23 декабря 2024
Новый учебный год в медицинских вузах, безусловно, будет отличаться от предыдущего. Потому что требования к образованию повышаются, разрабатывается современная система образовательных стандартов, ориентированных не только на получение знаний, но и на способность их быстро применять. Подробно об этом и других наметившихся тенденциях в академиях и университетах рассказывает директор Департамента благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития России профессор Виктор СТУПИН.
- Виктор Александрович, с началом нового учебного года хотелось бы уточнить, сколько человек стали студентами медицинских вузов?
- В течение нескольких лет контрольные цифры приема в вузы, подведомственные Росздраву России, существенно не менялись, и составляют приблизительно 22 тыс. человек ежегодно для 47 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Кроме вузов системы здравоохранения, до 10 тыс. студентов ежегодно принимают медицинские факультеты университетов Министерства образования и науки.
Много это или мало? Если рассчитывать, что каждый выпускник будет работать по профессии, - достаточно, но у нас демократическая страна, поэтому профессиональная социальная активность зависит, в первую очередь, от уровня заработной платы, условий труда, социальных преференций и положения в обществе. В течение последних двух лет благодаря Национальному проекту «Здоровье» мы наблюдаем положительные тенденции изменений кадрового потенциала отрасли. Доля пенсионеров в амбулаторном звене уменьшилась с 30 до 20%, снижается коэффициент совместительства. Но все равно говорить о значительных успехах пока рано, так как обеспеченность ЛПУ врачами и средним медицинским персоналом остается практически неизменной.
- И тем не менее в провинции, особенно в сельской местности, ощущается нехватка кадров, в первую очередь специалистов узкого профиля. Что предпринимает образовательный сектор министерства, чтобы утолить этот «голод»?
- Особенности территориального распределения трудовых ресурсов России в полной мере характерны для системы здравоохранения. Люди хотят жить в городах с развитой инфраструктурой, где условия жизни комфортные. С одной стороны, мы не вольны принуждать медиков к работе на селе или в депрессивном регионе, с другой - государство обязано обеспечить выполнение гарантий в области здравоохранения для всего населения России.
Система государственного распределения выпускников учебных учреждений, действовавшая до 1991 г., позволяла обеспечивать потребности практического здравоохранения в специалистах, в том числе в отдаленных районах и сельской местности. Однако изменения, произошедшие в обществе в конце 80-х - начале 90-х годов, обусловили фактический отказ государства от жесткого распределения выпускников.
В целях удовлетворения потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ, постановлением Правительства РФ № 942 от 19.09.95 введена целевая подготовка специалистов. Теперь в системе здравоохранения страны существует практика заключения трехсторонних договоров на подготовку специалистов - между студентом, учебным учреждением и территориальным органом управления здравоохранением, а также двухсторонних договоров - между учебным учреждением и территориальным органом управления здравоохранением.
В настоящее время в структуре набора в высшие медицинские и фармацевтические образовательные учреждения на целевую подготовку выделяется до 5,5 тыс. бюджетных мест. Однако анализ эффективности целевых программ свидетельствует о выполнении договорных обязательств не более 55% выпускников.
Как показывает практика, целевые программы работают только, когда интересы работодателей и выпускников совпадают, в случае изменения решения о трудоустройстве заставить врача выполнять свои обязательства практически невозможно. Дело в государственных гарантиях бесплатности высшего и послевузовского профессионального образования. Применение материальной ответственности в размере стоимости обучения за выполнение контракта легитимно только в случае обучения за счет средств работодателя, не являющегося получателем средств федерального и субфедерального бюджетов, то есть организаций частного и муниципального здравоохранения. В иных случаях нарушается статья 37 Конституции РФ.
Применение материальной ответственности по дополнительному стипендиальному обеспечению, произведенному муниципальными органами власти, незначимо из-за малых размеров дополнительных стипендий по отношению к стоимости обучения. А организация целевой подготовки за счет бюджетов муниципальных образований не представляется возможной из-за недостаточного финансирования и длительных сроков кадрового планирования (7-8 лет). Поэтому на нынешнем этапе удовлетворение потребностей территорий в медицинских кадрах в первую очередь зависит от внимания местных властей к вопросам организации труда и социального обеспечения врачей и среднего медицинского персонала. У нас есть как положительные, так и отрицательные примеры.
К территориям, уделяющим большое внимание социальным вопросам, относятся Самарская, Оренбургская, Нижегородская, Ленинградская, Новосибирская, Вологодская и ряд других областей. В частности, правительством Нижегородской области на реализацию областной целевой программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения, на 2006-2020 гг.» предусмотрено выделение 1,3 млрд руб. Однако для территорий, получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, закрепление молодых специалистов здравоохранения в амбулаторно-поликлини-ческом звене оказывается затруднительной задачей.
- Не с этими ли проблемами нехватки кадров связана тенденция открытия медицинских факультетов в университетах и академиях широкого профиля? И как вы, Виктор Александрович, оцениваете качество подготовки специалистов-медиков в подобных заведениях, где зачастую нет ни соответствующей материально-технической базы, ни качественного преподавательского состава? И еще одна проблема, связанная с этой ситуацией: эти учебные заведения подчиняются Министерству образования и науки РФ, хотя готовят медиков. Нет ли здесь противоречия?
- Потребителям медицинских услуг, да и работодателям системы здравоохранения безразлична
подведомственность образовательных учреждений, подготовивших медицинских и фармацевтических специалистов. Главное, чтобы эти специалисты соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Подготовка должна осуществляться образовательными учреждениями, выполняющими государственные требования, а работы хватит всем выпускникам.
К тому же требования к организации подготовки будут усилены. Меняется процедура лицензирования на право ведения образовательной деятельности, готовятся изменения в системе государственной стандартизации профессиональной подготовки. Поэтому следует ожидать, что образовательные учреждения, не имеющие соответствующей материально-технической базы и профессорско-преподавательского состава, уйдут из сферы медицинского и фармацевтического образования.
- Немало нареканий высказывается по поводу неурегулированности взаимоотношений между вузами и их клиническими базами в муниципальных больницах. Планирует ли министерство как-то упорядочить эти взаимоотношения?
- Проблема характерна не только для высшего профессионального образования, но и для других типов образовательных учреждений: медицинских училищ, колледжей, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. При этом наиболее остро она чувствуется на завершающих этапах подготовки: во время специализации в интернатуре, ординатуре, на повышенном уровне среднего медицинского образования, в ходе дополнительного образования, когда для специалистов, освоивших теорию, необходима практика - отработка методик выбранной специальности в реальных условиях.
Суть противоречия основана на различии интересов системы здравоохранения в целом и ее отдельных элементов. Медицинское и фармацевтическое образование -это долгосрочная функция стратегического управления здравоохранением, в то время как организации здравоохранения в основном ориентированы на сегодняшний день и считают вопросы подготовки кадров для отрасли не своей функцией. Естественно, что этот вопрос находится под пристальным вниманием министерства. В настоящее время идет поиск решения для создания основы взаимовыгодного сотрудничества образовательных учреждений и организаций здравоохранения по подготовке медицинских и фармацевтических кадров в новых экономических условиях.
- И еще одна острая для медучреждений проблема - закрепление кадров. В частности, планирует ли министерство законодательно ввести обязательную отработку для студентов-бюджетников в тех медицинских учреждениях, где они особо необходимы?
- Позиция министерства строится на необходимости материальной ответственности в размере стоимости образовательной услуги в случае невыполнения условия договора о целевой подготовке специалиста и последующей трудовой деятельности (оговариваемый срок - 3 года). Это не отменит бесплатность профессионального образования для граждан России, но придаст осмысленность преференциям отдельных конкурсов при поступлении на целевую подготовку. У абитуриента должен быть выбор: поступать на общих основаниях или получить образование с последующей отработкой. При отражении в договоре на обучение условий последующего труда, таких как размер заработной платы, предоставление жилья, содействие профессиональной карьере, целевая подготовка может стать продуктивным механизмом социального партнерства и быть более привлекательной формой образования, чем обучение для свободного рынка. Поэтому когда мы говорим о механизме закрепления кадров, то подразумеваем развитие двусторонних отношений между государством и гражданином, направленных как на выполнение государственных гарантий гражданам в области образования, так и на создание условий для кадрового обеспечения здравоохранения -отрасли, реализующей конституционные права граждан на медицинскую помощь.
Ограничение размера материальной ответственности стоимостью затрат на обучение по целевым программам не допустит спекуляций со стороны работодателей и позволит реинвестировать средства в образовательный процесс. Третья сторона в лице заинтересованного работодателя всегда будет иметь возможность погасить задолженность специалиста в случае досрочного расторжения договора. То есть предлагается цивилизованный механизм, основанный на взаимной ответственности образовательных учреждений, работодателей и получателей образовательных услуг.
К сожалению, в отношении бюджетных форм целевой подготовки законодательство развивается не так быстро, как хотелось бы.
Президентом в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.05.04 было признано возможным заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок либо вернуть деньги, затраченные государством на его обучение. Однако мер по развитию законодательства в этом направлении до сих пор не предпринято. Это создает проблемы управления кадровыми ресурсами не только в здравоохранении, но и в других отраслях.
В ходе парламентских слушаний, проведенных 28.06.07 Комитетом Госдумы РФ по образованию и науке по вопросам нормативно-правового обеспечения взаимодействия системы образования и работодателей, позиция Минздрав-соцразвития России была поддержана не только представителями федеральных органов исполнительной власти, но и крупным бизнесом. Теперь дело за законодательным собранием, поскольку вопрос может быть урегулирован исключительно федеральным законом.
- Как сказывается на подготовке врачей присоединение России к Болонской конвенции? Будет ли сокращено количество базовых специалистов при переходе на ее принципы, а также будет ли увеличена продолжительность последипломной подготовки?
- Мы не собираемся копировать ту или иную кадрово-образовательную модель стран - участников Болонского соглашения. Конечно, необходимая модернизация системы профессионального образования будет проведена, но она будет основана на взаимоприемлемых решениях и ориентирована на специфику российского здравоохранения и трудовых отношений сегодняшнего дня. Мы готовим медицинских и фармацевтических специалистов для российского здравоохранения, а не для эмиграции, поэтому перечень основных и дополнительных специальностей здравоохранения и образовательные траектории их получения будут устанавливаться так, чтобы максимально удовлетворить потребность отрасли в специалистах и обеспечить медицинскими и фармацевтическими услугами население нашей страны.
Беседу вели
Алексей ПАПЫРИН,
Давид НАНЕИШВИЛИ,
корреспонденты «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru