Вы здесь

Татьяна САМОЙЛОВА: Самое главное, чтобы человек ценил и берег свое время

Прибыв в назначенный Т.Самойловой час для интервью, я встретил в ее квартире съемочную группу, которая запечатляла для истории лауреата Каннского кинофестиваля, ее награды. А также, как в свои 75 лет она по утрам делает не только гимнастические упражнения, но и разминку балерины! С этого интересного факта и началась наша беседа.

- Татьяна Евгеньевна, я читал, что вы в школьные годы успешно окончили балетную студию при Музыкальном академическом театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко и что вас приглашали учиться в студии при Большом театре...

- Да, балету я отдала 14 лет, учась в разных студиях и школах, и даже поступив в Театральное училище им. Щукина, продолжала эти занятия. Но никогда в жизни я не хотела стать профессиональной балериной. Это были просто занятия-тренировки для души и тела.

- В Союзе кинематографистов вас назвали никогда не унывающим человеком.

- Я всегда придерживаюсь одного мнения и не устаю об этом говорить - самое главное, чтобы человек берег свое время. К сегодняшнему дню отношусь довольно равнодушно. Потому что очень много моих ровесников, друзей уже ушло из жизни. Особенно тяжела потеря родителей. Но зато есть брат, сын, внучка. Вот это то, чем я живу сегодня, стараясь не унывать, радуясь происходящему.

Для такого оптимистичного взгляда на жизнь, несмотря на многие невзгоды, есть немало оснований, в том числе, возможно, наследственные. Моя мама Зинаида Ильинична Левина - из Польши. Так что я вообще не русская, а полька, не москвичка, а ленинградка, родившаяся в Сестрорецке. В Москву меня мой папа, актер Евгений Самойлов, привез в возрасте двух с половиной лет. За роль в фильме «Щорс» он получил премию, «разбогател». А потом началась война. Папа участвовал в съемках военных кинофильмов, и нас эвакуировали вместе с сотрудниками киностудии и Третьяковской галереи не на Урал, а на Кавказ. По дороге поезд часто бомбили, увиденного забыть нельзя, и это, наверное, тоже закалило мой характер.

- Что еще осталось в памяти от детства?

- Общение с моей замечательной бабушкой, ученым-медиком Розалией Григорьевной Паперной. Я обожала ее, хотя и знала, что она во многом была не согласна с Лениным, даже когда-то скрывалась от большевиков.

- Не могу удержаться от просьбы: расскажите хоть немножко о вашем отце - замечательном артисте Евгении Самойлове, чьи роли так полюбились нашим зрителям.

- Да я и сама, считая его гениальным актером, не устаю восхищаться его игрой в фильмах «Сердца четырех», «В 6 часов вечера после войны» - какие прекрасные образы, им веришь. В жизни же он был очень строгим человеком. В возрасте 62 лет стал членом КПСС, что еще больше связало его работой в искусстве, на семью времени не оставалось.
Он умер ночью в возрасте 94 лет. За поминальным столом все встали и сказали: «Вот и всё, вот и кончилось наше искусство».

- После окончания Щукинского училища в 1957 г. вы сыграли одну из самых главных своих ролей - Веронику в фильме «Летят журавли», поставленную М.Калатозовым по пьесе В.Розова «Вечно живые».

- Признаюсь, я не очень люблю Виктора Сергеевича Розова как драматурга и писателя. Что касается образа Вероники, то мы его сами сочиняли и придумывали вместе с режиссером Михаилом Калатозовым. Когда всё это увидел Розов, то сказал, что ему такой образ не нравится, а роль должна играть актриса Елена Добронравова. Режиссер же отверг это предложение, сославшись на высокий рост этой актрисы. В нашем варианте, сказал он, есть и трагизм, и юмор, и отчаяние, и всё это - Татьянино. И Розов потихоньку от меня «отстал». Затем в каждый свой юбилей он приглашал меня в ЦДРИ и просил рассказать о фильме «Летят журавли». А таких девушек, как Вероника, - жертв войны было много. Я воспроизвела ее хрупкое, поверженное войной существо, осиротевшее в одночасье.

Роль Вероники я не могу разделить на какие-то отдельные эпизоды и сцены. Люблю ее целую, такую как она есть - со всеми ее мыслями, точками зрения, темпераментом, страстью.

- А та слава, которая пришла к вам после фильма «Летят журавли», принадлежит...

- Конечно же, и режиссеру М.Калатозову, с которым мы работали в абсолютно полном контакте. Он мне говорил: «Предлагай мне рисунок своего образа, и то, что мне понравится, буду снимать!» Дело в том, что я представительница актрис образного искусства, лирико-драматическая.

- Едва ли не вершиной вашего творческого мастерства стала главная роль в вышедшем в 1969 г. фильме «Анна Каренина» режиссера Александра Зархи. Как тогда писала пресса, многие считали вас внешне неподходящей для этого образа: «вместо русской красавицы -женщина с чуть раскосыми глазами»...

- Я отдыхала на юге, когда получила телеграмму от Зархи, что меня будут снимать в этой роли. Отдых закончился, и я приехала на студию «Мосфильм». Начались пробы, в которых участвовали многие известнейшие актеры: Н.Черкасов, В.Лановой, О.Стриженов, М.Козаков.

Потом мы уехали в Переделкино, где создавался сценарий. Перечитала его основательно. Познакомилась с народным художником СССР Юрием Пименовым, который нарисовал мой портрет в платье Зинаиды Райх для моей роли в этом фильме. Началась работа, которая продолжалась целых четыре года. Вспоминаю, как Зархи рассказывал, что его тысячу раз спрашивали, почему он выбрал на роль Анны Карениной именно меня. Он отвечал, что погоня за банальной красавицей упростила бы этот дорогой для всех образ, лишила бы его пленительного своеобразия и той загадочности, которые были в Анне. А как прекрасно сыграл роль Каренина народный артист СССР Николай Гриценко!

- Да, киноведы отмечают, что «Анна Каренина» была второй, после «Войны и мира» Ф.Бондарчука, по посещаемости зрителями экранизацией русской классики. Особенно мне запомнились последние кадры.

- Под поезд я не бросаюсь. Просто слышу оглушающий меня звук приближающегося паровоза. Крещусь и говорю: «Ну вот и конец». Режиссер согласился с моей трактовкой финальной сцены.

- Французская пресса тогда писала про вас: «Прекрасно сложенная, с поступью королевы, с теплым и лучистым взглядом карих глаз - это пленительная во всех отношениях Анна Каренина». ...А каких российских киноактеров вы считаете наиболее яркими?

- Вячеслава Тихонова, Василия Ланового, Алексея Баталова, Василия Ливанова... Из операторов хочу назвать Сергея Павловича Урусевского, снимавшего фильм «Летят журавли». Он не только великий оператор, но и художник.

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние российского кинематографа?

- Наша кинематография на подъеме. Много хороших фильмов, молодых актеров и режиссеров. Новые интересные страницы открывает и российское телевидение.

- Татьяна Евгеньевна, известно, что ваш сын - медик. При том, что семья - артистическая.

- С раннего детства Дмитрий мечтал стать доктором. В 5 лет говорил: «Мама, ты мне готовишь еду, а я тебе приготовлю лекарства». Мы с моей мамой Зинаидой Ильиничной до 18 лет опекали Диму. После окончания мединститута он стал нейрохирургом. Сейчас живет и работает в Детройте, США. За успешную работу его наградили уже тремя медалями.

Ну а тому, что Митя продолжил наш род - у меня появилась замечательная внучка Танечка, - я безумно рада. Она уже два раза приезжала в Россию. Хотя ей всего 5 лет. А с Митей мы вместе отмечали новогодний праздник в 2008 г.

- Какие у вас есть увлечения в жизни?

- Учась в школе, умела красиво шить и вышивать. До сих пор обожаю играть в пинг-понг. Особенно, когда отдыхаю в Звенигороде. А в Москве бываю в парке у стадиона «Динамо», там тоже собираются поклонники этой игры.

Кстати, там же занимается спортом и мой горячо любимый младший брат Алексей Евгеньевич Самойлов. Он тоже артист, снимался в кино, играл в «Современнике» и в Малом театре, достойный папин ученик.

Правда, недавно я страшно переволновалась за него. Его прооперировали, и после операции он два дня спал. Думала, что сойду с ума от страха. К счастью, всё обошлось. И еще открою вам маленький секрет - я охотно согласилась дать интервью для вашей газеты потому, что недавно получила огромный подарок...
 
- То есть?

- Любому человеку в возрасте, наверное, приходится покупать лекарства, а они сейчас очень дорогие. А недавно мне позвонили из Министерства здравоохранения и социального развития РФ и сказали, что на два года 80 актерам кино, в том числе и мне, выдадут специальное разрешение на бесплатные лекарства. Укажут номера аптек, откуда после телефонного звонка их доставят ко мне домой. Как этому не обрадоваться?

- Есть ли у вас среди медиков друзья, знакомые?

- Я навсегда прикреплена к 57-й городской клинической больнице. Там применяют самые новейшие методики, работают замечательные специалисты. Недавно я прошла курс физиотерапевтического лечения. Со мной работают чудесные врачи: терапевт Илья Дорофеевич Копылов и пульмонолог Александр Григорьевич Чегалин.

Обращаться за помощью к медикам мне пришлось с детства - у меня была очень длинная шея, колоссальные гланды, в которых образовывались пробки - врачи их промывали. Сейчас я это делаю сама.

Бесконечно благодарна сотрудникам неотложной помощи, которые приезжают ко мне и вводят препараты, без которых я просто не смогла бы нормально существовать. Дело в том, что я родила довольно крупного мальчика - при росте 57 см он весил 4 кг 900 г. На теле остались три колоссальных шва, которые до сих пор не дают мне покоя. После уколов я прекрасно себя чувствую. Так что, как видите, мне есть, за что быть очень благодарной медикам.

- И чтобы вы им пожелали?

- В своих профессиональных делах быть первыми в мире. Пока же, как мне сказал Митя, российская медицина в мировом рейтинге занимает лишь шестое место. Вероятно, есть какие-то недочеты, которые, я уверена, горячо мною любимые российские медики смогут устранить, и желаю им в этом успехов!

Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru