Доктор Армен Парсян в 1996 г. с отличием окончил медицинский факультет Ереванского государственного медицинского университета, а затем ординатуру по общей хирургии, после чего в 1999 г. защитил кандидатскую диссертацию по биологии в Армянской академии наук.
Так получилось, что в 2001 г. он эмигрировал в США, где прошёл дальнейшее обучение в Гарвардском и Бостонском университетах по специальности «эпидемиология». Получив степень мастера по общественному здравоохранению, через два года переехал в Великобританию, где за рекордно короткий срок был удостоен степени доктора философии в Кембриджском университете.
А местом постоянного жительства он выбрал канадский город Монреаль в провинции Квебек, где продолжил дальнейшую научную работу в одном из лучших вузов мира – Университете Мак-гилла под руководством всемирно известного учёного и стипендиата Гардниерской премии доктора Нахума Cоненберга. Здесь он изучал фундаментальные проблемы возникновения рака.
В 2011 г., несмотря на продуктивную карьеру учёного, Армен Парсян решил вернуться в клиническую медицину и поступил в престижную ординатуру по общей хирургии в одной из высококотируемых медицинских школ мира – Университете Макгилла в Монреале.
Доктор Парсян - автор многочисленных публикаций в ведущих мировых журналах, таких как Nature, Cancer Cell и пр. Он удостоен многочисленных призов и грантов, его исследования финансировались государственными и частными организациями США, Великобритании и Канады.
Великолепный специалист, учёный и практик, он оказался ещё и чудесным собеседником.
- Армен, какова на ваш взгляд, разница между канадской и российской системами здравоохранения?
- Несмотря на то, что чувствую себя очень связанным с российской культурой, я уже давно не был в России и мне трудно говорить что-либо по поводу разницы между системами. В Канаде медицина финансируется государством и в основном бесплатная. Существует и частный сектор. Здоровье населения охраняется канадским законом о здравоохранении, основанном на принципах государственного управления, универсализации,мобильности, доступности и полноты обеспечения. Закон в основном осуществляется на уровне провинций.
Не углубляясь в детали, хочу отметить, что канадская система здравоохранения - одна из лучших в мире в плане обеспечения, основными принципами которой являются бесплатный характер услуг и равенство в обеспечении населения, независимо от классового или финансового состояния. Деньги на финансирование приходят из налогов, которые в некоторых провинциях достаточно высоки.
Не всё, правда, так просто. Как всякая государственная система финансирования, канадская очень чувствительна к колебаниям экономики. Система здравоохранения вообще очень дорогое удовольствие, и естественно, бюджет не всегда успевает покрывать расходы и растущие потребности системы. К примеру, в Канаде есть нехватка врачей, особенно на первичном уровне, таких как семейные врачи. А попасть к специалисту без направления семейного врача очень трудно. Многие эмигранты сталкиваются с этими проблемами в Квебеке, да, я думаю, и в других провинциях, и не могут найти себе семейного врача в течение года, даже больше. Численность населения в Канаде растёт, а подготовка всё большего числа врачей требует огромных ресурсов.
- А есть ли разница в обучении врачей и получении медицинского образования?
- Опять-таки тема очень интересная и требует времени, чтобы её раскрыть полностью. Но в корне есть очень много различий между канадской и советской (и я полагаю, нынешней российской) системами медицинского образования. Во-первых, здесь в медицинском университете в основном учатся 4 года, у нас 6. В канадских вузах 2 года преподают теорию, остальные 2 предназначены для клинических ротаций (циклов). После 4 лет обучения здесь поступаютв ординатуру («резидентуру»).
По специальностям в основном в ординатуре занимаются 5 лет. Единственная разница - это подготовка семейных врачей, которая требует 2 лет. Ну понятно, надо готовить семейных врачей быстро, так как в Канаде
их очень не хватает.
После резидентуры идут на дальнейшую специализацию, называется «фелоушип», которая занимает в среднем 2 года. Например, чтобы стать общим хирургом, надо пройти 5 лет резидентуры. Потом, если хочешь специализироваться, например, в грудной, желудочной, сосудистой, сердечной или другой хирургии, надо проходить ещё минимум 2 года «фелоушип». Одним словом, удел врача здесь, как и в любой стране, – учиться, учиться и учиться.
Но главная разница между Канадой и Россией, я думаю, в том, что канадские врачи после завершения всей этой учёбы уже мало беспокоятся, как содержать семью. Не думаю, что в России оплата врачей соответствует уровню их образования и обязанностям, как в Канаде. Хотя очень хочу надеяться, что я ошибаюсь.
– Часть российских врачей эмигрирует на Запад, чтобы там продолжить свою карьеру. Трудно ли им найти работу, например, в Канаде?
– Трудно, очень трудно. Чтобы работать врачом в Северной Америке, надо пройти через американские или канадские квалификационные экзамены, подать заявку и потом поступить в резидентуру (даже если вы окончили ординатуру в России). То есть повторить всё последипломное образование. В Канаде мест в резидентуре очень мало, даже для тех, кто оканчивал медицинские вузы в этой стране.
И в Канаде и в США есть специальности, которые очень конкурентны, особенно, если хочешь поступить в хорошую академическую программу. Но очень трудно – не значит невозможно. Я когда подавал свою заявку, шутил с друзьями из лаборатории, где тогда работал, что мне легче получить нобелевскую премию (от которой я на самом деле очень далёк), чем поступить в ординатуру по хирургии. Во многих канадских программах, например по хирургии, мест в среднем 4-5. Подают дела около 300, если не больше, канадских выпускников и, наверное, столько же зарубежных. Первый этап отбора в основном проходит примерно 50 человек, основная масса из которых – канадские выпускники. Но опять-таки, если готов пройти через все трудности, у тебя есть очень и очень маленький, но шанс. Ну а после ординатуры работу найти не так и трудно, как я упомянул, – стране очень нужны врачи.
– Что бы вы посоветовали тем, кто решился бы повторить ваш путь?
– Начните с квалификационных экзаменов, параллельно занимайтесь научно-исследовательской работой – здесь это очень ценят. Будьте готовы тратить большие суммы на регистрации, книги и поддержку существования. Повторюсь: трудно... но не невозможно.
Альтернативно некоторые поступают в медицинские школы заново. Это легче, но надо года 4 на что-то жить. У меня есть знакомая из Средней Азии, там окончила стоматологический факультет, приехала сюда, поступила в медицинскую школу, прошла резидентуру – сначала 3 года по внутренним болезням, а потом 2 года – по гастроэнтерологии. Сейчас работает гастроэнтерологом.
Ну и наконец, если ничего не вышло (а я, к сожалению, встречал и людей, которые несмотря на годы подготовки и подачи в резидентуру, так и не попали в систему), всегда можно переквалифицироваться на медицинскую сестру, стать фармацевтом.
– А российским врачам чего бы вы пожелали?
– Приведу пример, который, надеюсь, наилучшим образом охарактеризует моё пожелание.
Современную хирургию сейчас не представить без так называемых устройств для сшивания тканей, которые автоматически сшивают ткани кожи, кишечника, желудка, лёгких и т.д. Мы здесь их используем ежедневно. Так вот однажды мы были в операционной со студентами-медиками, и канадский профессор, объясняя работу этих устройств, заметил: «Эти инструменты изначально разрабатывались в России в середине прошлого века!» Сказал это и посмотрел на меня, и думаю, улыбнулся за хирургической маской. Студенты зашумели удивлённо. А у меня возникло такое приятное чувство за российскую медицину!
Так вот, мне бы хотелось пожелать российским врачам, чтобы они своей работой и открытиями почаще вызывали у нас, своих североамериканских коллег, такие чувства!
- После столь долгих лет обучения, наверное, можно почивать на лаврах?
– Жизнь студента или резидента – это жизнь в больнице; я неделями не общаюсь с семьёй. Встаю в 5 утра, прихожу домой в 7 вечера. Плюс ночные дежурства. Очень интересно, но изматывает. Конечно, у каждого по-разному, но в общем все наши врачи тоже проводят большую часть жизни в больнице – работы много. Вот такие «лавры».
– Как же тогда врачи, которые сами учат здоровому образу жизни, заботятся о своём здоровье?
– Некоторые его не поддерживают, хотя надо. В Канаде есть повсеместно гимнастические залы, бассейны, причём очень часто – непосредственно в многоэтажных жилых домах, например, тренажёрный зал на последнем этаже, а бассейн на крыше. Некоторые ездят на велосипедах или ходят на работу пешком. Многие придерживаются здоровой диеты, ну и так далее.
Здесь людей с раннего возраста пытаются приучать к здоровому образу жизни. К сожалению, мне на этом фронте ещё много работать. Вот всё пытаюсь сходить в гимнастический зал неподалёку от дома... Да вот туда надо дойти после минимум 12-часовой работы…
Беседу вела
Алёна ЖУКОВА,
спец. корр. «МГ».
Монреаль, Канада.