04 января 2025
Смерть императора Александра I в безвестном Таганроге, за две тысячи верст от столицы Российской империи, смерть его жены императрицы Елизаветы в неведомом России и миру Белёве породили слухи о том, что царь бежал из Таганрога и сделался сибирским старцем Федором, а императрица Елизавета 2 монахиней Сырковского монастыря под Новгородом Верой Молчальницей. И хотя царь Александр и его жена Елизавета умерли от болезней, разговоры отом, что императорская чета прожила еще многие годы, не умолкают и по сей день. При том, что есть и медицинские документы о кончине, и свидетельства очевидцев, и прах обоих покоится вусыпальнице императоров в соборе Петропавловской крепости в С.-Петербурге.
Не затихает спор, написаны горы книг, газетных и журнальных статей, умер ли в самом деле император Александр I в Таганроге 19 ноября 1825 г. или же скрылся и под именем старца Федора Кузьмича жил еще 39 лет, первые десять - в скитаниях, потом - в Сибири. Умер в январе 1864 г. в Томске, где и был похоронен на кладбище Богородице-Алексеевского монастыря. Основным мотивом имитации болезни и смерти, тайного ухода из Таганрога царя Александра I называют душевные терзания в связи с его причастностью к убийству отца, императора Павла I в день дворцового переворота 11 марта 1801 г. Отсюда и разговор о том, что Александр не случайно выбрал местом Таганрог - городок на краю империи, почти за 2 тыс. верст от столицы: оттуда легче скрыться. И повод нашел для поездки в это беспросветное тогда захолустье - лечить больную жену, императрицу Елизавету. Таганрог явно уступал по климату, по благоустройству курортам Италии, Германии, Южного берега Крыма. Тут не поспоришь - не в лучшее место повез царь жену лечиться.
Так в чем же дело? Почему все-таки Таганрог? И почему волевая, с твердым характером Елизавета безропотно и даже охотно согласилась на поездку в этот город на берегу Азовского моря? А дело в том, что правителю Александру I, во-первых, нужно было осмотреть отвоеванные у турок земли, проинспектировать войска, определить, где быть портам и военным крепостям по береговой линии Черного и Азовского морей. И во-вторых, он очень хорошо знал о состоянии здоровья жены: ни один самый лучший курорт мира ей уже не мог помочь, она больна неизлечимо. Знала о плачевном своем состоянии (не всё, но многое) и сама императрица Елизавета. Обреченная, она не хотела расставаться с мужем, хотела умеретьв России, где прожила 34 года, приехав сюда из великого герцогства Баден в возрасте 13 лет. А смена промозглого северного климата на более мягкий, южный сулила хоть какой-то шанс на продление жизни, и этот крохотный шанс упустить, не использовать было бы неумно, негуманно.
Чем же была больна 46-летняя императрица? Каково было состояние ее здоровья перед отъездом в Таганрог в начале сентября 1825 г.?
Болезнь открылась осенью 1823 г. Врачи тогда уже запретили царице любимую ею верховую езду, морские купания, продолжительные пешие прогулки. С тех пор недуг быстро прогрессировал, несмотря на все старания врачей. Императрица с трудом могла садиться в карету и выходить из нее, с трудом поднималась по ступеням лестниц, на которые не так давно еще быстро с легкостью взбегала.
Сохранилось письмо лейб-медика Конрада Штоффрегена к матери императрицы Елизаветы Алексеевны маркграфине Амалии от 15 марта 1826г. в Карлсруэ (Германия). Штоффреген написал его из Таганрога с позволения императрицы. Вот его текст:
«Ее Величество долгое время, еще с зимы 1824-25 гг. страдает от особой слабости, частого сердцебиения, болями в позвоночнике, головокружениями при подъеме по лестнице и т.п. Катар легких, сопровождающийся высокой температурой, угрожал жизни ее Величества в начале зимы 1824 г. От этого она оправилась очень медленно, но прежние силы и прежнее здоровье к ней не вернулись.
Легкие ее, тем не менее, постепенно полностью освободились. Однако во время этой болезни началась новая болезнь - пульсирование в подложечной впадине, которое сделалось заметным и которое Ее Величество наблюдала более чем два года, не придавая этому особого значения. Как этот симптом, так и проявление пульсирующих артерий, соответственно закупориванию в венах артериальной системы, также и полный набор болезней, которые наблюдались у Ее Величества раньше, привели к дисбалансу и ранее не наблюдаемым нервным срывам. Все это подвинуло меня к тому, что недостаточно употребления простых медицинских средств, которые здесь очень ограничены, чтобы побороть этот недуг. Я предложил совершить путешествие на эмсенские источники, воды которых обладаютсильным действием и мягкие. На употребление этих вод при продолжительном лечении я рассчитывал больше, чем на все остальные средства. Эмсенские воды замечательны тем, что благотворно влияют на слабогрудых и одновременно укрепляют легко возбудимую нервную систему. Воды регулируют нарушения сосудистой системы в нижней части живота, тазобедренной системы, а также естественным путем восстанавливают систему пищеварения. Обстоятельства не позволили этого сделать. Мы надеялись на спокойное лето за пределами города. Вашему Высочеству известно, каковым было это лето. Погода лета не оправдала ожиданий. Одно время была попытка употребления кумыса, но безрезультатно. Таким образом, лето, на которое возлагали так много надежд, было потеряно. К зимнему пребыванию, таким образом, был выбран Таганрог! Такой ослабленной, со всеми видимыми признаками беспокойства императрица отправилась в дорогу. По пути состояние ее, благодаря покою и уединенному образу жизни, значительно улучшилось. Улучшение наступило и благодаря полному любви отношению мужа. Всё это сулило прекрасные прогнозы до того времени, когда тяжелая утрата разрушила все видимые надежды. Всё это привело к слабости и через тяжелый удар грозило ей полным уничтожением. Я считал ее после смерти императора полностью потерянной. Во всех исчерпанных физических силах оставался только моральный дух. Не будь у императрицы стойкого морального духа, мы бы ее давно потеряли. ...Легкие ее освободились, и нет больше в них болей. Однако возникли новые признаки болезни: нервные судороги в подложечной области и внизу туловища, которые возможно было бы побороть при помощи успокаивающих ванн.... Состояние здоровья остается стабильным. Мы рассчитываем неспокойное, тихое и беззвучное лето, да поможет нам Бог!».
Далее в письме Штоффреген сообщал, что он получил согласие своей августейшей пациентки и будет отныне ежемесячно информировать мать о состоянии здоровья дочери. Ежемесячно не вышло. Возможно, Штоффреген написал еще одно письмо, но не более. В ночь с 3 на 4 мая 1826 г. императрица Елизавета умерла по пути из Таганрога в Петербург в городке Белёве Тульской губернии.
Александр I был давно хорошо осведомлен о том, что сообщалось в письме Штоффрегена, знал и неутешительный медицинский прогноз. Прогнозбыл настолько мрачным, что, уезжая в Таганрог, царь взял с собой церемониал похорон. По роковому совпадению этот церемониал потребовался обоим супругам, и Александру - в первую очередь. Он скоропостижно умер, сильно простудившись в поездке по Крыму. Выехав 17 октября из Таганрога совершенно здоровым, 30 октября почувствовал недомогание в Бахчисарае, 4 ноября приехал в Таганрог из Мариуполя уже совершенно больным, а 19 ноября 1825 г. его не стало...
Императрица знала, что дни ее сочтены еще и потому, что хорошо осведомлена была о болезни, преследовавшей всю ее семью. Водянка! От этой болезни в 33 года в 1819г. скончался ее родной брат великий герцог Баденский Карл, в 1823 г. - родная сестра принцесса Амалия. (Когда умирал великий герцог Карл, Александр I, находившийся в это время на Аахенском конгрессе, специально заехал в Карлсруэ, чтобы поддержать своего шурина, заверить, что лично позаботится о дальнейшем благополучии Бадена.) Этим же недугом в то же самое время, в 1825 г., страдала и младшая (на 2 года моложе) родная сестра, шведская королева Фридерика. Она умерла полугодом позднее императрицы Елизаветы в в Лозанне, в Швейцарии...
Александр I, выезжая в Таганрог, хорошо знал о роковой болезни, косившей родственников его жены. Но почему все-таки не мог он скрыться из Таганрога 19 ноября 1825 г. и податься бродяжить в Сибирь? Да потому хотя бы, что всё предшествовавшее поведение царя свидетельствовало, что он не способен был бросить жену, что он тяжело переживал грядущую утрату. Чтобы понять тревогу и заботу императора о жене, обратимся, во-первых, к письму того же Штоффрегена.
Лейб-медик упоминает, что одно время императрицу пробовали лечить кумысом. Инициатива такого лечения исходила от Александра. В августе - октябре 1824 г. он совершил поездку на Урал, на Златоустов-ские военные заводы и золотые прииски. Стране нужно было оружие и золото после ряда разорительных для казны войн. По пути, в Оренбургских степях, царь случайно услышал о лечебных свойствах кумыса и решил, что, возможно, кумыс поможет императрице выздороветь.
Далее. Штоффреген пишет и об улучшении состояния Елизаветы благодаря «полному любви отношению мужа». Да. Отношение Александра к жене было таким, что люди из свиты называли их между собой молодыми супругами. Царь выехал в Таганрог на 10 дней раньше жены. Он сам распоряжался, как обставить комнаты жены так, чтобы ей всё там было по душе, сам вбивал в стены гвозди, чтобы повестить картины, своими руками расчищал дорожки сада, сажал деревья в саду, куда был выход из дома. Царь велел привезти с Кавказа фазанов, чтобы птицы разгуливали по саду. Александр делал всё, чтобы Елизавете понравилась жизнь в Таганроге. Когда императрица приехала, он всё внимание сосредоточил на ней. Старался как мог долго бывать вместе с ней, чтобы ей не было ни на минуту скучно. Все государственные дела царь перенес в Таганрог, фельдъегерская почта непрерывно летела во все концы. В Петербург, в страны Европы, оттуда - обратно...
Уже одно то, как относился в последние годы жизни император к жене, кажется, исключает возможность даже подумать, что он бежал из Таганрога, подался бродягой, не помнящим родства, в Сибирь.
Легенда же, что царь не умер, а обосновался на границе Енисейской и Томской губерний в Ачинском округе под именем старца Федора Кузьмича возникла, видимо, исключительно из-за того, что все цари прежде умирали в столицах, а тут - на задворках империи.
Смерть императрицы Елизаветы тоже по этой же причине обросла легендами. И о ней возникли слухи, будто она не умерла, а скрылась и жила еще многие годы, до самой смерти в мае 1861 г., под именем монахини Веры Молчальницы в Сырковом монастыре недалеко от Новгорода. Хотя возникновение этих слухов тем более удивительно, потому что болезнь подкашивала ее быстро. В начале апреля 1826 г. Елизавета сама пожаловалась своему врачу Штоффрегену на нарастающую слабость, сильное удушье в груди, сама высказала опасение Штоффрегену, что у нее начинается водянка. Штоффреген, как мог, утешил императрицу, отвергая ее предположение, прописал лекарства. Тем не менее понял, что конец близок, и доложил об этом начальнику свиты императрицы князю Волконскому, тот - в Петербург молодому императору Николаю I.
Получив тревожное известие, Николай I тут же понял, чем может обернуться для него смерть вслед за Александром еще и вдовы-императрицы в Таганроге. Нельзя было этого допустить! 21 апреля Елизавета, безнадежно больная, выехала из теплого цветущего Таганрога на север. Врядли по своей воле. Навстречу ей из Петербурга выехала свекровь, императрица Мария Федоровна. До столицы Елизавета доехать не успела...
Великий император-победитель Александр I тоже не сумел бы перевоплотиться до того, чтобы бродяжить с сумой, жить в приживалах. Он умел, был научен от рождения одному - только повелевать и властвовать. И умер повелителем и царем. По стечению обстоятельств - в Таганроге. Жена должна была умереть там же, в том же роковом таганрогском доме, а не в пути, если бы не вмешался царь Николай I...
Валерий ПРИВАЛИХИН, историк. Томск.
НА СНИМКАХ: дом в Таганроге, где умер царь Александр I; дом купцов Дорофеевых в Белёве, где умерла царица Елизавета.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru