09 ноября 2024
Известный колопроктолог, первый в России лучший хирург года, главный врач, превративший Белгородскую областную клиническую больницу Святителя Иоасафа в одну из ведущих в стране, он всё время шел к своей цели. Еще будучи студентом Курского мединститута, прочитал о жизненном подвиге великогохирурга Кристиана Барнарда, который стал его кумиром. И первый вопрос нашей беседы – об этом удивительном человеке.
– Владимир Фёдорович, в этом году вы были в Кейптауне, где в 1967 г. Кристиан Барнард впервые в мире пересадил сердце. Вы досконально изучили жизнь и деятельность великого хирурга, но что-то вас удивило в ходе южноафриканского турне?
– Впечатления незабываемые. Когда я посетил знаменитое хирургическое отделение больницы Гроте Схур при Кейптаунском университете, то осознал, что на момент проведения эпохальной трансплантации она по оснащению находилась не в самой лучшей ситуации по сравнению,например, с американскими госпиталями. Это только возвысило Кристиана Барнарда в моих глазах. В 60-70-е годы самыми выдающимися людьми в мире считались Гагарин и Барнард. Выскажу крамольную мысль, но как личность для меня Барнард значительно ближе. Ведь Гагарин олицетворял собой работу огромного коллектива, а жизнь Барнарда – прежде всего подвиг личностный. Этот человек добился величия своей головой, своими руками, неимоверным упорством. Мама говорила ему: «Ты должен быть первым, ни вторым, ни третьим. Для того чтобы покорить вершину, самому нужно быть вершиной». Барнард как-то сказал: «Мы все стояли перед бассейном с ледяной водой, и все мы были готовы совершить первый прыжок – и американцы, и немцы, и русские. Но я был подготовлен лучше, и я это сделал первый». Поступив в университет, он ходил на занятия в одежде старшего брата, настолько был беден. Провел 46 пересадок сердца на собаках, прежде чем выйти на главную операцию своей жизни. При этом у него были больные руки, он страдал полиартритом. Помня о заповеди «не сотвори себе кумира», хочу сказать, что в данном случае следование деяниям великого человека принесло мне лишь добро, прибавило целеустремленности.
– Хотелось бы вспомнить 2001 г., когда вы стали первым в истории России лучшим хирургом года. Тогда члены комиссии, которую возглавляли академик РАН и РАМН Виктор Савельев и академик РАМН Владимир Фёдоров, увидели в вас фигуру настоящего хирурга и новатора. Что было сделано вами в профессиональном плане к тому жизненному рубежу?
– Мои диссертации, и кандидатская, и докторская, посвящены профилактике и лечению гнойно-септических осложнений в колоректальной хирургии. Это был скромный вклад в огромнейшую работу по созданию целого ряда новых лекарственных препаратов – пенных аэрозолей. Исследования проводились в Харькове, в Государственном научном центре лекарственных средств, а экспериментальная часть – в Институте криобиологии и криомедицины, НИИ микробиологии им. И.И.Мечникова. Вместе с талантливым ученым Николаем Ляпуновым мы создали целый ряд новых лекарственных средств, которые были адаптированы к лечению колопроктологических заболеваний. Это – пенные аэрозоли для подготовки толстой кишки пациента к операции, пенные аэрозоли для проверки герметичности толстокишечных анастомозов, купирования воспаления в «отключенной» кишке, для поиска и облегчения выделения культи «отключенной» кишки при реконструктивно-восстановитель-ных вмешательствах. Подобная лекарственная форма наиболее адаптирована для использования в послеоперационном периоде после большинства проктологических операций.
Второй ключевой момент моих исследований – чисто хирургический. Это большая экспериментальная работа по однорядному анастомозу, которая была проведена в Институте криобиологии и криомедицины. Тогда было доказано, что однорядный анастомоз имеет целый ряд преимуществ по сравнению с двухрядным.
По этим основным направлениям были получены патенты и свидетельства на изобретения. Всего на сегодняшний день я являюсь соавтором 29 патентов.
– Через год после той победы вы возглавили Белгородскую областную клиническую больницу, носящую сейчас имя Святителя Иоасафа. Административная работа не затмила хирургическую деятельность?
– Не затмила. После победы во всероссийском конкурсе я начал развивать направление, связанное с опущением органов малого таза и тазового дна. Эти анатомические нарушения чаще развиваются у женщин после родов или оперативных вмешательств на органах малого таза и ведут к различным функциональным расстройствам тазовых органов. К сожалению, единая проблема этой сочетанной патологии расчленена. Ее решением занимаются урологи, гинекологи, колопроктологи, что служит причиной недооценки всего симптомокомплекса и отрицательно влияет на качество и результаты лечения. Нами была обоснована целесообразность комплексного подхода и сочетанных операций у женщин с тазовым пролапсом, предложены новые оригинальные оперативные методики, что позволило улучшить результаты лечения. По этой теме защищено 2 кандидатские и докторская диссертации, получено 5 патентов РФ, опубликовано 2 монографии.
Особое внимание мы уделяем развитию лапароскопического направления в колопроктологии. При этом удаляется не только первичный очаг, но и отдаленные метастазы. Считаю, что у малоинвазивных вмешательств большое будущее в лечении колопроктологических заболеваний.
Огромный опыт имеет Центр колопроктологии нашей больницы в лечении онкобольных. Ежегодно здесь проходит лечение около 400 пациентов с раком прямой и ободочной кишок. Из них оперируем примерно 300-350 больных. Несколько слов о важном направлении, которому мы придаем особое значение и которое необходимо развивать: о запущенных случаях колорек-тального рака, метастатическом поражении печени, легких и т.д.
– Какую из научных клинических школ вы считаете ведущей в мире? Каково место российской колопроктологической школы в международном сообществе?
– Когда речь заходит о центре мировой колопроктологии, то для многих специалистов нашего направления это – знаменитый госпиталь Св. Марка в Лондоне. Прогрессирует колопроктологиче-ская школа Японии. Что касается нашей, российской школы коло-проктологов, то она давно и по праву является одной из ведущих в Европе. В 1978 г. были созданы Государственный научный центр колопрактологии и колопроктологическая служба в масштабах страны. Колопроктологические отделения находятся в составе крупных многопрофильных больниц, что способствует улучшению качества оказания помощи пациентам с заболеваниями толстой кишки. Как правило, речь идет о пожилых пациентах, у которых обычно имеется несколько сопутствующих заболеваний. Именно поэтому хорошие диагностическая и реанимационная службы должны быть рядом. Кстати, в нашей больнице диагностическая служба на высоте. У нас 4 томографа, 4 ангиографа, прекрасно оснащенные лаборатория, эндоскопические кабинеты, отделение функциональной диагностики.
Но вернусь к российской колопроктологической школе, большой вклад в становление которой внесли уже ушедшие из жизни известные хирурги профессора Александр Рыжих и Тамара Одарюк. И совсем недавно мы понесли две невосполнимые утраты – не стало академиков РАМН Геннадия Воробьёва и Владимира Фёдорова. С их именами связана организация колопроктологиче-ской службы в нашей стране.
Традиции Александра Аминева продолжают в Самаре, сейчас эту школу возглавляет профессор Борис Жуков. Ведущие научные клинические центры созданы в С.-Петербурге, Уфе, Иркутске. Из центров Черноземья, кроме Белгорода, выделил бы Воронеж.
В последние годы отечественными колопроктологами стали выполняться обширнейшие операции и по поводу колостаза, дивертикулярной болезни, рака с отдаленными метастазами.
У белгородских специалистов, в силу географического положения и исторических связей, остаются тесные контакты с украинскими коллегами. Мы ценим работу харьковской колопроктологиче-ской научной школы, которую в течение многих лет возглавляет профессор Борис Даценко.
– В апреле этого года вы участвовали в работе международного конгресса университетских колоректальных хирургов в Южной Корее, в Сеуле, где были представлены все ведущие школы мира. Каковы впечатления?
– Основной темой конгресса был колоректальный рак. Также много докладов было посвящено тазовому пролапсу, то есть темам, особенно близким нашей клинике. Интересны были заседания, посвященные различным малоинвазивным вмешательствам при общепроктологических заболеваниях. На выставке мы обратили внимание на новые сшивающие аппараты, эндоскопы, оборудование для функциональных исследований.
Конгресс показал, что число больных с патологией, лечением которой мы занимаемся, растет. Например, каждые 10 лет количество заболевших раком толстой кишки удваивается. Наиболее быстрыми темпами увеличивается заболеваемость раком толстой кишки в развитых странах. Отмечена зависимость этого процесса от качества питания населения. Пагубно преобладание в рационе рафинированной пищи с вредными добавками (пестициды, гормоны), с одной стороны, и отсутствие грубой пищи с большим содержанием клетчатки – с другой.
– Когда главный врач – хирург, то, понятно, хирургии в больнице – зеленый свет. В Белгородской областной клинической больнице Святителя Иоасафа это заметно особенно...
– В последнее время мы большое внимание сосредоточили на развитии кардиохирургии, причина тому – рост сердечнососудистых заболеваний в регионе. Вначале мы пригласили специалистов из Москвы, Минска, Краснодара, С.-Петербурга, воспитывали своих. А сейчас стали центром для оказания высокотехнологичной помощи, обеспечивая по квотам пациентов не только из Белгородской, но и из Курской, Орловской областей. Проводим почти все операции на сердце и крупных сосудах, которые вообще выполняются не только в России, но и в мире: при ишемической болезни сердца, нарушениях сердечного ритма, клапанной патологии, сочетании клапанной патологии с ИБС. Губернатор Евгений Савченко недавно обратился к министру здравоохранения и социального развития РФ Татьяне Голиковой с предложением включить Белгородскую областную клиническую больницу Святителя Иоасафа в перечень медицинских учреждений, которым разрешена пересадка сердца и поджелудочной железы. В настоящее время мы практически готовы к этим трансплантациям. Убедился в этом и приезжавший к нам директор Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. В.И.Шумакова член-корреспондент РАМН Сергей Готье. О нашей готовности говорит и тот факт, что за 1,5 года у нас проведено 9 успешных пересадок печени. Гепатология в больнице всегда находилась на высоком уровне, особенно хорошие результаты лечения отмечались при опухолевых поражениях ворот печени. Эффективными были и обширные резекции при первичном и вторичном поражениях печени.
Повседневными вмешательствами у наших травматологов и ортопедов стали протезирования коленных и тазобедренных суставов, артроскопические операции. Нейрохирурги работают с микроскопом, современным навигационным оборудованием. 80% гинекологических операций выполняется эндоскопически через задний свод влагалища или переднюю брюшную стенку. После открытия нового перинатального центра значительно снизились показатели перинатальной смертности, которые теперь соответствуют европейским. Открыт реанимационный блок на 18 коек.
На высоком уровне сосудистая хирургия: проводятся операции на сонных артериях, грудном и брюшном отделах аорты, периферических сосудах. Очень эффективно работают наши рент-генохирурги. Ими, например, недавно поставлено два стенграфта на грудной и брюшной отделы аорты. Эндоваскулярным доступом у нас устраняются дефекты межжелудочковой и межпред-сердной перегородок, открытый артериальный проток, проводятся ангиопластика сонных артерий, эмболизация сосудов с помощью современных материалов и другие вмешательства.
Наши хирурги находятся в постоянном поиске, а руководство Белгородской области не только помогает соответствовать мировым стандартам – оно постоянно ставит перед нами еще более высокие задачи.
Беседу вел
Альберт ХИСАМОВ,
спец. корр. «МГ».
Белгород.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru