Вы здесь

Некрофилы от живописи

Отто Дикс (1891-1969) - немецкий художник, сын рабочего. В 1920-х годах был связан с дадаизмом, экспрессионизмом. Некоторое время (1919 год) примыкал к группе «Мост». В политике отдал дань анархистским, нигилистическим настроениям. Неизбывные противоречия современной действительности вызывали у Отто Дикса тревогу и глубокое беспокойство. В его работах педалированная жестокость нарочито неэстетичных деталей, беспощадная карикатурность характеристик соединяются с гротескностью изломанных форм, трагической фантастикой, граничащей с нарочитой, почти патологической уродливостью. При фашизме О.Диксу было запрещено выставляться и преподавать. К традициям экспрессионизма художник вернулся во второй половине 1940-х годов. Был мастером выразительного и резкого по характеристике портрета.

Жорж (Георг) Грос (Георг Эренфрид) (1893-1959) - немецкий художник, сын заведующей кухней офицерского казино. Некоторое время примыкал к дадаизму и экспрессионизму. Для художника характерны злая и язвительная гротескная манера, с которой он показывает жестокость общества и его пороки. С 1932 г. отошел от социального содержания прежних работ, но тем не менее создал еще немало ярких, социально заостренных картин. После прихода к власти фашистов эмигрировал в США. Широкую известность получили графические циклы Г.Гроса «Лицо господствующего класса» (1921), «Се человек» (1922), «Расплата следует!» (1922-1923) и пр. Был остро чувствующим портретистом-психологом. Назовем наиболее известные работы Отто Дикса.
 
«Калеки войны» (1920) - жертвы боевых действий, человеческие обрубки, помогая друг другу, с трудом передвигаются по улице. «Продавец спичек» (1920) - калека без рук и ног, в темных очках собирает милостыню, под легальным прикрытием в виде мелкой уличной торговли. «Могилы стрелков» (1930?) - многочисленные искалеченные тела солдат показаны на разных стадиях трупного разложения и нагромождены в окопах, являя собой отталкивающую картину смерти и распада. Это произведение сначала купил Кёльнский музей, но под влиянием выраженного общественного протеста его позднее возвратили художнику. Затем полотно попытался купить музей Дрездена, но и там работа ни разу не выставлялась под предлогом необходимости ее срочной реставрации. В итоге - сожжена фашистами.

«Война» - графическая серия из 50офортов(1923-1924): «Вот и плоды атаки» - разложившиеся трупы солдат, застывшие в неестественных изломанных позах; «Мертвый часовой» - на распадающемся лице убитого оскалены обнажившиеся под сгнившими губами зубы... В этой серии у Дикса и живые персонажи также безжизненны, как трупы: «Отдыхающая рота» и «Солдаты в газовой атаке», где люди в противогазах напоминают собственные черепа с пустыми черными глазницами. Еще лист цикла - рядом с черепом и скелетом примостились солдаты, отличающиеся от него только тем, что еще не начали разлагаться.

Триптих «Большой город» (1927-1928) - побирающиеся безногие калеки с костылями и оборванные проститутки обрамляют центральную часть триптиха, на которой художник с типично немецкой назидательностью поместил танцующих нуворишей.

Триптих «Война» (1929 - 1932) - в его левой части солдаты идут на войну, в центральной и правой - погибают среди развалин; из земли торчат части тел; трупы людей и лошадей покрывают всю поверхность полотна. В нижней части картины - спящие в палатке солдаты, более похожие на похороненные тела. «Семь смертных грехов»-центральное место на полотне занимает фигура смерти, размахивающая своей косой, ее окружают отвратительные монстры.

«Война в окопах», «Раненый солдат», «Война и мир», «Триумф смерти»... Перечень подобных (очень сильных, впечатляющих и запоминающихся навсегда) работ художника велик и страшен.

Художник Георг Грос: «Я рисовал солдат без носа, калек войны с ракообразными стальными руками; двух санитаров, которые завертывали в лошадиную попону пехотинца-самоубийцу; однорукого, отдающего уцелевшей рукой честь увешанной орденами даме, которая кладет ему на койку пакет с кексом. Полковника с расстегнутыми штанами, обнимающего толстую сестру милосердия. Служащего лазарета, вываливающего из ведра в яму различные части человеческого тела. Скелет на призывном пункте, который обследуют с целью определения пригодности для военной службы».

«Столпы общества» (1926) - на полотне изображены пять персонажей, причем у каждого из них отсутствует или замаскирована мозговая часть черепа: солдат скрывает ее под каской, священник - под скуфейкой, у журналиста на голову надет ночной горшок, у бюргера с кружкой пива голову оплела паутина, у последнего действующего лица вместо мозгов нарисована куча экскрементов. (Отсутствие черепной коробки при изображении человека в некоторых психологических тестах вскрывает патологичность ментального процесса автора рисунка).

Эмигрировав в США, Грос создал серию произведений «Человеческий род» - галерею мрачных и мерзких образов, пожирающих все живое на планете, страшных демонов из жутких сновидений. Среди наиболее известных работ Гроса - рисунок, изображающий распятие: «Христос в противогазной маске» («Вера? Ха-ха! Во что же?»).

Психоаналитик и философ Эрих Фромм рассматривал некрофилию как «феномен психической патологии», не имея при этом в виду непосредственно сексуальную перверзию как таковую: «...некрофилию в характерологическом смысле можно определить, как страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся...» (курсив Э.Фромма); «...элементы, характерные для некрофилии: ...тема оторванных частей тела...»; «некрофилы предпочитают темные тона, поглощающие свет: черный, коричневый»; «...социальный климат, способствующий развитию некрофилии в обществе, по очень многим критериям напоминает атмосферу в семьях, которые оказались «шизогенным» фактором для кого-то из своих членов»; «развитие некрофилии происходит как следствие психической болезни (инвалидности), но корни этой болезни прорастают из глубинных пластов человеческого бытия (из экзистенциальной ситуации)».

Существенное внимание

Э.Фромм уделяет интересу некрофилов к запахам: «...большая часть некрофилов отличается пристрастием к дурным запахам типа «задохнувшегося» или уже гниющего мяса». Живопись Гроса и Дикса не демонстрирует этого феномена непосредственно, но превалирующее содержание их работ - разлагающиеся трупы, ночные горшки, фекалии вместо мозгов косвенно свидетельствуют о том, что запах пармских фиалок интересовал этих живописцев несколько меньше.

Характерно то, что при всемирной известности и безусловной одаренности этих художников аукционная цена их полотен не превышает нескольких сотен тысяч долларов, что крайне мало для мастеров такого уровня и таланта. Безусловно, тема, которую избрали для себя два немецких мастера, не предполагает взгляда на подобные сюжеты сквозьрозовыеочки. Но, во-первых, эту тему художникам никто не навязывал, а во-вторых, на ту же тему написана, например, одна из самых веселых книг мировой литературы «Похождения бравого солдата Швейка», и ее биофильский юмор ничуть не снижает обличающе-сатирического и антимилитаристского характера романа Ярослава Гашека.

Но задумаемся вот о чем: если бы некрофил Адольф Шикльгрубер рисовал не нежные пейзажные акварельки, а виртуальные трупы и оторванные конечности в духе Дикса и Гроса, стал ли бы он тем Гитлером, который утопил Европу в крови настоящей?

Игорь ЯКУШЕВ, кандидат медицинских наук.
Архангельск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru