Вы здесь

«Скорая» беспомощность

«Не забудьте табельное оружие» – таким «напутствием» будут скоро провожать на вызов дежурные бригады на станциях скорой помощи в Кузбассе. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев поручил ее администрации и Законодательному собранию региона разработать проект закона, который позволит сотрудникам службы «03» иметь при себе на работе в качестве средств самозащиты травматические пистолеты.

...Бригада «скорой» возвращалась с вызова, когда на одной из улиц областного центра машину остановил мужчина с ребенком. Едва фельдшер открыл дверь автомобиля, рядом возник еще один незнакомец, который, угрожая пистолетом, в грубой форме потребовал, чтобы медики немедленно убирались восвояси. Спорить с агрессивным гражданином они не стали, но когда фельдшер садился в машину, тот с размаху ударил его рукояткой пистолета по лицу. Пострадавший с рваными ранами лица был доставлен в больницу. Преступника – ранее судимого 40-летнего жителя Кемерово, вместе со своим знакомым пытавшегося скрыться от полицейских на иномарке, задержали: уходя от погони, автомобиль на полной скорости свалился в кювет.

Отпечатки пальцев на рукоятке пистолета (к счастью, он оказался пневматическим), который в пылу ярости выронил преступник, совпали с отпечатками задержанного. Да он и не отрицал своей вины: абсолютно трезвый, признанный вменяемым злоумышленник объяснил свою дикую выходку тем, что ненавидит всех врачей. Возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство».

Это далеко не первый случай нападения на бригаду скорой помощи в Кузбассе. Ранее после оказания помощи получившему передозировку наркоману здесь ударили ножом в живот 32-летнего фельдшера «скорой». А в Ленинск-Кузнецком разгоряченный алкоголем «пациент», предложив фельдшеру 300 руб. за то, чтобы его молодая коллега осталась оказывать помощь одна, потянулся за кобурой, когда тот заслонил коллегу собой…

И так – по всей стране. Вот только несколько цифр и фактов из чудовищной хроники последних лет.

Москва. «Меня убили» – это были последние слова 40-летнего врача столичной «скорой» Юрия Курашова, проработавшего на выездах 16 лет. Когда он оказывал в Солнцево помощь пьяной бомжихе, какой-то подонок ни с того ни с сего всадил ему в сердце нож.

А врач «скорой» Юрий Рогов пострадал, когда, прибыв по вызову (как оказалось впоследствии, ложному), вошел в подъезд многоэтажки. Вооруженный ножом мужчина ударил доктора и отобрал у него чемоданчик с медикаментами, включая 10 ампул с промедолом и морфином.

Нижний Новгород. 10 лет колонии общего режима сразу по четырем статьям УК получил 26-летний наркоман Дмитрий Максимов, взявший в заложники фельдшера скорой помощи Ирину Козлову. Приехав по вызову к якобы больной бабушке, она не смогла выйти из квартиры: преступник запер ее и 4 часа издевался, требуя, при ставив нож к горлу, наркотики.

Саратов. В 2007 г. на работников «скорой» нападали 7 раз, в 2008-м – 3, в 2009-м – 12, в 2010 г. было зарегистрировано 23 нападения.

Уфа. Больной, которого госпитализировали на «скорой», напал на медиков прямо в машине, избив и покусав их.

Барнаул. Группа подростков, выскочив на проезжую часть, остановила «скорую» и жестоко избила дежурную бригаду, нанесла медикам многочисленные ножевые ранения.

С пугающей регулярностью становятся у нас жертвами агрессивно настроенных граждан сотрудники скорой помощи. Причем не только на вызовах.

Например, прилично одетый мужчина 30-40 лет набросился с ножом на заместителя главного врача Центральной станции скорой помощи Тольятти Михаила Лапшина прямо в его рабочем кабинете. А в Туле родственники больного ворвались на станцию, облили бензином и подожгли диспетчерский пульт.

Хотя нападают на сотрудников «скорой» чаще с кулаками, некоторые пациенты, не отдающие отчета в своих поступках, используют «подручные средства» – бутылки, палки, ножи, вплоть до пистолетов. На станции скорой помощи в Великом Новгороде хранится огромная кувалда, с которой обрушился на медиков один из пьяных «больных». В Челябинске на медсестру кардиологической бригады «скорой» Екатерину Еремееву и ее коллег некий гражданин напал с топором…

Короче: «Осторожно! Пациент вооружен и опасен!» Врачи российской службы «03» делают десятки тысяч выездов в сутки (в Мос ве, например, – до 8 тыс.), всё чаще становясь жертвами хулиганов, психически нездоровых людей и преступников. Бригадам ведь не при ходится выбирать – они выезжают по вызову независимо от того, по ножовщина ли это, умирающий от передозировки зараженный СПИ Дом наркоман или получивший в «разборке» огнестрельное ране ние браток.

Сколько сотрудников «скорой» погибают или получают увечья во время исполнения своих профессиональных обязанностей, неизвес но. В Минздравсоцразвития России мне не смогли назвать эту цифру, а в МВД России сообщили, что учет преступлений ведется не по профессиям пострадавших, а по статьям Уголовного кодекса РФ. Так что реальную картину нападений на бригады и станции «03» можно представить, лишь исходя из конкретных примеров.

Медики «скорой» шокированы: никакой государственной программы их защиты от неблагодарных пациентов нет. В бронежилетах же, даже в кевларовых, они работать не могут, вот и приходится рас считывать только на себя – иных мер защиты, кроме как самооборона, у них нет. Когда двое наркоманов напали на врача станции скорой помощи Воронежа Евгения Прасолова и ударили его в лицо, сломав спинку носа, он смог дать им отпор. Прошедший и Афганистан, и Чернобыль доктор так разметал обоих нападавших, что они, как говорится, дали деру.

Но не у каждого же сотрудника «скорой» за плечами Афган…
 
Лет 10 назад в Благовещенске хотели было вооружить их газовыми пистолетами, но передумали: побоялись, что на них будут нападать как раз для того, чтобы это оружие отобрать. В Красноярске одно время выезды бригады «скорой» сопровождала милиция. Как результат только за первые две недели было предотвращено 70 (!) инцидентов.

Но привлекать теперь уже полицию к постоянной охране медиков – и дорого, и нереально. В Кировском районе С.-Петербурга сделали проще: бригады «03» оснастили «тревожными кнопками», нажав на которую можно было в случае крайней необходимости пере дать сигнал о ЧП на пульт дежурного в отделении милиции. Увы, через год обслуживание «кнопок» прекратилось…

На что только не идут в регионах, чтобы хоть как-то защитить медиков «скорой», какие только меры не предлагают для этого ее сотрудники! Обеспечить бригады наручникам, газовыми баллончиками, электрошокерами, обучить приемам рукопашного боя, придать, как у спасателей и сотрудников правоохранительных органов, особый статус – вот далеко не полный перечень таких предложений читателей «МГ». Милиционера ведь к каждому не приставишь.

«Несмотря на частые нападения на работников «Скорой помощи» на вызовах, повышенная ответственность за это (например, как у сотрудников милиции) не установлена, – обратились весной этого года врачи службы «03» Уфы с открытым письмом к Президенту РФ Дмитрию Медведеву. – Граждане, поступающие на службу в милицию, изначально осознают опасность своей работы, а мы идем работать, чтобы помогать больным людям, а получаем травмы и даже погибаем при этом. Специфика работы скорой помощи обусловли вает регулярные столкновения с криминальными ситуациями, с людь ми, не осознающими свои действия, но адекватной защиты для нашей жизни и здоровья закон не установил».

Но поможет ли вооружение врачей, как это намереваются сделать в Кузбассе, обеспечить их безопасность? «Мне кажется, это небезопасно для самих медиков, – считает главный врач клинической станции скорой помощи Кемерово Эдуард Землянухин, оставивший, кстати, после совещания у губернатора свой пост. – Представьте, девчонки-фельдшеры (а у нас большинство работников – женщины) ездят по вызовам ночью, ходят по темным подъездам... А их там уже встречают желающие завладеть оружием. Есть такая опасность. Ведь убивают же сотрудников полиции с этой целью».

Да и успеют ли медики, пусть даже обученные, применить пистолет? Как быть, скажем, в ситуации, подобной той, когда житель Владивостока в течение часа, угрожая двумя пистолетами, удерживал прие хавших к нему по вызову врача и фельдшера, выну див их, ссылаясь на острые боли в печени, вколоть ему обезболиваю щее и требовал снотворного?

Проблема не в защите врачей, а в состоянии общества. Станет наше общество лучше – и случаев нападения на людей (не только на медиков) будет меньше. А пока... Член Национального антитеррористического комитета, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин предлагает разрешить легальный оборот пистолетов и револьверов, фракция ЛДПР уже внесла в Госдуму РФ законопроект, разрешающий владение ими гражданам, отслужившим в армии. Сторонники легализации короткоствольного нарезного огнестрельного ору жия митингуют на Чистопрудном бульваре столицы, выложив на него швабры, веники, сковородки, скалки и прочие разрешенные «орудия» самообороны...

До медиков ли скорой тут?

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru