Вы здесь

Биотерроризм: рука на кнопке

Александр Кузьминов – бывший высокопоставленный офицер советской Службы внешней разведки, сотрудник секретного управления «С», которое кроме всего прочего курировало получение разведывательной информации о создании за рубежом биологического оружия. В 1992 г. он добровольно уволился из органов, а через полтора года легально эмигрировал с семьей в одну из зарубежных стран. Работает там в Министерстве здравоохранения, занимается проблемами здоровья людей. Подготовил докторскую диссертацию по международному законодательству в области биотехнологии.

Никакого предательства

Недавно у него в Лондоне вышла книга «Биологический шпионаж. Спецоперации советской и российской внешней разведки на Западе». Как заявил автор, «мир должен знать о потенциальной опасности биологического терроризма».

Дело в том, что Александр Кузьминов по службе был осведомлен о целой сети агентов-нелегалов, живущих и работающих в разных уголках мира. Потому после выхода книги его постоянно спрашивают, а не было ли у него искушения выдать агентов. На что бывший сотрудник КГБ ответил: «Для чего называть их имена? Для того чтобы они были отозваны из стран, где они работают, испортить им карьеру? Да, работаю в подразделении, которое могло бы представлять интерес для моего бывшего отдела. Но сейчас я защищаю интересы той страны, где я живу, при получении гражданства я принял присягу, которую не могу нарушить».

Как поет Алла Пугачёва, «я просто смех». Да если бы к нам попал сотрудник ЦРУ, знающий столько секретов, сколько знает Александр Кузьминов, из него бы вытянули (выбили бы) всю информацию, попутно сделали инвалидом и на прощание сгноили бы в лагерях. Кстати говоря, во время существования токсикологической лаборатории при МГБ был создан препарат, который развязывал язык любому во время допросов. Есть и такие известные факты... Один из лидеров Русского общевоинского союза генерал Александр Кутепов был одурманен психотропным веществом на наркотической основе и похищен из Парижа в 1930 г. Кстати, он и умер от передозировки – возник сердечный приступ. Также был похищен и вывезен из Парижа в 1937 г. один из лидеров Белого движения генерал Евгений Миллер. Позже его казнили в России. Архиепископ украинской католической церкви Теодор Ромжа был убит в 1947 г. путем инъекции яда, предоставленного руководителем токсикологической лаборатории МГБ полковником Майрановским. Ввела яд медицинская сестра, сотрудница МГБ. В 1978 г. болгарский писатель и диссидент Георгий Марков был убит в Лондоне с помощью крошечных гранул рицина, всё необходимое (укол специальным зонтом) было изготовлено в указанной лаборатории. Сорвалась попытка уничтожения таким образом второго президента Афганистана Амина, и только потому, что он поменял свою еду.

Итак, начнем с истории «лаборатории Х» управления «С».

Спецлаборатория органов госбезопасности

...Я до сих пор прохожу мимо этого густо зарешеченного здания в Варсонофьевском переулке с некоторым чувством страха, невольно представляя, чем занимались ученые в белых халатах (медики и биологи) за этими узкими окнами.

С начала 20-х годов профессор Игнатий Казаков начал исследовать яды. Формально лаборатория находилась при Всесоюзном институте биохимии, но ее патронировало ОГПУ. Как водится, Казакова расстреляли в 1938 г.  обвинив в умерщвлении Менжинского, Куйбышева и Максима Горького.

Перенесемся от Казакова на некоторое время вперед. В 1943 г. руководитель лаборатории Г.Майрановский получил звание полковника, стал доктором медицинских наук и профессором. Как водится, его тоже арестовали, уже в 50-е годы. На допросах он признал, что яды иногда испыты-вались на заключенных, приговоренных к высшей мере наказания. Кроме того, с помощью ядов проводилась ликвидация неугодных лиц. Печально известный генерал П.Судоплатов, отсидевший 15 лет, лично контролировал работу токсикологической и бактериологической лабораторий. В частности, медиками был обнаружен «замечательный» факт: под влиянием некоторых психотропных веществ подопытный начинает откровенно говорить, болтать. Это обстоятельство немедленно стали использовать при допросах и похищениях нужных людей.

Майрановскому в связи с арестом заместителя министра госбезопасности Рюмина не смогли предъявить всех обвинений с тем, чтобы расстрелять, и потому приговорили к 10 годам тюрьмы. После выхода на свободу в 1962 г. он некоторое время работал в одном из НИИ Махачкалы, ему запрещалось жить в столицах СССР. Умер в 1964-м. Судоплатов умер в 1996 г. в возрасте 89 лет. Бывший министр госбезопасности В.Меркулов, курировавший «лабораторию Х», расстрелян в 1953 г.

А что сейчас? По слухам, «разработкой биологического и токсинного оружия для тайных операций на Западе» органы безопасности занимались до недавнего времени, что не скрывает бывший офицер КГБ Александр Кузьминов.

Новое поколение биологического оружия

В связи с выходом книги Кузьминова «Биологический шпионаж» за рубежом у него было взято несколько интервью журналистами радиостанций «Свобода» и «Голос Америки». А коли сам ученый-биолог недоступен, то мы аккуратно воспользуемся фактами из этих интервью.

Итак, в целом книга Кузьминова, по некоторым данным, проживающего сейчас в Новой Зеландии, посвящена деятельности советской и российской разведок по планированию и подготовке актов биологического терроризма и саботажа на Западе в случае начала новой войны. То есть функция исключительно оборонительная. Кроме того, повествуется о методах по добыванию иностранной промышленной информации и вербовке агентуры. Вот что сказал Александр Кузьминов радиостанции «Свобода»:

«Наш отдел, где я работал, был очень хорошо и достаточно осведомлен, чтобы составить ясное представление с какими микроорганизмами ведутся работы в секретных военных лабораториях и в Англии, и в Америке. Мы хорошо представляли потенциал биологического оружия и средств и способов защиты от него. Знания, которыми мы обладали, позволили Советскому Союзу в то время создать свое собственное биологическое оружие...»

Я, автор этих строк, попытался вычленить так называемую медицинскую составляющую из рассказа Александра Кузьминова. И вот что вышло: «Мы готовили специалистов-нелегалов, которые обладали такими специальностями, как биология, медицина. Это сложная задача, но такого рода люди дополнительно готовились». Кузьминов подчеркивает, даже сейчас, с развитием космической разведки, агенты-нелегалы играют наиважнейшую роль. Они могут настолько глубоко проникнуть в жизнь и секреты стран проникновения, что невозможно никакому космическому аппарату. Если говорить о профессионализме сотрудников 12-го Управления, то Александр Кузьминов просто восторгается моральным и интеллектуальным уровнем своих коллег. «...особенно, когда нашим руководителем был полковник Юрий Щербаков. Он умел работать и как-то объединить людей на выполнение задачи... У нас было несколько человек с научными степенями, то есть люди, получившие прекрасное образование, геологи, медики».

Не обходилось и без трагедий. Дело в том, что из Британии или Германии раз в месяц из агентуры уходила в Москву «посылка-пакет» с живыми биологическими микроорганизмами. Двое из коллег Александра Кузьминова, регулярно получавшие эти посылки, внезапно умерли при загадочных обстоятельствах, вероятно, смертоносные вещества просочились из контейнеров.
 
Отказ от карьеры

Корреспондент «Голоса Америки» с завидным упорством пытался выяснить у Кузьминова, почему тот отказался от блистательной научной карьеры и стал служить в КГБ, удовлетворил ли он свои амбиции. Вопрос очень интересный. И хотя интервью состоялось 5 лет назад, ответ бывшего разведчика интересен и сейчас, тем более что других источников не существует.

«Прежде всего, конечно, романтика. Я хотел защищать интересы своего государства и служить Отечеству...»

Своими словами перескажем суть научной деятельности Кузьминова. Тема диссертации молодого аспиранта лежала в совершенно новой области, связанной с компьютерной молекулярной биофизикой, созданием новых молекулярных веществ с запланированными свойствами. Теоретически 20 лет назад считалось, что результаты исследований Кузьминовым могут быть использованы для создания нового поколения биологического оружия. Покинув Россию, Кузьминов продолжал поддерживать отношения со своим бывшим научным руководителем, и даже когда тот приехал с делегацией в Германию, внимание всех фармакологических компаний привлекла тема, которой занимался много лет назад 12-й отдел Управления «С» КГБ. И сейчас это направление активно развивается в области биотехнологии и фармакологии. Потенциальная угроза животным и растениям от создания биологических веществ с запланированными свойствами остается и будет, наверное, оставаться всегда. Надо только благодарить Бога, что эти технологии пока не доступны тому же Бен Ладену, талибам и прочим негодяям.

Еще о мотивах написания книги о биологическом шпионаже: «... акты биологического терроризма... были осуществлены на территории США за последние несколько лет... И когда я увидел, насколько легко были осуществлены эти акции, я понял, что должен сказать людям о страшном, ужасном несчастье – биологическом терроризме. До публикации книги я жил в прекрасной стране, у меня была спокойная, нормальная жизнь, интересная работа. Сейчас я получаю много звонков, предложений рассказать более подробно о том, что я написал в книге. Тем не менее я как человек, который был вовлечен в проблемы биологического шпионажа, решил, что мир должен знать о потенциальной опасности биологического терроризма».

Лакомый кусок – военно-медицинские лаборатории

Туда во что бы то ни стало стремились попасть агенты-нелегалы, потому что порою даже добыть безобидные на первый взгляд научные отчеты содержали «между строк», например, способы защиты в армиях от потенциального «химического» противника. А это, в свою очередь, был повод создать советское биологическое оружие, против которого армия потенциального противника была бы беспомощна. Заказчиком выступало Министерство обороны.

Многие специфические задачи разведки стали всё чаще решаться под коммерческим прикрытием - одно из современных новых направлений. Это позволяет разведчику быть более свободным в передвижении и общении, помогает конспирации.

По каналу «Волна» сведения передавались через «Аэрофлот», где один из пилотов пассажирского самолета был сотрудником разведки. В США в свое время находилась группа российских врачей, изучавшая американский опыт в решении проблемы с вирусом птичьего гриппа. Вменялось ли членам делегации «попутно» кое-что выяснить для разведки. Вот что ответил Александр Кузьминов: «Это довольно сложно. Для того чтобы получить информацию, нужна агентура из числа иностранцев, которая работает очень тонко, и прежде всего нужно использовать нелегалов – людей, которых обнаружить весьма и весьма сложно и даже практически невозможно... Кстати, нет ясного и точного определения биологического оружия ни у специалистов по оружию, ни в конвенции по запрещению бактериологического оружия».

Последняя глава в книге Кузьминова называется так: «Достижима ли международная биологическая безопасность?» Автор сейчас, работая в Министерстве здравоохранения, отвечает за ряд проблем, связанных с защитой здоровья человека, в том числе и от деятельности агентов, которые теоретически могли быть использованы против человека. Что-то сдвинулось... Скажем по инициативе стран НАТО создан информационный центр по контролю за активностью потенциальных групп, которые могут использовать биологическое оружие.

Еще интересный вопрос сотрудника «Голоса Америки»: «Кое-кто сравнивает вашу книгу со знаменитыми мемуарами профессора Холодова и с написанной четыре десятилетия спустя книгой Судоплатова. Как вы думаете, почему вашей книге дана столь высокая оценка?»

Так вот, Кузьминов ответил так: «Надеюсь, что после прочтения моей книги читатели сами ответят на этот вопрос. Мне лестно слышать эти слова... В своей книге я постарался не только рассказать о прошлом, но и проанализировать проблемы биологического терроризма. Я надеюсь внести свой вклад в предотвращение угрозы биотерроризма и заканчиваю книгу на оптимистической ноте».

Вся беда в том, что книга Кузьминова вряд ли в ближайшем будущем выйдет в России, ибо пусть и косвенно, но она раскрывает некоторые секреты деятельности российской разведки.

Владимир ХРИСТОФОРОВ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru