09 ноября 2024
Музей-институт семьи Рерихов был основан в С.-Петербурге в 2001 г., однако к этому времени все адреса Рерихов в этом городе были заняты под различные учреждения. Обустроить музей там не представлялось возможным. Тогда и было выделено под него здание на углу 18-й линии Васильевского острова и набережной Лейтенанта Шмидта, которое до сих пор известно в народе как «дом Боткина».
Утраченная коллекция
Понятно, что на новоселах лежала с этого момента особая ответственность. И не знать об истории самого дома, равно как и о семье Боткиных в сложившейся ситуации было недопустимым. Поэтому Музей-институт семьи Рерихов стал одновременно и центром сбора материалов об одной из самых неординарных, можно сказать блестящих, фамилий России - Боткиных.
Итак, у дома застройки начала XVIII века (по проекту архитектора Ж.-Б.Леблона под руководством Доменико Трезини) было много хозяев до того, как его купил в 1883 г. Михаил Петрович Боткин, старший брат выдающегося врача. Он переделал его внутри, оформил в своем вкусе интерьеры и надстроил третий этаж. В доме на набережной Невы располагались уникальные коллекции русской живописи, византийского и западноевропейского искусства, изделия из дерева и слоновой кости, светильники, которые были собраны Михаилом Петровичем. Жемчужиной собрания была так называемая Ивановская комната, в которой находилось более 100 эскизов Александра Иванова, в том числе его работы палестинского периода. Михаил Петрович и сам прекрасно рисовал, в Музее-институте семьи Рерихов экспонируется написанный его рукой портрет дочери Любы, его работы находятся в различных музеях страны - в Государственном Русском музее, в Омском музее изобразительных искусств, в Нижегородском художественном музее, в Угличском художественно-историческом музее, в С.-Петербургском музее истории религии и атеизма, в зарубежных музеях, а также в частных коллекциях.
До октября 1917 г. по воскресеньям в дом Боткиных можно было приходить как в музей. Коллекция считалась одной из лучших в Петербурге. Однако ее участь оказалась печальной: после революции она была разобщена и частично утрачена. Остатки ее сейчас находятся в Эрмитаже (терракотовые этрусские маски, византийские эмали на золоте, французские и немецкие эмали, и итальянская майолика эпохи Возрождения, сасанидское блюдо), Русском музее и т.д. Некоторые шедевры в первые годы советской власти продали за рубеж, среди них были картины Андреа Мантеньи, Сандро Боттичелли и «Богоматерь с младенцем» великого Бернардино Пинтуриккио, о которой напоминает сделанная М.П.Боткиным для каталога цинкография и местонахождение которой неизвестно. Интересно, что впоследствии сын одной из дочерей М.П.Боткина, оказавшийся в Англии, совершенно случайно нашел в одной из частных коллекций византийские эмали своего деда.
Михаил Петрович с юности много путешествовал по Европе, а в России официально занимал одновременно 18 должностей! С.П.Дягилев, шутя, любил их перечислять: почетный член и непременный член Совета Императорской Академии художеств, директор Художественно-промышленного музея и вице-президент Императорского Общества поощрения художеств, член других обществ, как русских, так и иностранных. Он участвовал в различных комиссиях (Археологической, Больничной, в комиссии Академии художеств по закупкам для Русского музея, в комиссии по реставрации Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля и пр.), в комплектовании и обработке коллекции Императорского Эрмитажа; в 1882 г. был распорядителем художественного отдела на Всероссийской промышленной выставке в Москве и издал на свои средства его каталог. Благодаря личной энергии Боткина художественный отдел превратился в центр всей выставки, а русское изобразительное искусство предстало во всем разнообразии его направлений. В 1888 г. М.П.Боткин участвовал в устройстве русского раздела на Международной промышленной выставке в Копенгагене. Помимо художественной и коллекционерской Михаил Петрович довольно активно занимался финансово-промышленной деятельностью, что давало ему значительные средства. Есть сведения, что он возглавлял несколько российских торгово-промышленных обществ, был членом совета Петербургского международного коммерческого банка от товарищества Ново-Таволжанского свеклосахарного завода и т.д.
М.П.Боткину был присвоен один из высших чинов в Российской империи - чин тайного советника. Он прожил долгую жизнь, скончавшись 22 января 1914 г., перед Первой мировой войной.
Кстати, в Императорском обществе поощрения художеств он работал вместе с Николаем Константиновичем Рерихом (в течение 18 лет), который неоднократно присутствовал на вечерах в доме Боткиных. Здесь гостями часто бывали художники, литераторы Серебряного века, представители петербургской интеллигенции. Рерих писал в 1934 г. в Пекине в «Цветах художества»: «Среди римских впечатлений восставали образы братьев Боткиных, последний из которых, Михаил Петрович, являлся преемником Григоровича по музею Общества [Поощрения Художеств]».
У Михаила Петровича Боткина и его жены Екатерины Никитичны, в девичестве Солодовниковой - из богатой купеческой семьи, был сын Сергей, скончавшийся в 27 лет от испанки, и четыре дочери - Любовь (умерла от аппендицита в 1920 г.), Елизавета (работала учительницей, умерла в блокаду), Екатерина (вышла замуж за полковника Николая Эндена и в 1918 г. эмигрировала во Францию), Елена (долгое время работала медсестрой, жила в своей квартире в бывшем доме отца, умерла в 1964 г.).
Медицинский род
Родоначальник знаменитой фамилии - Пётр Кононович Боткин - разбогател в начале XIX века на чаеторговле. Он основал в 1801 г. известную впоследствии чайную фирму «Пётр Боткин и сыновья», которая вела обширную торговлю с Китаем. От двух браков он имел 25 детей, из которых в живых осталось 9 сыновей и 5 дочерей. Разница между старшими и младшими детьми была велика. Самый старший сын Василий был старше самого младшего Михаила на 21 год, первый, по сути, заменил братьям и сестрам очень занятого отца и дал им прекрасное образование - приглашал лучших учителей, возил за границу. Очень образованный и одаренный Василий Боткин был музыкальным критиком и писателем, автором популярных в середине века «Писем из Испании», публиковал статьи о литературе и искусстве на страницах «Отечественных записок» и «Современника», дружил с Иваном Тургеневым, Тимофеем Грановским и Николаем Станкевичем. После своей смерти Василий Петрович завещал капитал в 70 тыс. руб. на поощрение наук и искусств, из них 10 тыс. - Московскому университету. Его опека над братьями и сестрами вылилась в то, что почти каждый из этого поколения Боткиных оставил след в русской истории, науке и культуре, многие из них были коллекционерами. Пётр Петрович продолжил купеческое дело отца, Мария Петровна была замужем за поэтом Афанасием Фетом.
Один из средних братьев, знаменитый врач Сергей Петрович Боткин часто бывал в доме на 18-й линии, а вот жить в нем довелось его внуку, врачу Сергею Дегтярёву, который и поныне здравствует в С.-Петербурге. Кстати, практически все потомки Сергея Петровича стали врачами.
Получилось, что и род Михаила Боткина так или иначе «вышел» на медицину. В самом начале Первой мировой войны на деньги Михаила Петровича, человека состоятельного и коммерчески очень «ловкого» (его за это упрекали), был организован санитарный поезд. Его дочь Любовь пошла туда работать сестрой милосердия. Замуж она вышла за врача Николая Николаевича Самарина. Впоследствии он стал профессором, председателем Общества им. Н.И.Пирогова и заведовал одной из кафедр хирургии Ленинградского государственного института усовершенствования врачей.
Семья одной из дочерей Сергея Петровича эмигрировала, потом вернулась в Россию. Именно эта ветвь сохранила много материалов, а когда дом занял Музей семьи Рерихов, то внуки выдающегося врача - Наталья Николаевна Немченко, Андрей Николаевич Дегтярев - стали сами приходить сюда и дарить ценные вещи и фотографии. Выставка, которая с осени 2007 г. вначале экспонировалась в самом музее, а затем в С.-Петербургском государственном университете, составлена фактически на основе этих даров.
- Образование Рерихов было далеким от медицинского, - рассказала нашему корреспонденту заведующая научно-методическим отделом Музея-института семьи Рерихов Юлия Будникова. - Тем не менее младший сын художника Святослав был страстным биологом. Когда в 1928 г. Рерихи основали в Индии Институт гималайских исследований, Святослав занимался лекарственными растениями этого региона, которые могут излечивать от рака и других тяжелых заболеваний. К сожалению, этот институт просуществовал недолго.
* * *
Сотрудники музея продолжают собирать материалы, связанные с семьей Боткиных, и, может быть, когда-нибудь эта благородная фамилия войдет в название музея. Нам, медикам, очень хотелось бы надеяться на это.
Альберт ХИСАМОВ, спец. корр. «МГ».
С.-Петербург.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru