здравоохранения на период до 2010 г.»

Дагестан задействован в 8 федеральных целевых программах развития отрасли по приоритетным направлениям. Учитывая дотационный характер бюджета, для республики немаловажное значение имеет софинансирование целевых программ из федерального центра. В рамках этого Министерством здравоохранения и социального развития РФ были отпущены медикаменты для больных туберкулезом, эндокринные препараты. Нам предоставили софинансирование продолжения строительства Республиканского противотуберкулезного диспансера в Махачкале.

Но, конечно, никакие программы не выполнимы без наших людей, медицинских работников. Вот в конце беседы и хочу отметить большой их вклад в развитие отрасли. Несмотря на все перипетии, и бытовые и финансовые, они трудятся с полной отдачей своих сил.

Беседу вел
Алексей ПАПЫРИН,
спец. корр. «МГ».
Махачкала.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru