24 декабря 2024
Народный артист России, Президент Российского фонда культуры Никита Михалков закончил съемки нового фильма «Цитадель» и приступил к его монтажу. Появление картины на киноэкранах страны приурочено ко Дню Победы – 9 мая 2011 г. Несмотря на то, что Никита Сергеевич был очень занят в Великом Новгороде, он всё же нашел время для встречи с корреспондентом «Медицинской газеты».
– Никита Сергеевич, ваш отец, чьи поэтические строчки знают с детского сада и школьной скамьи, не пытался направить сына по своим «стопам» – писательскому руслу?
– О, только не это! В нашем доме, как всегда, традиционно, царил дух демократии. Это характерная фамильная черта Михалковых! Помню невероятную работоспособность своего отца, которая сохранилась до конца его жизни. Видимо, это передалось и мне – по наследству. Свою «кухню» творчества, он нам никогда не навязывал. Скажу больше, что в пору расцвета его писательского таланта громадную часть публикаций моего отца я не читал. После его 90-летия я, уже будучи зрелым режиссером, перечитал заново всё им написанное и был потрясен его масштабным мировоззрением.
– Можно предугадать, что о профессии «киношника» вы грезили с детского возраста.
– Это не так. С юных лет меня прочили в музыканты. В 12 лет я научился играть на рояле. Неплохо музицировал, но мне страшно не хотелось этого делать. Уроки музыки для меня проходили мучительно. Хотя полученное мною музыкальное образование в последующем как режиссеру ох как пригодилось! А в ту пору я тяготел к подражанию театральным и эстрадным кумирам. Импровизировал. Занимался в театральной студии при Московском театре драмы им. К.С.Станиславского. Школьником, когда мне было 14 лет, я уже начал дебютировать в кинофильмах: К.Воинова – «Солнце светит всем», В.Ордынского – «Тучи над Борском», А.Рыбакова – «Приключения Кроша». Памятную роль – метростроевца Кольки сыграл в знаменитой киноленте Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Это определило вектор дальнейшей моей жизни.
– У вас огромное количество выпущенных фильмов, а первую свою киноленту помните?
– Еще бы! Там, кроме приемной комиссии, самым строгим судьей смонтированной нами полнометражной картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» был мой учитель М.Ромм. Его доброжелательные замечания, советы киномастера я с благодарностью помню до мелочей всё время. Потом начался мой путь в кинематографе самостоятельно, но по-прежнему, и часто, советовался с моим замечательным наставником.
– Когда вы опустили в вашу богатую копилку наград свой первый приз за режиссуру?
– Первый приз-дебют состоялся в 1971 г. за короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны» по сценарию Рустама Ибрагимбекова. Потом, впервые за рубежом, мне присудили приз на кинофестивале в Индии в 1974 г. – за киноленту «Свой среди чужих...»
– А другие? «Оскар», «Золотой Лев»?
– Были и они. Только попозже.
– Бытует мнение, что в поисках «легкой» работы и престижного имиджа нужно идти в режиссеры. Так ли это?
– Режиссерская работа – это каторжный повседневный коллективный труд, не только на съемочной площадке с актерской индивидуальностью и своими помощниками. Постоянные, изнуряющие съемки в жару, слякоть и стужу. Часто в поле и дебрях, на скалах, оврагах, по буеракам, болотам, сугробам и впроголодь. Длительное время в отрыве от семьи. Вечные поиски по архивам, музеям, библиотекам. Порой за крупицу достоверного исторического факта перелопатишь горы документов. Я никогда не ставил перед собой цели: работать на престижный приз. Но ради справедливости скажу, что любому режиссеру получить его лестно и престижно, как и мне! Повышается авторитет и, естественно, твой рейтинг в мировой киноиндустрии. Потому и не отступаю от своего многолетнего правила: работать до седьмого пота и до изнурения, пока на экранах кинотеатров не появится фильм с моими титрами. Правдивый! Для зрителя, который для меня является лучшим критиком! Затем, с таким же усердием, берусь за новую киноленту. В этом вижу свое счастье и цель жизни. «Оскары», «Золотые Львы» и много других наград пришли уже сами, как дань самоотверженному моему и коллективному труду в кинематографе.
– В одном интервью вы высказывали свою обеспокоенность тем, что сегодня почти разрушена индустрия кинопроката. Может, действительно, не стоит развивать ее сеть? Нерентабельно?
– Да! Сегодня почти разрушена индустрия кинопроката. Большинство кинотеатров заняты чем угодно, только не кино! Зрителю некуда податься. Потому по всей стране необходимо заново возрождать кинотеатры. И этим должно заниматься государство. Кино всегда будет желанным. Оно формирует личность. Зритель становится духовно богатым, эрудированным. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов «притяжение» телеэкранов. Большой ущерб наносят киноиндустрии видеопираты, которые нелегально тиражируют десятки тысяч новых фильмов, используя современную и доступную технику. Они, пока безнаказанно, развивают подпольную киноторговлю. С ними надо бороться особо. Настоящее и реалистическое кино всегда было и будет рентабельным. Только необходимо новые киноленты донести до зрителя. Он их ждет! Об этом мне с болью пишут со всех концов страны, что «негде их посмотреть». Поэтому развитие киноиндустрии – дело государственное!
– Сегодня в адрес режиссера Н.Михалкова можно услышать критику и упреки по поводу киноленты «Утомленные солнцем 2: Предстояние». Мол, Михалков «взялся за широкое художественное полотно, а тему освещает необъективно». «Затраты на создание кинолент выше, чем доходы». Якобы они не окупились?
– Да, действительно, вначале их выхода в прокат имел место «кассовый недобор» по причине недостаточного просмотра зрителями в кинотеатрах различных регионов из-за отсутствия таковых. Притом некоторым военным чиновникам «не очень хотелось», чтобы на экранах появилась горькая историческая правда о нашем прошлом. О первых днях страшной войны, когда творились хаос, неразбериха в руководстве страны, и по чьей вине, неоправданно, погибали миллионы молодых жизней.
Забыть, что произошло после 22 июня 1941 г. на дорогах кровавой бойни? И длилось целых кошмарных четыре года! Нужно правдиво говорить о войне, а не рисовать героев радужными красками, что я и делаю. Победа нам досталась очень тяжело и с огромными невосполнимыми людскими потерями, где народ проявил небывалый в истории и еще не описанный сполна героизм!
– Знаю, что у вас по этому поводу появилось много недоброжелателей. Как вы регулируете с ними отношения?
– Часто получаю тумаки не только на наших съездах, но и от прессы. Страшусь похвалы мужей от киноискусства. Пересматриваю много раз свою работу. Анализирую многие ее аспекты, чтобы, не дай бог, не впасть в соблазнительное обольщение. Если ругают – помогают исправлять мне допущенные ошибки. За это я им благодарен. Бывает, что открыто вступаю с ними в схватку. Доказываю свою правоту! Отстаиваю позиции в кинематографе.
– А может, не стоит вступать «в драчку»? Просто, с вашим мировым актерским и режиссерским авторитетом в киноиндустрии уехать в другую страну и спокойно творить, как в свое время сделал ваш брат?
– Брат это брат. Он волен поступать, как ему заблагорассудится. Я лично объездил много стран. Мне нравится, например, Испания с ее готикой, старинными замками, национальной культурой. Но страну великих гениев: Пушкина, Достоевского, Толстого, Гоголя, Чайковского невозможно и не в силах оставить, кто вырос на русской земле! Потому я, как и мои предки, врос в нее глубоко корнями. Может, даже до самого центра земли, и никто ее у меня никогда не отнимет, а я не сумею покинуть матушку-Россию.
– В нашей стране уже существует режиссерская школа Михалкова, и вы давно обучаете молодежь искусству кинематографа. Много ли у вас учеников?
– Да, мне довелось заниматься этим на высших режиссерских курсах, где молодые режиссеры повышали свое мастерство. Другим помогал проводить съемки.
Количество сосчитать не смогу. Для себя установил принцип: не называть их учениками. Пусть они сами выберут: достоин ли я по уровню своего мастерства и педагогики назваться их учителем. Вот когда я услышу из чьих-то уст: «мой учитель Михалков», тогда смогу по праву сказать: «Да, это мой ученик».
– Как обстоит вопрос с талантливой порослью в российском кинематографе?
– Скажем, не густо. Большинство ориентировано на коммерческий ширпотреб. Одаренных молодых режиссеров не так-то много, которые бы солидно заявили о себе. Хочу назвать одно имя – Володи Хотиненко, чьи работы обогатили мировой кинематограф. Несколько его картин стали уже шедеврами в киноискусстве. Такие, как «Гибель империи», «1612», «Поп».
– Я не припомню вышедшего на экран кинофильма на медицинскую тему, где в титрах бы значилось: режиссер – Никита Михалков. Или я ошибаюсь?
– К сожалению, кинолент о врачах у меня нет, этой темы не касался. Но в фильме «Цитадель» – продолжении «Утомленных солнцем» есть замечательные фрагменты о медицинской сестре, которая на поле боя – в огненном аду оказывает помощь тяжелораненым.
– Коли мы коснулись медицинской темы, вы сами обращались за помощью к врачам?
– Да. И неоднократно! За их знания и высокую квалифицированную помощь – моя им благодарность! Считаю, что появление в структуре российского здравоохранения семейного врача – большое достижение отечественной медицины. Именно он может глубоко и всесторонне знать состояние здоровья своих пациентов.
– Вы сумели сохранить свой организм здоровым. Как вам это удалось?
– Каждое утро я уделяю время движению, своему телу – воплощаю элементы лечебной физкультуры, которые разработал по совету докторов. Активная ротация позвоночника, таза, суставов, с растяжением мышц в одну и другую сторону. Потом релаксация. Перед сном – обязательно ходьба.
– Ваши увлечения?
– Люблю очень природу. Увлекаюсь охотой, рыбалкой… Но на это не всегда хватает времени.
Беседу вел Николай СУЛИМ.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru