Информируя главу государства об итогах 2012 г., В.Скворцова отметила, что «за последнее время усилились положительные тенденции в здравоохранении, которые отмечают и пациенты и медицинское сообщество». Поскольку статистических данных за минувший год ещё нет, глава Минздрава оперировала результатами 11 месяцев, в течение которых в стране продолжалось снижение смертности при всех основных заболеваниях: органов кровообращения – почти на 4%, инсультах – на 8%, туберкулёзе – на 11%, от внешних причин – на 5,6%.
В связи с переходом с января 2012 г. на регистрацию 500-граммовых детей ожидалось очень высокое повышение младенческой смертности. По прогнозам российских экспертов, ориентировались на 30-35%, но она вы росла до 8,8 на тысячу родившихся живыми, то есть на 18%.
– Зарплата насколько выросла? – поинтересовался В.Путин.
– На 13% – у врачей, сейчас она составляет 32,7 тыс. руб., то есть это 123% от средней по экономике страны. И у среднего медицинского персонала – на 17%, до 19 тыс. руб., это примерно 72% от средней по экономике.
Как сообщила министр, за последние 7 месяцев Минздрав России проанализировал ситуацию в здравоохранении каждого региона, в 65 субъектах Федерации прошли ком-плексные проверки. Согласно указу Президента РФ, вместе с регионами разработана и в декабре утверждена Правительством РФ госпрограмма «Развитие здраво охранения до 2020 г.» Основные цели её, по словам В.Скворцовой, «достаточно амбициозны: мы должны увеличить продолжительность жизни россиян более чем до 74 лет, укрепить в целом здоровье и снизить смертность от всех заболеваний более чем на 15%».
Достичь этих рубежей предусматривается, прежде всего, формированием здорового образа жизни и единой профилактической средой на основе очень тесного межведомственного взаимодействия и взаимодействия с общественными организациями. Это возвращение уже с января этого года к всеобщей диспансеризации населения, которая будет ежегодной для детей и регулярной для взрослых, это целая система мер по повышению качества медицинской помощи и её доступности.
В.Скворцова отметила чрезвычайную важность подпрограмм «Материнство и детство». В комплекс мер по её выполнению входит продолжение развития инфраструктуры акушерской и педиатрической службы и, согласно поручению главы государства, разработка специальных мер по укреплению здоровья детей-сирот.
Говоря о материально-технической базе, министр отметила, что если на начало 2011 г. в среднем по отрасли износ инфраструктуры составлял чуть больше 54%, то для системы материнства и детства он был выше 70%. Благодаря программам модернизации за 2 года было отремонтировано и переоснащено более 110 тыс. детских и акушерских коек, открыто почти 7 тыс. высокотехнологичных коек.
В.Скворцова информировала Президента РФ, что вместе с субъектами Федерации министерством составлен пока предварительный перечень тех учреждений, перинатальных центров, детских больниц и детских реабилитационных подразделений, которые необходимо либо построить, либо реконструировать или отремонтировать. Региональные программы развития здравоохранения планируется утвердить до 1 мая, определив объём необходимых инвестиций, прежде всего в материнство и детство.
Глава Минздрава России напомнила, что, согласно указу Президента РФ, подготовлены Стратегия лекарственного обеспечения до 2025 г. , план по её реализации. Начинается их реализация, продумано несколько пилотных проектов по новым методам формирования и удержания цен на лекарства, по устранению межрегиональных различий по лекарственному обеспечению, особенно льготных категорий граждан. «Уже до 2015 г., мы надеемся, нам очень многое удастся сделать», – подчеркнула В.Скворцова.
Что касается совершенствования медицинского образования, по вышения квалификации ме-диков и кадрового обеспечения системы здравоохранения, то в соответствии с указом Пре-зидента РФ, сотруд ничая с ме-дицинским профессиональным сообществом, Минздрав пред-ставит до 1 мая 83 программы совершенствования кадровой политики в регионах.
Также по указу главы подготовлена и утверждена Правительством РФ Стратегия развития медицинской науки до 2025 г. Эта программа будет реализована в два этапа, но все основные преобразования (организационные, нормативные, инфраструктурные, кадровые) намечено завершить в 2015 г. «Это позволит нам полностью сбалансировать систему (программу) государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи россиянам и её базовую часть, касающуюся обязательного медицинского страхования, – полагает глава Минздрава. – Таким образом, мы перейдём на полное финансовое наполнение тарифа в соответствии с порядками и стандартами, которые с января этого года становятся едиными на территории нашей страны». Это же позволит и существенно улучшить положение медицинских работников, поскольку заработная плата – часть этого тарифа. По словам министра, к 2015 г. планируется выйти на зарплату врачей в 137% от средней зарплаты по экономике, для младшего и среднего медперсонала – более 70%.
Начиная с 2016 г. качественный потенциал здравоохранения будет увеличиваться прежде всего путём расширения тех перечней лекарств и медицинских технологий, которые государство гарантирует. «Мы предполагаем развитие по модернизационному сценарию, который потребует некоторого увеличения финансового наполнения, но при условии оптимизации отрасли, – заявила глава Минздрава. – И в этом случае мы надеемся, что не просто решим те задачи, которые поставлены перед нами, но и выведем нашу систему здравоохранения на передовые рубежи».
– А что у нас со стандартами? – задал вопрос В.Путин.
– В настоящее время 775 стандартов утверждено и будет утверждено ещё около 25. Всего 800. С июня мы полностью провели ревизию всех стандартов, которые готовились в течение 2 лет, – доложила В.Скворцова. – Мы разработали системы электронных классификаторов и обсчитали стоимость каждого стандарта. Это позволило нам в пересчёте на данные медицинской статистики просчитать стоимость, во-первых, каждой нозологической формы и стоимость всей медицинской помощи, которая необходима россиянам. Таким образом, на сегодняшний день эта стоимость нам известна. Она ложится в основу формирования про граммы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. К ней прибавляется небольшой люфт на широкомасштабные профилактические мероприятия. И он тоже сформирован. Министр отметила, что фактически за полгода удалось не только изменить систему обоснования финансового наполнения всей системы здравоохранения, но и разработать на основе клинико-статистических групп методику правильного доведения денег до каждого ЛПУ в зависимости от его профильности и особенности контингента. «И уже с 2013 г. мы внедряем, таким образом, «петлю» финансового обеспечения, которая связана с обоснованием на основе стан-дартов, за тем валового коэффициента, который позволяет распределить деньги между регионами и внутри каждого региона – клинико-статистические группы с доведением до каждого конкретного учреждения, – сказала В.Скворцова. – С этой задачей мы справились, согласовали все эти методы со всеми субъектами Российской Федерации, они одобрены и приняты регионами».
В течение 2013 г. предусмотрено полностью сформировать общенациональные клинические рекомендации.
– Как в программе предполагается решить вопросы с сельской медициной? Есть у вас рекомендации для этой части? – спросил В.Путин.
– Есть, – ответила глава Минздрава. – Во-первых, целый блок программы (подпрограмма) посвящён развитию первичной медико-санитарной помощи в разных условиях, в том числе в условиях сельской медицины, в условиях, так скажем, не самой совершенной транспорт ной инфраструктуры и достаточно низкой плотности населения. Для того чтобы вопросы были решены, разрабатываются индивидуализированные программы, пересматриваются все нормативы на создание учреждений первого уровня, несколько меняется соотношение врачей и среднего медицинского персонала для сельской местности, совершенно особо решается вопрос по лекарственному обеспечению населения.
За последние два года мы существенно расширили сеть ФАПов, врачебных общих практик, а также врачебных сельских амбулаторий. Благодаря принятым решениям сформированы специальные аптечные пункты на территории ФАПов, были специально разработаны программы по повышению квалификации фельдшеров, которые работают, с тем чтобы они могли сами продавать лекарства.
Особая тема – это развитие системы скорой помощи на селе. То, что в рамках программы модернизации 119 тыс. машин скорой помощи были оснащены системой ГЛОНАСС, очень выручает сельскую медицину, поскольку позволяет передавать на расстоянии электрокар диограмму в центральную районную больницу, круглосуточно консультировать и, таким образом, правильно начинать лечение больных прямо на месте, дома или в машине скорой помощи. В общем, разные аспекты.
- Как, вы думаете, будет расти заработная плата медперсонала и средних специалистов в наступившем 2013 г.? Предварительные расчёты какие, прогнозы? - задал вопрос Президент.
– Мы думаем, что обеспечим примерно 7-8% роста за год, – подчеркнула В.Скворцова. – Хотели бы, чтобы само повышение заработной платы было гармоничным фрагментом повышения тарифа медицинской помощи как компонент этого тарифа, чтобы это не было каким-то искусственным дополнением к оплате медицинской помощи.
В настоящее время система наполнения обязательного медицинского страхования так выстроена, что мы совершенно точно этого добьёмся.
До 2015 г. мы чётко себе представляем в рамках бюджетного планирования, каким образом у нас будет наполняться система, в том числе увеличиваться заработная плата. Несколько слож нее пока прогнозировать ситуацию с 2016 г. Здесь есть несколько возможных сцена-риев, которые мы готовы доложить.
– Хорошо, – согласился В.Путин. И сказал в завершение встречи: – Мы и с вами обсуждали, и с руководством правительства говори ли о том, насколько эффективно (и вы сейчас тоже об этом вначале сказали) работают перинатальные центры для того, чтобы свести к минимуму материнскую, детскую смертность. Там, где уже созданы эти центры, эффект очевидный. Мы с вами договаривались о том, что вы проанализируете другие регионы Российской Федерации, где таких центров пока нет, и сделаете предложения по поводу того, как, какими темпами и в каких регионах, что нужно сделать для того, чтобы эту программу двигать дальше. Может быть, не так масштабно, как мы это делали в предыдущие годы, имея в виду, что было четыре федеральных центра и все остальные – региональные, посмотреть на возможное участие самих регионов, выставить приоритеты и сделать соответствующие предложения. Я вас прошу активизировать эту работу.
Отчёт о встрече подготовил
Константин ЩЕГЛОВ,
обозреватель «МГ».