Вы здесь

Не отрекаюсь от сказанного

В «МГ» № 53 от 22.07.2009 опубликовано мнение начальника Департамента здравоохранения Вологодской области А.Колинько на мой материал, помещенный в № 33 от 08.05.2009. Выражаю удовлетворение, что представленная мною проблематика, как говорится, не повисла в воздухе, а получила отклик, хотя из общего тона статьи очевидно, что стороны остаются при своих мнениях, и это все-таки огорчает.

Целью моей публикации являлось не очернение складывающейся в отрасли ситуации путем оперирования «не проверенными статистическими данными», как пишет А.Колинько.

Факты можно оценивать по-разному, цифры и примеры можно приводить разные, каждая из сторон (Департамент здравоохранения области и обком профсоюза) по-своему понимают свои задачи и координируют действия, но цель у нас должна быть одна: объективно представить нынешнюю ситуацию в здравоохранении области. А она как в зеркале отражает положение дел в других регионах России. А значит, нам совместно необходимо правдиво и честно донести ее до сведения Президента и Правительства РФ.

В предыдущем материале я использовала данные Росстата - территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Его доклады в форме сборников «Социально-экономическое положение Вологодской области» ежемесячно печатаются и направляются в учреждения, в том числе и в Вологодскую областную федерацию профсоюзов.

Согласно статданным исполнения территориального консолидированного бюджета по расходам на здравоохранение и физическую культуру, в 2008 г. они сократились по сравнению с 2007 г. с 7937,2 млн руб. до 6023,4 млн. Соответственно и доля в общем объеме расходов территориального консолидированного бюджета уменьшилась с 18,6% в 2007 г. до 11,9% в 2008 г.

Приведу цифры Росстата территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области по уровню и динамике номинальной среднемесячной начисленной заработной платы на одного работника в регионе по виду деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг». В декабре 2008 г. она была 13 263 руб., а в январе 2009 г. уменьшилась на 1833 руб. по сравнению с декабрем 2008 г. и составила 11 430 руб. В феврале 2009 г. - вновь уменьшение на 784 руб. по сравнению с январем 2009 г., и размер ее составил 10 646 руб. В дальнейшем в марте, апреле, мае цифровые показатели увеличиваются, но при более детальном анализе очевидно, что уровень номинальной начисленной заработной платы в марте был 97% к марту 2008 г.; в апреле - 94,9% к апрелю прошлого года и в мае - 93% к маю 2008 г.
 
Понятно, что средние показатели недостаточно отражают реальную ситуацию на местах и реальный уровень снижения заработной платы. Один работник потерял 100 руб., а другой -3,5 тыс. руб., в зависимости от места работы, должности, квалификации и т.д.

Работники стационаров ощутили существенную потерю заработка в связи с окончанием реализации пилотного проекта, направленного на улучшение качества услуг в сфере здравоохранения, который действовал с 01.07.2007 по 01.07.2008. Департамент здравоохранения области обещал на встречах в коллективах учреждений здравоохранения области перевести стимулирующие выплаты пилотного проекта с 01.07.2008 в стимулирующий фонд отраслевой системы оплаты труда. Мы постоянно напоминаем об этом и департаменту, и правительству области, но их благие намерения поглотил наступивший кризис.

Ухудшение ситуации по оплате труда подтверждает и низкий уровень реальной заработной платы. Покупательная платежеспособность работников падает, стоимость проживания растет.

А.Колинько приводит пример заработной платы врачей. В официальной государственной статистике области нет данных среднего уровня их заработной платы, как и других отдельных категорий работников отрасли, возможно, он и равняется 19 368 руб. Если и приводить как пример эту цифру, то, по моему мнению, необходимо тут же указывать коэффициент совместительства, количество дополнительных ночных дежурств и другие виды вторичной занятости работника. Объективным и истинным может быть лишь уровень заработной платы, исчисленной по основной занимаемой работником должности в соответствии с отработанной им ежемесячной нормой рабочего времени.

Похвально, что в «рамках жесткого финансового плана не снижены тарифы на медикаменты, питание и мягкий инвентарь». Достоверность этого я не буду подвергать сомнению.

Но А.Колинько почему-то не упоминает о том, что не проиндексирован тариф по фонду оплаты труда и в структуре тарифа на оплату медуслуги в части оплаты труда отсутствует коэффициент стимулирования труда работника, утвержденный на уровне области на 2009 г. в размере 8%.

Средняя заработная плата в здравоохранении Вологодской области ниже соответствующего показателя по Российской Федерации. Возьмем период январь - июнь 2009 г.: по РФ -15 310 руб. 20 коп., по Вологодской области - 12 105 руб.

Есть еще одна особенность отраслевой системы в здравоохранении области - это выделение фонда оплаты труда (ФОТ) руководителя учреждения здравоохранения, его заместителей и главного бухгалтера из общего ФОТ учреждения. Фонд оплаты труда администрации формируется с учетом 40% фонда премирования. В условиях дефицита финансовых средств на оплату труда в учреждениях целесообразнее было бы использовать его для перераспределения финансовых средств, при наличии свободных, на оплату труда коллектива.

Областная организация профсоюза не поддержала введение отраслевой системы оплаты труда именно по причине отсутствия достаточного ее финансирования.

В первом полугодии мы провели коллективные действия. Причины их очевидны:

- на 2009 г. плановый фонд оплаты труда по учреждениям здравоохранения области был утвержден в рамках ФОТ 2008 г.;
- в декабре 2008 г. правительство области приняло постановление о сокращении расходов государственных учреждений бюджетной сферы, в том числе здравоохранения, на 10% (текущих и по ФОТ) ежегодно на среднесрочную перспективу 2009-2011 гг.;
- базовые оклады по четырем профессиональным квалификационным группам (ПКГ) приняты на критически низком уровне и не проиндексированы: I ПКГ- 1530 руб., II ПКГ -1780 руб., III ПКГ- 3150 руб., IV ПКГ - 4000 руб.;
- дополнительное финансирование на реализацию Федерального закона о повышении МРОТ до уровня 4330 руб. отсутствует;
- дополнительное финансирование на стимулирующий фонд за качество работ, как указано выше, недостаточное (этот фонд в каждом учреждении сформирован за счет внутренних резервов ФОТ при сокращении вакантных должностей).

Идут так называемые процессы оптимизации: сокращение объемных показателей деятельности учреждений, которые приводят к сокращению коечного фонда и штата.

26 мая этого года на XI пленуме областного комитета профсоюза, который явился внеочередным, совместно с Департаментом здравоохранения обсужден ход выполнения требований Х пленума обкома. В связи с напряженной конфликтной ситуацией областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений 28.05.2009 заслушала отчет начальника Департамента здравоохранения области А.Колинько о реализации отраслевой системы оплаты труда. Профсоюзная организация выдвинула дополнительное предложение о направлении из областного бюджета ассигнований на оплату труда, компенсирующих утрату части заработной платы работников, участвовавших в пилотном проекте с 01.07.2007 по 01.07.2008. Ответ получен отрицательный.

Одним из заявленных требований обкома профсоюза явился текущий контроль процессов оптимизации, в том числе сокращения объемных показателей работы учреждений. В период с 09.06 по 15.06.2009 работала комиссия Департамента здравоохранения области под руководством заместителя начальника департамента М.Дуганова по формированию государственного и муниципального заказов по оказанию бесплатной медицинской помощи населению на 2010 г. с участием председателей профсоюзных организаций.

В большинстве муниципальных образований после 01.04.2009 сокращение коечного фонда не проводилось. Однако полностью требования профсоюза не выполняются. Я приводила пример хирургического отделения Харовской ЦРБ. Действительно, на момент публикации предыдущей моей статьи в «Медицинской газете» отделение не было закрыто. Однако 3 хирурга переведены в приемно-диагностическое отделение. Чтобы выполнить федеральный норматив стационарной сети, в Харовской ЦРБ нужно уменьшить план еще на 4636 койко-дней по стационарной помощи и на 758 койко-дней дневного стационара. В нашей области 4 малонаселенных района, которые не могут уложиться в федеральный норматив обеспеченности койками без разрушительных последствий для ЦРБ, однако процесс сокращения идет неумолимо. Как известно, проблем у всех много, и перечислять их - неблагодарное дело. По нашему мнению, ситуация в государственных учреждениях здравоохранения областного подчинения также значительно ухудшится, так как принудительно уменьшается годовой план койко-дней в стационарах областной больницы № 1, детской больницы, офтальмологической больницы, кожно-венерологическом диспансере, противотуберкулезных диспансерах.

Фактические действия чиновников противоречат их заверениям и обещаниям. При ссылке на предоставление полной самостоятельности руководителям учреждений здравоохранения в целях повышения уровня и полного удовлетворения потребности населения в получении квалифицированной медицинской помощи они поставлены в жесткие условия исполнения плановых финансовых показателей.

Вместе с тем нельзя не отметить, что во многом благодаря активной позиции областной организации профсоюза в конце июня правительство области выделило 67,5 млн руб. для пополнения фонда стимулирования с 01.06.2009.

27-28 июля этого года в нашей области побывала рабочая группа Мин-здравсоцразвития России под руководством заместителя министра А.Сафонова, проанализировавшая вопросы введения отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере. В своем выступлении на совещании я представила ситуацию по финансированию отрасли и оплате труда работников, о которой рассказала выше. Ни в коем случае не отрекаюсь и от отмеченных мною в мае трудностей с оплатой командировочных расходов при направлении работников на переподготовку и повышение квалификации. В первом полугодии 15 работников Вытегорской ЦРБ смогли получить командировочные расходы только в судебном порядке. Примеры подобных конфликтов не единичны.

За период, прошедший после майской публикации, нами были направлены соответствующие запросы в адрес ряда глав муниципальных образований. Причем они охватили и проблемы финансирования из средств местных бюджетов обеспечения работников молоком, спецодеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты. Ответы от глав получены, и они подтверждают отсутствие в ряде местных бюджетов финансовых средств на оплату командировочных расходов и решение вопросов исполнения законодательства по охране труда.

В заключение разрешите через «Медицинскую газету» обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития РФ с предложением внести в Концепцию развития здравоохранения РФ до 2020 г. позицию: считать приоритетом государственной политики сохранение, укрепление и развитие государственной системы здравоохранения.

Татьяна БЫКОВА,
председатель областной
организации Профсоюза
работников здравоохранения РФ.
Вологда.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru