Вы здесь

Антон ШАРОЕВ: Творческим долголетием я обязан и медицине

Жизнь подбрасывает примеры удивительной живучести творческих генов... В будущем году мы отметим 180-летие со дня рождения одного из величайших пианистов и композиторов мира Антона Рубинштейна. Для его правнука Антона Шароева эта дата значима по-особому. И потому, что он носит имя своего знаменитого пращура, и потому, что активно продолжает служить музыке. Заслуженный деятель искусств России и Украины А.Шароев - художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Камерата Сибири», камерного оперного театра Piccolo, ансамбля Barocco.

- Вас непросто «изловить» - вы все время где-то в разъездах...

- Действительно, я привык постоянно ощущать себя в пути. В марте, к примеру, 8 раз летал на самолете. Дело обязывает.

Вот уже 16 - пусть и с перерывом - лет меня связывают тесные контакты с музыкальным Киевом. Наряду с Москвой моим надежным творческим домом стала Тюмень. Прибавьте к этому зарубежные гастроли.

- Каков был ваш путь к большой сцене?

- Получив диплом Московской консерватории, я окончил аспирантуру как скрипач. Однако, побывав на уроках выдающегося дирижера Игоря Маркевича, решил последовать его примеру. Впервые оказался за пультом в 17 лет, выступив на конкурсе с детским московским оркестром в Большом зале Консерватории. Мы стали победителями. Наши концерты транслировали по радио, телевидению. Помню, один из них передавали по заявке полярников, которые дрейфовали на льдине где-то у Северного полюса.

А затем я организовал в Киеве камерный оркестр. Сегодня он -визитная карточка Украины. В советское время мне присвоили звание заслуженного деятеля искусств Украины. Год назад был приглашен от России в жюри Международного конкурса дирижеров в память знаменитого музыканта Степана Турчака. Выступал с Государственным оркестром Украины, которым многие годы руководил Натан Рахлин.

- Как вы подружились с Сибирью?

- Ступеньки моей музыкальной биографии - работа с Московским камерным оркестром, создание в 90-е годы оркестра «Юные виртуозы России». Нам аплодировали в Швейцарии, Германии, США. Но подступили тяжелые времена. Спонсор разорился, и мне пришлось искать новую «пристань».

Рад, что жизнь подружила меня с Тюменским краем, его замечательными людьми. Я возглавляю камерный оркестр - «Камерата Сибири». Коллектив не раз представлял Россию за рубежом, на очереди - поездка по Скандинавским странам. Мы станем участниками общеевропейского действа, проходящего под девизом «Аве, Мария!»: сбор от концертов предназначен для больных и обездоленных детей.

Тем самым я как бы продолжу свою полувековой давности встречу с рязанской здравницей «Кирицы».

- О чем идет речь?

- В юности мне пришлось столкнуться с палочкой Коха. По сей день благодарен тогдашнему директору Института туберкулеза профессору Марку Ойфебаху. Он направил меня, новоиспеченного лауреата Международного фестиваля молодежи, в рязанский санаторий, чтобы закрепить результаты проведенного лечения.

Как-то, гуляя по заснеженным тропкам, я забрел на территорию старинной усадьбы. В окнах светились огоньки елки, видны силуэты мальчишек и девчонок на костылях. Что это за учреждение? Незнакомая женщина, как оказалось, завуч Е.А.Деллавос, пояснила: детская здравница для больных костным туберкулезом.

Удивительная штука - история. Когда-то в этих местах дружина князя Евпатия Коловрата схлестнулась с Батыевым воинством. Не с гортанноязыкой ордой - с другой бедой приходится сражаться медикам. Туберкулез не щадит ни малышей, ни подростков. На годы укладывает в постель. «Кирицы» как раз и выступают своеобразным бастионом в противоборстве с недугом.
«А можно встретиться с детьми, поиграть им?»
«Это было бы преотлично».

...Тогда, при первой встрече, меня нарядили в костюм индийского гостя из оперы «Садко», соорудили на голове тюрбан, и я предстал перед ребятами посланцем ожившей сказки. Как же они благодарно слушали музыку! Чайковский, Шопен, Хачатурян... А в ответ: «Еще, еще!» Потом дети сами выступили с концертом. Лежачие танцевали руками. Это было потрясающее зрелище. Столько чувства, грации, пластики...

Прошли годы. Однажды я оказался на гастролях в Рязани. Поймал себя на мысли: не так далеко знакомая здравница... И хотя до концерта оставались считанные часы, настоял, сумел вырваться к детворе в «Кирицы». И снова пела скрипка.

- Какие из последних постановок вы бы выделили?

- Моя нынешняя стезя - опера. Год назад я создал в Тюмени свой камерный театр «Piccolo». Для начала поставил итальянскую комедийную интермедию Джованни Баттиста Перголези «Служанка-госпожа». Опыт оказался удачным. Сибиряки тепло встретили монооперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос», в которой всё действие заключено... в рамках телефонного разговора. В апреле я показал ее в Париже на фестивале «Анна Ярославна - королева Франции». Получил приглашение приехать с ансамблем «Barocco».

В июне на сцене Тюменского драматического театра была представлена опера Н.А.Римского-Корсакова на маленькую трагедию А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Вариант для камерного состава - с одним исполнителем. Им выступил заслуженный артист РФ бас Владимир Огнев, солист Большого театра и Парижской национальной оперы «Бастилия».

- В чем секреты вашего негаснущего творческого запала?

- Наверное, сказывается музыкальность генеалогического древа  великий прадед, родня, где были певцы, пианисты, музыковеды.

Творческим долголетием я обязан и медицине. Вот уже десяток лет я числюсь в армии гипертоников. Но работаю на полную катушку. Благодаря специалистам кардиоцентра Тюмени, и прежде всего доктору медицинских наук, заслуженному деятелю науки Людмиле Гапон. Она внимательно опекает меня. Добрые отношения сложились с бывшим ректором Тюменской медицинской академии, доктором медицинских наук, профессором Николаем Жвавым.

Хочется многое успеть. Родные сетуют: «Ты видел свой паспорт? Пора бы угомониться». А врачи иного мнения: «Вас держит только ваше дело». Как-то прихворнул, надумал отложить назначенный концерт. Доктор узнал: «Ни в коем случае!.. Это - ваш допинг». И действительно - встал к пульту и забыл про недомогание.

- Вас называют первооткрывателем музыкальных шедевров...

- Кроме меня, никто ныне не исполняет последнюю, неоконченную фугу И.-С.Баха. Я записал ее на компакт-диск вместе с молитвой «Богородице, Дево, радуйся» Яна Бураковского, мальчика, которой ушел из жизни в 17 лет. На диске - фрагменты духовной оперы А.Г.Рубинштейна «Христос», ни разу не звучавшей в России.

Я откопал во Львове, в закрытых фондах, славянскую духовную музыку ХVI столетия, записанную еще старинными значками - табулатурой. Мирослав Скорик, один из председателей Союза композиторов Украины, вместе со студентами по моей просьбе расшифровал 60 произведений. Часть из них я уже исполнил.

Мне удалось озвучить в Концертном зале им. П.И.Чайковского забытую оперу «Алкид» Дмитрия Бортнянского. Автора 6 опер называли русским Бахом, звездой России, титаном ХVIII века. Он является основателем композиторской школы, профессионального хорового пения в России, выдающимся сочинителем духовной православной музыки.

Опера «Алкид» написана в Италии, куда Дмитрий был послан Екатериной Великой для обучения музыке, и предназначалась для венецианского карнавала 1778 г. В основе сюжета - древнегреческий миф о юном Геракле - Алкиде, перед которым стоит выбор: дорога наслаждений или жизнь, полная опасностей, героических свершений.
Произведение до последнего времени считали утерянным. Но вот ведь... Музыковед Кэрол Хьюз, американка русского происхождения, приехала в Москву, чтобы собрать материалы для диссертации о русской музыке ХVIII века. В благодарность за содействие она прислала доктору искусствоведения Ю.В.Келдышу микропленку с рукописью «Алкида»... Так ноты оказались в моих руках.

Особая тема - возрождение из забвения оперы Рубинштейна «Христос». Создатель Русского музыкального общества, первой в России -Петербургской консерватории, был вынужден годами жить за рубежом, в Германии. Здесь незадолго до смерти им создана опера «Христос» - гигантская фреска, отразившая период от Рождества Христова до Вознесения. С громадными хорами, 26 солистами. Ее представили публике один раз, в 1894 г., в Штутгарте и то лишь в концертном исполнении. Партитура была издана мизерным тиражом.

Многие российские музыканты даже не знали о существовании оперы. Десять лет назад я обнаружил части ее клавира, и с тех пор мечтал найти партитуру. Это удалось сделать только в декабре прошлого года в Берлине, при поддержке Георгия Исаакяна, руководителя Пермского театра оперы и балета.

Так что партитуры, как и рукописи, не горят.

- Несколько слов о творческих планах...

- Еду в Киев. От имени украинской диаспоры Тюмени ее председатель Александр Тырпак обратился к композитору Евгению Станковичу с особым заказом. В течение года музыкант работал над ним. В Колонном зале Киевской филармонии должна состояться премьера камерной «Сельской оперы» на стихи Бориса Олейника. Меня пригласили быть дирижером. В будущем году намечена ее тюменская премьера.

И разумеется, ни на минуту не забываю об опере «Христос». Более века масштабное произведение Рубинштейна ждало своего часа.

13 декабря в Перми будет премьера. Я рассматриваю это как главное дело жизни, как миссию - выполнить завет прадеда. Оперу решено озвучить на 5 языках!..

- Нередки сетования на низкую музыкальную культуру общества. Вы их разделяете?
 
- Думаю, что это не совсем так. После первых же выступлений в Тюмени я увидел просветленные лица - и молодежи, и старшего поколения. Да, в кино, на голубом экране превалирует дешевка. Здесь
много антиморального, далекого от подлинного искусства. Надеюсь -
грязная пена не вечна.

Кто-то метко сравнил слово с лезвием: в руках врачевателя оно может стать спасительным скальпелем, а в руках невежды - пьяным ножом. Это же относится и к музыке - народной, классической, джазовой. Мы не имеем права забывать о ее очищающем предназначении.

- Каковы ваши увлечения, кроме музыки?

- В молодости часами после занятий в консерватории играл в шахматы. К сожалению, времени на это не остается. Музыка позволила «пересечься» с такими мастерами, как М.Таль, А.Карпов.

Экс-чемпион мира по шахматам Василий Смыслов мог бы стать известным певцом: его ждали в Мариинке, приглашали в Большой театр. Я записал два компакт-диска с его голосом. Первый, к 75-летию гроссмейстера, вобрал 20 произведений для баритона с оркестром. Второй, через пять лет, - лучшие баритональные арии.

- Как поддерживаете физический статус?

- Последние годы я в форме, словно в юности. При этом ни особого режима, ни особых диет... Не переедаю. Врачи разрешили в день употреблять 300 г сухого красного вина. Что и делаю. Люблю ходить пешком. Стараюсь хотя бы две недели в году побывать на море.

Постоянные репетиции с оркестром - это нагрузки, и немалые. Но без них не мыслю своего существования. Лежать на печи - не по мне. На серьезном концерте еще недавно терял до 3 кг. Знаю одно: чем больше труда, чем больше отдача, тем лучше восстанавливаюсь. Веду в Тюмени вместе со своей ученицей Юлией Прямовой, выпускницей Уральской консерватории, скрипичные  абонементы.

Рассчитываю поставить еще не одну оперу. В Тюмени завершается сооружение драматического театра с тремя залами. В малом зале - мне обещано - я смогу показывать новые постановки.

- Девиз, которому вы следуете?

- Жизнь коротка. Искусство вечно.

Беседу вел
Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru