09 ноября 2024
Известно, население развитых стран стремительно стареет. Рост доли пожилых и очень пожилых людей не только порождает целый ряд серьезных социальных и экономических проблем, но и предъявляет особые, подчас совершенно новые требования и к системе здравоохранения, и к медицине как таковой.
Береги уши смолоду
Например, с возрастом растет число людей, страдающих нарушениями слуха. Статистика однозначна: в возрастной группе от 40 до 49 лет на плохой слух жалуются лишь 6%, в группе от 50 до 59 лет этот показатель достигает уже 25%, а среди лиц старше 70 лет тугоухость диагностирована более чем у половины.
Впрочем, то, что тугоухость -явление возрастное, не совсем верно. Дело в том, что люди, случайно или по недомыслию испортившие себе слух в молодости, как правило, долгие годы этого просто не замечают. Профессор Юрген Кислинг, заведующий отделением аудиологии Университетской клиники Гессена и Марбурга, знаком с этим феноменом на собственном опыте.
Он проходил тогда службу в бундесвере, а в те времена на полигонах никаких мер по защите слуха не принималось. Потом еще лет 8 жил себе как ни в чем ни бывало и представления не имел, что плохо слышит. И обнаружилось это лишь в ходе специальных тестов. Сегодня многие молодые люди, сами того не замечая, портят себе слух, а это неминуемо приводит к тугоухости впоследствии, в зрелом возрасте.
Но почему же человек, острота слуха которого существенно понижена, годами, а то и десятилетиями, этого не ощущает? Всё дело в физиологии мозга, - полагает профессор Юрген Кислинг. В юности мозг способен восстанавливать недослышанную часть информации, компенсировать ее, причем так, что сам человек этого не замечает. А с возрастом эта способность мозга слабеет, и у человека возникает ощущение, что он стал хуже слышать. На самом же деле вполне возможно, что тугоухость наступила 20, а то и 30 лет назад.
Сегодня в мире насчитывается примерно 600 млн людей, в той или иной мере страдающих потерей слуха. По оценкам экспертов, к 2015-му году их будет свыше 700 млн. Использование слуховых аппаратов, конечно, облегчает положение пациентов. Но ведь недаром в Германии из 15 млн человек, страдающих тугоухостью, к помощи слухопротезирующих устройств прибегает лишь каждый пятый.
Полезен этот союз
На то есть веские причины. С одной стороны, до самого недавнего времени слуховые аппараты имели всё же довольно внушительные размеры и не слишком привлекательный вид. Во всяком случае, они пока не стали модным аксессуаром - в отличие от очков, к производству которых давно уже подключились дома высокой моды и самые знаменитые дизайнеры.
А кроме того, - и это, пожалуй, главное, - оставляет желать лучшего эффективность слуховых аппаратов, особенно недорогих, то есть наиболее доступных. Многие из них, несмотря на бурное развитие цифровых технологий, всё еще усиливают все звуки подряд. Между тем эффективная коррекция нарушений слуха требует, естественно, куда более изощренных технических решений.
Нейросенсорная, или лабиринтная, тугоухость - это наиболее часто встречающаяся сегодня форма нарушения слуха. И она характеризуется тем, что страдающие ею люди воспринимают звуки не только тихо, но и неправильно, искаженно. Они жалуются, что слышать-то они слышат, а вот разобрать, понять чужую речь не в состоянии.
Инженеры и медики давно осознали, что без использования высоких технологий обеспечить эффективное слухопротезирование невозможно. Поэтому что ни год, на рынке появляются новые, более миниатюрные модели слуховых аппаратов, в конструкции которых применены более хитрые алгоритмы цифровой обработки звуковых сигналов. Главным элементом таких аппаратов являются свободно программируемые микропроцессоры, способные с очень высокой точностью адаптироваться почти к любой акустической ситуации.
Доктор Штефан Лаунер, руководитель исследовательского отдела швейцарской компании Phonak AG, одного из ведущих в мире производителей слуховых аппаратов, говорит: «В принципе можно сказать, что имеется 4 или 5 групп стандартных задач, и слуховой аппарат должен с каждой из них успешно справляться. Я имею в виду восприятие речи в тихом окружении, восприятие речи в шумном окружении, восприятие окружающего шума как такового, ну и, конечно, восприятие музыки в различных ситуациях».
Уйти от примитивизма
Наиболее сложная задача -обеспечение восприятия речи в шумном окружении, потому что интегральное усиление сигнала здесь не годится, нужны алгоритмы, регулирующие селективное, избирательное усиление. Еще одна проблема - резкие звуки, такие как стук каблуков или, скажем, громкий звон посуды в ресторане. В таких ситуациях примитивный слуховой аппарат не помогает пациенту, а скорее терроризируют его: он может не только напугать его, но и причинить ему боль и даже привести к дальнейшей потере слуха.
Штефан Лаунер говорит: «Мы разработали и внедрили новую технологию. Она позволяет мгновенно идентифицировать и приглушать такие резкие звуковые импульсы до комфортного уровня».
Мгновенно - это значит действительно мгновенно. Продолжительность резких звуковых импульсов составляет, как правило, от 2 до 4 миллисекунд. Это очень мало, если иметь в виду, что время задержки всего усилительного тракта слухового аппарата не превышает 6 миллисекунд. Тем не менее слуховой аппарат успевает не только уловить и приглушить опасные импульсы, но и несколько усилить остальной звуковой фон, причем не весь частотный диапазон, а лишь определенные его части. Эта технология позволяет добиться преимущественного усиления низких частот. Наши исследования показали, что такой прием существенно повышает разборчивость речи на фоне сильного шума, особенно у пациентов со значительной потерей слуха -3-й и 4-й степеней.
Очень интересную новинку предлагают конкуренты швейцарцев - специалисты Дании. Разработанный ими слуховой аппарат позволяет гибко корректировать звуки той или иной частоты. То есть появляется возможность выбрать определенный частотный диапазон, как бы вырезать его и опустить на октаву ниже, то есть перенести в ту часть спектра, в которой пациент слышит лучше. В музыке этот прием называется «частотной транспозицией».
Подготовил Юрий Блиев
По материалам Medizin Zeitschriften и Deutsche Welle.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru