Вы здесь

Бей врачей, спасай Россию!

24 августа 1941 г. был созван митинг «представителей еврейского народа», на котором выступили с речами С.Михоэлс, И.Эренбург, П.Капица (единственный нееврей, участвовавший в деятельности комитета) и другие. Они призвали «братьев-евреев во всем мире» прийти на помощь Советскому Союзу. Призыв имел отклик в западных странах: в США был создан Еврейский совет по оказанию помощи России в войне во главе с А.Эйнштейном. А 7 апреля 1942 г. в советской печати было опубликовано сообщение об учреждении Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) и его воззвание к «евреям во всем мире» за 47 подписями. Была там подпись и профессора-медика Бориса Шимелиовича.

Вопреки официальной политике

Основная задача ЕАК - влиять на международное общественное мнение и организовывать политическую и материальную поддержку борьбы СССР против Германии. Для советских Вооруженных сил ЕАК собрал 16 млн долл. в США, 15 млн в Англии и Канаде, 1 млн в Мексике, 750 тыс. в британской Палестине. А также оказывал другую помощь: в виде медицинского оборудования, санитарных машин, одежды. 16 июля 1943 г. «Правда» сообщила: «Соломон Михоэлс и Ицик Фефер получили сообщение из Чикаго, что специальная конференция Джойнта начала кампанию, чтобы финансировать тысячу санитарных машин для потребностей Красной Армии». Деятельность ЕАК способствовала открытию Второго фронта.

К концу войны, а также и после нее ЕАК был вовлечен в документирование событий холокоста. Увы, это шло вопреки официальной советской политике представления холокоста как злодеяния против всех советских граждан и непризнания геноцида евреев.

В январе 1948 г. лидер ЕАК Михоэлс был убит на даче главы МГБ Белоруссии Л.Цанавы под Минском с инсценированной после убийства автомобильной катастрофой. 20 ноября 1948 г. Еврейский антифашистский комитет был формально распущен решением Бюро Совета министров СССР и закрыт «как центр антисоветской пропаганды». В начале 1949 г. начались аресты членов ЕАК. Они были обвинены в нелояльности, буржуазном национализме, космополитизме, планировании создать еврейскую республику в Крыму, чтобы «служить американским интересам». Всего по делу ЕАК было репрессировано около полутора сотен человек. Хотя полный список добыть не удалось, можно быть уверенным, что в нем был не один медик. Но есть документ о главном враче московской Боткинской больницы, активисте и функционере Еврейского антифашистского комитета Шимелиовиче из Центрального архива ФСБ РФ.

Великий заговор

«Справка в ЦК ВКП(б) о подследственном Шимелиовиче Б.А. МГБ СССР 13 января 1949 г. за шпионскую и националистическую деятельность был арестован ШИМЕЛИОВИЧ Борис Абрамович, 1892 г. рождения, уроженец г. Риги, еврей, член ВКП(б) с 1920 г., бывший главный врач Московской городской клинической больницы им. Боткина. На допросах ШИМЕЛИОВИЧ признал себя виновным в том, что, являясь по своим убеждениям еврейским националистом, выходцем из Бунда, он еще в довоенные годы установил преступную связь с активным врагом советской власти МИХОЭЛСОМ. В 1942 г. МИХОЭЛС ввел ШИМЕЛИОВИЧА в состав президиума Еврейского антифашистского комитета, предварительно посвятив его в свои вражеские замыслы об использовании комитета в целях борьбы против ВКП(б) и Советского правительства.

Став в руководстве Еврейского антифашистского комитета, ШИМЕЛИОВИЧ вместе со своими единомышленниками - ЛОЗОВСКИМ, ФЕФЕРОМ, МИХОЭЛСОМ, ЭПШТЕЙНОМ и другими националистами до дня ареста проводил активную подрывную работу против партии и Советского государства.

В 1948 г. ШИМЕЛИОВИЧ послал в Америку так называемое «письмо за океан», представляющее из себя шпионский материал, а в 1945-1946 гг. встречался в Москве с американскими разведчиками ГОЛЬДБЕРГОМ и НОВИКОМ, причем последнего информировал по ряду интересовавших их вопросов. В 1944 г. ШИМЕЛИОВИЧ вместе с другими главарями Еврейского антифашистского комитета активно добивался образования еврейской республики в Крыму, вражеский план создания которой был продиктован американцами.

В процессе следствия ШИМЕЛИОВИЧ от своих показаний отказался, заявив, что они были даны им под влиянием физического воздействия со стороны следователя полковника ШИШКОВА...

Арестованный ЮЗЕФОВИЧ И.С., бывший член президиума Еврейского антифашистского комитета, в отношении ШИМЕЛИОВИЧА показал:

«Большую активность в антисоветской националистической деятельности, проводимой Еврейским антифашистским комитетом, проявляли члены его президиума - ШИМЕЛИОВИЧ... ШИМЕЛИОВИЧ неоднократно выступал на наших сборищах за расширение националистической деятельности комитета, требуя, чтобы особое место в нашей пропаганде занимало государство Израиль. В тех случаях, когда по тем или иным причинам мы длительное время не могли собраться, ШИМЕЛИО-ВИЧ обрушивался на ФЕФЕРА, требуя от него более активной работы. Немалый интерес ШИ-МЕЛИОВИЧ проявил к еврейским националистическим организациям в США, о чем он подробно расспрашивал ГОЛЬДБЕРГА в период его пребывания в Москве».

Об участии ШИМЕЛИОВИЧА во вражеской деятельности, проводившейся главарями Еврейского антифашистского комитета, показали также арестованные: ЛОЗОВСКИЙ С.А., БРЕГМАН С.Л. МАРКИШ П.Д., КВИТКО Л.М., ГАЛКИН С.3. и КОТЛЯР С.О. Кроме того, показаниями осужденных НАДЖАРОВА А.Е. - бывшего заместителя заведующего Московским горздравотделом и ОП-ПЕНГЕЙМА Д,Г., бывшего директора 1-го Московского медицинского института, ШИМЕЛИОВИЧ изобличается в преступной связи с врагом народа КАМИНСКИМ.

ВРИО начальника следственной
части по особо важным делам
МГБ СССР
подполковник РЮМИН.

Тут необходимы следующие пояснения.

Брегман С.Л. (1895-1953) - профсоюзный деятель, государственный служащий. В 1937-1943 гг. секретарь ВЦСПС, потом заместитель наркома (министра) государственного контроля РСФСР. Член президиума ЕАК. Арестован в начале 1949 г. Умер в санчасти Бутырской тюрьмы.

Котляр С.О. (1890-1967) -партийный функционер, журналист. В 1946-1949 гг. заведующий отделом корреспондентской сети Совинформбюро и заведующий издательством ЕАК. Арестован в начале 1949 г., получил 10 лет лагерей, освобожден в 1956 г.

Оппенгейм Д.Г. (1899-1994) -организатор здравоохранения, курортолог. В 1931-1937 гг. директор 1-го Московского медицинского института. В 1938-1939 гг. находился в заключении. В 1946-1951 гг. работал в Институте организации здравоохранения и истории медицины.

Каминский Г.Н. (1895-1938) -партийный и государственный деятель. В 1934-1937 гг. нарком здравоохранения РСФСР и одновременно в 1936-1937 гг. нарком здравоохранения СССР. Арестован, приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.

Рюмин М.Д. (1913-1954) - работник госбезопасности. В 1947-1951 гг. старший следователь следственной части по особо важным делам МГБ СССР, в 1951-1952 гг. заместитель министра госбезопасности СССР, начальник следственной части по особо важным делам МГБ СССР. В. 1952-1953 гг. старший контролер Министерства госконтроля СССР. В марте 1953 г. арестован и впоследствии расстрелян.

Мне представляется не менее чудовищным преступлением большевизма, нежели государственный антисемитизм, то, что только через 40 лет сдержанно, без тени раскаяния, да к тому же фактически накануне своего краха власть вроде признала это злодеяние. Только 29 декабря 1988 г. комиссия Политбюро ЦК КПСС рассмотрела материалы, связанные с реабилитацией в судебном и партийном порядке лиц, проходивших по так называемому делу Еврейского антифашистского комитета. Комиссия отметила, что проверкой данного дела в 1955 г. установлено, что дело является сфабрикованным, а признания обвиняемых на следствии получены незаконным путем, следственные работники, производившие расследование данного уголовного дела, осуждены в 1952-1954 гг. за фальсификацию следственных материалов.

Не могу не удержаться еще от одной, очень личной реплики. Вероятно, и от извечного национального гнета еврейство так страстно увлеклось спасительной, казалось, идеей интернационализма - краеугольного принципа Маркса. Оттого роль евреев в становлении большевизма переоценить трудно. Этой замечательной нации, которой во многом-многом обязана наша цивилизация, трудно отказать в особой мудрости. И, оказывается, в наивности...
 
Цена «покаяния»

Но вернемся к Б.Шимелиовичу, который позже обнародовал механику своих «признаний»: «Лозовскому пригрозили, что его могут и побить и еще кое-что другое, и он... наговорил на себя и еще может быть кое на кого, с тем чтобы впоследствии на суде отказаться от всего. Я не пошел по этому пути. Я спорил 3 года 4 месяца, и поскольку будет возможность, я буду спорить дальше и со следователем и, если нужно, и с прокурором».

Уже на первом допросе в суде Шимелиович рассказал, что через полтора часа после ареста и «приведения в соответствующий вид» его привели к министру госбезопасности Абакумову, который первым делом сказал: «Посмотрите, какая рожа», вслед за чем произнес слово «бить». Столкнувшись в дальнейшем с упорным отказом Шимелиовича давать признательные показания, Абакумов вновь повторил указание: «Бить смертным боем».

«Если Лозовскому только пригрозили, - продолжал Шимелиович, - то я должен, к сожалению, ...заявить, что я получал в течение месяца (январь-февраль 1949 г.) примерно, с некоторыми колебаниями в ту или другую сторону, в сутки 80-100 ударов, и всего, по-моему, я получил около 2 тыс. ударов. Я многократно подвергался телесному наказанию, но навряд ли найдется следователь, который скажет о том, что при всех этих обстоятельствах я менял свои показания. Нет, то, что я знал, я произносил и никогда ни стоя, ни сидя, ни лежа я не произносил того, что записано в протоколах». Единственный раз он подписал протокол в день особо жестоких избиений, когда был доведен до такого состояния, что следователи несколько раз спрашивали его: «Вы слышите?», на что он отвечал: «Слышу, слышу».

Этот протокол, как рассказал Шимелиович, был составлен одним из главных палачей и организаторов дела ЕАК Рюминым. Только после того как Рюмин на очередном допросе зачитал выдержки из этого протокола, Шимелиович узнал, что на нем стоит его подпись. Тогда он написал заявление Рюмину, в котором указывал: «Протокол, составленный в марте 1949 г. следствием, подписан мною в тяжелом душевном состоянии, при неясном сознании. Такое состояние мое является результатом методического избиения в течение месяца ежедневно днем и ночью. Глумление и издевательства я опускаю. Настоящее мое заявление от 15 мая 1949 г. прошу приложить к делу». Рассказав об этом на суде, Шимелиович прибавил: «Я считал, что этот курс истязаний еще, видимо, не полный, ибо следователь Шишков говорил мне: «Видите, всё, что я обещал вам, я выполняю. Если вы будете не в состоянии ходить на допросы, мы будем приносить вас на носилках и будем бить и бить». Рюмин же лично его не трогал, но присутствовал «на экзекуциях, где кроме него было 7 человек, которые непосредственно участвовали в избиении меня».

Юрий БЛИЕВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru