Вы здесь

У «скорой» уже другое лицо

Это случилось прошлым летом. В 30 км от Одессы московская киногруппа снимала фильм, когда актеру Андрею Краско стало плохо с сердцем. Встревоженные коллеги позвонили в лучшую клинику города, располагавшую современным оборудованием, и попросили о помощи, предлагая за нее любые деньги. На другом конце провода задали один вопрос:

- Больной застрахован или у него заключен с нами договор?

Ничего этого, естественно, не было.

- В таком случае мы помочь ничем не можем, - последовал ответ.

В конце концов помощь пришла, но, увы, было поздно. Талантливый и любимый актер скончался.

А всё наверняка могло бы сложиться совсем иначе, вызови начальники киногруппы «03»...

Вот так и мы, когда прихватит сердце или забеспокоит иная боль, начинаем принимать домашние лекарства, выслушивать советы родственников и друзей вместо того, чтобы вызвать «скорую» и быстро получить квалифицированную помощь. Какой же эта помощь должна быть? Как лучше организовать работу станций СМП?

Обо всем этом шла речь на II Всероссийском съезде врачей скорой медицинской помощи, о котором вкратце мы уже сообщали (см. «МГ» № 85 от 09.11.07). Как было отмечено в приветствии первого вице-премьера Правительства РФ Д.Медведева, люди, работающие сегодня в этой службе, имеют самые обширные познания в разных областях медицины, владеют большим спектром практических навыков, что позволяет им, сталкиваясь ежедневно с различными заболеваниями и неотложными состояниями, своевременно и качественно оказывать необходимую медицинскую помощь пострадавшим. Повышение качества жизни граждан, формирование здоровой нации - ключевые вопросы государственной политики России.

Сдвиги и резервы

Национальный проект «Здоровье» меняет лицо СМП. Благодаря ему существенно обновлен автопарк санитарного транспорта, износ которого составлял 60%, а дополнительные выплаты работникам позволили повысить престиж профессии и привлечь в службу квалифицированные кадры. Сдвиги есть, 6 тыс. машин пришли в «скорую», появились новые виды связи, и хотя этого недостаточно, но подобные меры - лишь первые шаги, которые несомненно способствуют повышению эффективности деятельности системы здравоохранения и оказания населению скорой медицинской помощи. В последние годы произошла относительная стабилизация показателей здоровья граждан, о чем свидетельствуют снижение материнской и детской смертности, некоторое увеличение продолжительности жизни людей. Не замечать этого нельзя.

Тем не менее, как отметила в своем выступлении председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Т.Яковлева, реализация важных законов, которые внесли много нового в межбюджетные отношения, выявила ряд проблем. Так, с принятием разграничения полномочий муниципальное здравоохранение оказалось самым незащищенным финансово. Несоответствие между уровнями бюджета муниципальных образований и объемом реализуемых полномочий в сфере здравоохранения налицо. Сложившиеся принципы усилили неравенство финансирования региональных и муниципальных учреждений. Разграничение не учитывает особенности сложившихся форм, организации и видов медпомощи. Некоторые внесенные в документы поправки поменяли ситуацию, но требуется изменить ее и в специализированной помощи муниципального уровня. Далее Т.Яковлева отметила, что на муниципальном уровне находится более 80% амбулаторно-поликлинических учреждений (и 5% больниц), а на их содержание выделяется всего 30% бюджетных средств.

Как сказала председатель комитета, благодаря активной позиции депутатов расходы по нацпроекту были увеличены в 2,5 раза и составили за два года 220 млрд руб. Это дало возможность и местным властям улучшить финансирование здравоохранения на 44%. Такой благоприятной ситуации в стране еще никогда не было. Подсчитано, что если правильно, на современном уровне организовать работу только скорой помощи, это даст снижение смертности, например, от травм на 22-25%, а от сердечно-сосудистых заболеваний - на 15%. Это огромный резерв!

А от реализации национального проекта станции скорой помощи получили уже немало. Бригады имеют все условия для труда и отдыха, зарплата увеличилась в 2 раза, медики пошли туда работать. Только за 2007 г. станции пополнились более чем на 2 тыс. человек. Кстати, Т.Яковлева подчеркнула: поскольку сотрудники службы «03» являются работниками первичного звена, их зарплата должна быть равной зарплате участкового терапевта, педиатра, врача общей практики, медсестры. И также благодаря усилиям прежде всего комитета успешно решен вопрос отпускных выплат - они будут проведены, и перерасчет их произойдет с 1 января 2007 г.

Не гоняйте «скорую» по пустякам

Станции СМП в последние годы увеличили объемы своей работы, но часто она выполняется, как говорится, не по делу: квартирные выезды вместо неотложной помощи, госпитализация в стационары, «подчищение» прорех первичного звена. Словом, «03» продолжает работать за «других», ее гоняют по пустякам вместо того, чтобы те, кому положено - первичное звено, занимались хроническими больными.

Такую проблему отметил заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Р.Хальфин. Особый интерес также вызвало его сообщение об одной из приоритетных программ штаба отрасли - создании сосудистых центров. В перспективе 34 региона войдут в эту программу, в основном это крупные муниципалитеты. Центры оснастят самым современным оборудованием. Доставлять пациентов сюда будет «скорая», специалисты которой уже в пути смогут проводить необходимые лечебные мероприятия, включая тромболизис. В центрах больных будут оперировать круглосуточно. Пациентам не придется ждать утра, когда придут на работу специалисты, задействуют кардиографы, лаборатории.

 Время вертолетов

Реклама в СМИ пестрит советами, как предупредить инфаркт, где лечить. Но всё это не та информация, которая необходима населению, наши люди, как показывает практика, не обращаются вовремя к врачу. Заведующий кафедрой Московского государственного медико-стоматологического университета, председатель Научно-практического общества скорой медицинской помощи профессор А.Вёрткин привел любопытную мировую статистику. В 20-60-е годы прошлого века доктора рекомендовали при болях в сердце перво-наперво постельный режим, морфин, кислород. Это уменьшало смертность в 2 раза - до 35%. В 60-80-е годы появились отделения кардиореанимации, стали проводить дефибрилляцию, внедрили принципы лечения острой сердечной недостаточности - смертность снизилась еще и составила 15-20%. Затем стали применять тромболитики, привычной стала практика коронарной хирургии, и число летальных исходов стало уже не более 10%. А. Вёрткин считает, что вместо пустых и надоевших всем реклам надо показывать медицинские ролики, которые сориентируют человека, если у него «прихватило» сердце.

Но сегодня встают и другие проблемы. Одна из них, как обеспечить машинам «скорой» «зеленый коридор». Поток автотранспорта не позволяет быстро доставить пациента в стационар. (Правда, эта беда не только российская, в одной из стран работников «03» пересадили даже на мотоциклы.) Из-за транспортных неурядиц, пробок на дорогах мы теряем 19,5% пациентов, а эту цифру можно уменьшить вдвое.

Интересный разговор шел и о стандартах скорой медицинской помощи. В частности, участники съезда считают, что нужна современная система образовательных стандартов, которые бы способствовали не только получению знаний, но и формировали навыки, умение их применять для спасения жизни людей. Не менее важно сегодня, чтобы на догоспитальном этапе тромболизис мог выполнять любой врач «03».

Ряд острых проблем догоспитальной помощи затронул в своем выступлении руководитель Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» С.Гончаров. Одна из них - сплошное отсутствие навыков у населения, сотрудников ГИБДД при оказании первой помощи на дорогах. Он остановился на новом виде «скорой» - вертолетах, которые успешно используют во многих странах мира. У нас есть понятие санитарная авиация, сказал он, но только на словах. Кому принадлежат вертолеты, почему в лечебных учреждениях, кроме единиц, нет площадок для посадки этих машин, врачей, готовых работать на вертолетах? Ведутся одни разговоры, а дела нет. В Германии докторов, умеющих оказывать помощь в воздухе, готовят 1,5 года, а мы так и остаемся единственной страной в мире, где не применяют этот транспорт.

Прозвучали предложения о совершенствовании технологий оказания помощи при травмах детям, о том, что надо менять закон о безопасности дорожного движения, который устарел. По ходу разговоров выяснилось, что проект нового закона подготовлен, согласован со многими нужными ведомствами и министерствами, а где застрял, неизвестно.

Петербургское «чудо» требует повторения

В каждой медицинской специальности есть свои лидеры. Их имена специалисты хорошо знают. В службе СМП, несомненно, одним из них является член-корреспондент РАМН С.Багненко - директор С.-Петербургского НИИ скорой помощи им.И.И.Джанелидзе. В институте, используя мировой опыт, по-новому организовали догоспитальную службу. Его выступление дало участникам съезда пищу для размышлений, подсказало пути конкретных действий.

Прежде всего, считают петербуржцы, время от получения вызова до выезда машины, то есть готовность оказать помощь, должно составлять: 30 секунд - на вызов, 30 секунд - на выезд. Для этого требуется соответствующее обеспечение - машины должны стоять в теплых боксах, информация передаваться быстро. Только тогда есть верный шанс помочь больному. Ведь у нас количество пострадавших намного больше, чем в других странах, а значит, по идее, и помощь должна быть отработана лучше, натренированность - выше. А мы теряем время - теряем жизни.

С.Багненко поставил вопрос о необходимости иметь алгоритмы и стандарты не только на догоспитальном этапе, а начиная от момента травмы до периода реабилитации.   Чтобы соблюсти «золотой час», надо уметь многое. Реальную помощь при любой патологии, сказал докладчик, можно получить только тогда, когда концентрируют однородных больных. Если в стране не будет специализированных кардиоцентров, не удастся улучшить помощь людям с острым коронарным синдромом. Если бы после войны в стране не создали ожоговые центры, а продолжали лечить больных в обычных хирургических отделениях, то теряли бы, как и прежде, до 30% пациентов. В обычном хирургическом отделении нельзя лечить сочетанную травму, надо создавать специализированные центры. Весь мир пошел по этому пути, открыв травмоцентры 1-го и 2-го уровней, определил к ним требования и стал концентрировать здесь пострадавших. Летальность снизилась на 15%.

Но настоящим событием на съезде стало сообщение о работе в С.-Петербурге приемно-сортировочных отделений в скоропомощном стационаре. Чтобы помощь в них оказывали в первые минуты, недостаточно иметь обычное приемное отделение, так как его задача - прием больного, регистрация, санобработка, помещение в клинику. «Джанелидзевцы» пошли по пути мировой практики. Стали развертывать отделения с сортировкой по показаниям: выделять отдельно пациентов, которые могут ожидать помощь 1 час, тех, кто не может передвигаться, тех, кто нуждается в интенсивной терапии, и т.д. Результат - высокий уровень оказания медицинской помощи, благоприятная психологическая атмосфера в отделении. Ведь в таком отделении происходит сортировка на хирургических, терапевтических, гинекологических, травматологических больных, они не мешают, не раздражают друг друга, как в обычном приемном. В институте поняли, что задача не только в скорости постановки диагноза, правильности его, качестве лечения, но и в психологическом факторе. Именно за такую помощь пациент благодарен. По словам С.Багненко, у них формируется 4 потока - ходячие (принцип Н.И.Пирогова «ходячий - выходи»), те, кто не может передвигаться, направляемые в реанимацию, и социально опасные пациенты, которые помещаются в изолятор с психиатрическим режимом. Этот опыт, который доказал право на жизнь, надо несомненно осваивать и другим коллективам, занятым в службе экстренной помощи.

Словом, немало интересного услышали участники съезда в ходе его работы. Они высказали свои мнения, точки зрения, поделились радостями и проблемами. Те отрадные перемены, которые происходят в здравоохранении, коснулись и их службы - это отмечали очень многие. Важно теперь в набранном темпе двигаться дальше.

Валентина ЗАЙЦЕВА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru