24 декабря 2024
Решением хайфского окружного суда вдова «русского» инженера, сбитого машиной на перекрестке, получила миллион шекелей (более 220 тыс. долл.) от страховой компании.
В школьные годы меня поразило однажды высказанное учителем химии утверждение, что в человеческом теле, наряду с другими элементами, присутствуют золото и серебро. И оказывается, что элементов этих вполне достаточно, чтобы наскрести на небольшой гвоздик. Замечу, гвоздик не простой, а из благородных металлов! К счастью, пока никто не додумался (правда, кроме поэта, написавшего: «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!») добывать золото и серебро из плоти человеческой. И разве не кощунство мерами злата-серебра оценивать человеческую жизнь? И тем не менее в строго юридическом смысле бренная жизнь цену имеет. В противном случае бессмысленной оказалась бы сама идея страхования жизни.
…Николай Савельевич Михай, переселившийся с женой и ребенком с Украины в Израиль, прожил на Земле обетованной только полтора месяца – попал под колеса машины. Такова была его трагическая судьба!
Согласно израильскому Закону о жертвах дорожно-транспортных происшествий от 1975 г., в таких ситуациях всю полноту ответственности за случившееся несет компания, застраховавшая сбивший человека автомобиль. И надо сказать, что эта самая компания без лишних разговоров предложила вдове и ребенку принять в качестве компенсации 300 тыс. шекелей и мирно разойтись. Но вдова предпочла начать судебный процесс, длившийся более 5 лет.
Дело в том, что ее погибший муж был очень талантливым человеком. И опять же, согласно израильским законам, компенсация, которую в данном случае обязана выплатить страховая компания близким родственникам жертвы ДТП, непосредственно зависит от той суммы, которую он мог бы заработать, если бы оставался живым и здоровым. Иными словами, суд был обязан произвести виртуальную «реконструкцию» предполагаемой жизни погибшего в конкретной экономической ситуации.
Погибший Николай Савельевич был весьма востребованным специалистом. Он с отличием окончил один из ведущих московских технических вузов, защитил диссертацию по весьма востребованной теме и долгое время работал в военно-промышленном комплексе в Украине. В Израиле инженер и ученый Николай Михай, специализировавшийся по электронной оптике, надеялся продолжить работу по своей основной профессии.
Суд обсуждал будущее как бы живого Николая Михая, чтобы выяснить истинные размеры причитающейся его семье компенсации, ибо в еврейском государстве семья человека, имеющего постоянную работу, экономически защищена. Поэтому перед судом встал такой непростой вопрос: сколько мог бы заработать кандидат технических наук, который в здешних Палестинах (к слову, как и вообще в западных странах) считается доктором наук, если бы в здравии прожил до 67 лет, возраста выхода израильских граждан мужского пола на пенсию.
Поначалу суд предположил, что Николай Михай как новый репатриант в первые годы получал бы в Израиле минимальную зарплату. Его вдова с такой постановкой вопроса не согласилась. И в самом деле, приглашенный стороной истца профессор Моше Цвирин, известный специалист в области статистики заработной платы, подтвердил, что, во-первых, специалисты в области электронной оптики на Земле обетованной всегда востребованы на рынке труда, и во-вторых, что в соответствии со своим профессиональным уровнем доктор Михай как минимум мог рассчитывать на зарплату старшего инженера, которая на год его приезда равнялась 25 580 шекелям брутто в месяц (по тогдашнему курсу более 6 тыс. долл.).
Однако ответчики не согласились с мнением профессора Цвирина. Они, в свою очередь, пригласили инспектора по кадрам Министерства труда и занятости, который выразил сомнение, что даже высококвалифицированный специалист, прибывший в Израиль в возрасте 43 лет, но не владеющий в достаточной степени английским языком и ивритом, мог бы рассчитывать на высокий заработок. Это возражение ответчиков суд признал серьезным. Тогда адвокат истца пригласил на судебное заседание сокурсника Николая Савельевича по ульпану (бесплатные курсы иврита для новых репатриантов), который одновременно был и коллегой погибшего по прежней работе в Украине. Тот пояснил, что иврит Михай усваивал быстрее многих молодых, а английский, так же как и французский язык, выучил еще в студенческие годы.
Более того, сокурсник Николая Савельевича, овладевший лишь начальным уровнем иврита, сразу же устроился по специальности с окладом более 5 тыс. шекелей, а через 2 года стал получать уже 20 тыс. Причем сокурсник Михая никакими научными степенями, как и большим опытом работы, не обладал. Однако между Николаем Савельевичем и его сокурсником и одновременно коллегой была существенная разница в возрасте. Михаю в возрасте 43 лет все-таки сложнее было найти работу, чем его 26-летнему коллеге.
Обратив особое внимание на возраст, ответчик, представлявший страховую компанию, в принципе сделал верный ход. В Израиле, опять же как и в большинстве западных стран, работодатели предпочитают специалистов, не перешагнувших 40-летний рубеж. Они понимают, что молодые специалисты более восприимчивы к научным и технологическим новациям и поэтому быстрее окупят затраты на обучение. Но доктор Михай под привычные стандарты не подходил. И этим воспользовался адвокат истца.
Он заметил, что перед самым отъездом из Украины Николай Михай совмещал должности главного инженера и научного руководителя крупной компании. Кроме того, он преподавал в университете, где получил звание и должность профессора. Перу Михая принадлежат десятки научных работ и 12 запатентованных изобретений. Специалистов уровня Михая, что называется, «с руками готовы оторвать» крупнейшие израильские фирмы.
Суд принял к сведению заявление адвокатов вдовы Михая, но все-таки долго колебался, прежде чем вынести решение. Ведь, несмотря на высокий профессионализм ее погибшего мужа, никто не мог предсказать, как бы он в действительности вписался в новый творческий коллектив. Заметим, что в рассылаемых здесь анкетах потенциальным работодателям, а также в рекомендациях с предыдущих работ всегда указывается степень личной коммуникативности кандидата на рабочее место. Разумеется, мнения о себе претендентов на получение работы всегда субъективны, нередко нарочито завышены, но тем не менее даже они, эти предвзятые точки зрения, дают представление о самооценке тех или иных кандидатов. Обычно соискателям серьезных должностей в коллективах работников вначале предлагают только временные трудовые соглашения. Работодателю важно, чтобы новичок, пусть даже и сверхталантливый, вжился в сложившийся коллектив, а не развалил его. На фактор коммуникативности, иначе говоря, на возможность ужиться новому сотруднику в коллективе работодатели обращают серьезное внимание. Неудивительно, что суд согласился с требованием ответчиков составить психологический портрет Николая Савельевича Михая. Но здесь страховщики прогадали, ибо спроецированный профессионалами психологический портрет погибшего выходца из Украины оказался весьма положительным.
Не мог суд пройти и мимо сведений о здоровье Николая Савельевича. Оказалось, что до 43 лет до момента гибели, он отличался отменным здоровьем. Его вдова предоставила соответствующие медицинские документы (вплоть до анализов крови и мочи), подтверждающие этот факт, а также годовые абонементы на посещение тренажерного зала и бассейна.
Но к 67 годам человеческий организм обычно изнашивается, и уже в предпенсионные годы многие жалуются на свои болячки. И хотя медицина в Израиле страховая, то есть граждане ежемесячно отчисляют из своего бюджета небольшие суммы, все-таки пожилому человеку только страховыми отчислениями обойтись трудно. Поэтому суд постановил вычесть из ежемесячной виртуальной зарплаты Николая Савельевича определенный процент на опять же виртуальные медицинские услуги, которые могли бы ему понадобиться, доживи он до израильской пенсии.
В итоге у суда получилось следующее: не приключись с господином Михаем ДТП, получал бы он пенсию в размере 10,5 тыс. шекелей (чуть менее 3 тыс. долл.) в месяц. Весьма приличные деньги, вполне достойно обеспечивающие старость! Теперь же вдове и сыну как наследникам достаток и относительно безбедная жизнь в определенном смысле гарантированы.
Захар ГЕЛЬМАН, соб. корр. «МГ».
Иерусалим - Хайфа.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru