Вы здесь

Точные рекомендации для метаболайзеров

Так случилось, что я познакомился с нашей сегодняшней собеседницей еще в 1980 г. Мы жили на одном этаже общежития лечебного факультета 2-го Меда на улице Волгина. Автор этих слов учился на 6-м курсе, а приехавшая из Самары Татьяна – на 1-м. «Огромная» для юности разница в возрасте позволила запомнить только то, что первокурсница была очень активной и любознательной. И всё. Но потом Татьяна начала удивлять. В 2000-м я узнал, что московского мединститута ей оказалось мало, и она окончила… Калифорнийский университет. Вернувшись на родину, занималась клинической практикой и курировала ряд успешных проектов в региональном здравоохранении. Новый виток в ее медицинской и организаторской жизни начался несколько месяцев назад, когда на конгрессе «Долголетие 2011» в Монако глава всемирно известных Лабораторий Реюни (Laboratoires Réunis), занимающихся клинической генетикой и персонализированной медициной, профессор Бернард Вебер предложил ей участие в совместной работе.

Мы встретились с руководителем новаторского для нашей страны проекта Татьяной АМИРОВОЙ в филиале люксембургской компании в доме 7 по Малому Козихинскому переулку.

– Татьяна Олеговна, сейчас вы делаете первые шаги в России, представляя Лаборатории Реюни и знаменитого Бернарда Вебера. Хотелось бы понять, что нового – к тому, чем активно занимаются российские генетики – вы хотите привнести в наше отечественное научное и клиническое пространство?

– Задача расшифровки генома человека сейчас практически решена. Мы знаем, из чего состоят наша ДНК, каждый ген и самое интересное – какие группы генов определяют те или иные метаболические пути. Это означает, что, взяв любую проблему клинической практики, мы можем выяснить, какие гены определяют этиологию и патогенез заболевания. Специалист способен теперь разобраться, что можно изменить в функциях, экспрессии данных генов, чтобы понять, какие предрасположенности имеются у конкретного человека к различным заболеваниям, что предпринять, чтобы не допустить предполагаемых в будущем поломок метаболического процесса. Над этими вопросами работают ведущие лаборатории мира, в том числе в России, например, НИИ физико-химической медицины ФМБА России, возглавляемый академиком РАМН Валерием Сергиенко. Об этих серьезных успехах недавно писала ваша газета.

Современная генетика идет еще дальше, она трактует обнаруженные генетические поломки у конкретного человека, изучает, как данная поломка отразится на человеческой жизни в дальнейшем. Теперь возможно разработать последующий образ жизни индивидуума, который не позволит развиться болезням, закодированным в его генах.

Усилия Бернарда Вебера и его команды направлены на то, чтобы данные генетических исследований и образа жизни пациента стали частью клинической практики врача, основой разработки индивидуальных программ профилактики и лечения заболеваний. У прошедших специальную подготовку практических врачей различных направлений появился новый эффективный «инструмент» ведения больного. Знание генетических вариаций позволяет изменить экспрессию того или иного гена посредством изменения образа жизни и факторов окружающей среды. Практически мы можем заставить работать наши гены на нас, следуя индивидуально подобранному образу жизни и диете, и сохранять здоровье гораздо дольше средней продолжительности жизни. Этот подход, называемый «персонализированная профилактика», поможет защитить человека от различных многофакторных причин заболеваний, обусловленных неблагоприятным воздействием окружающей среды.

Уже более двух лет во многих странах мира проводится работа с пациентами по профильным панелям – медицинским проблемам: кардиологическим, гинекологическим, урологическим, гастроэнтерологическим, дерматологическим, неврологическим, сосудистым, метаболическим и т.д. Всего около 30 панелей, количество которых увеличивается с каждым годом.

– Какие возможности дает нам превентивная генетика?

– С появлением большого количества информации о генетическом устройстве человека мы начинаем понимать, как вариации генов могут взаимодействовать с нашей диетой и образом жизни, который мы ведем.

Мы можем увеличить продолжительность жизни человека за счет модуляции индивидуальной восприимчивости к мультифакторным заболеваниям, обусловленным вредными факторами окружающей среды. Продолжительность жизни может быть увеличена посредством генетической регуляции, основанной на профилактическом генетическом тестировании. Мы можем помочь пациенту выжить и избежать основных возрастных болезней, таких как артериальная гипертензия, сердечные заболевания, диабет, инсульт, макулодистрофия и катаракта, рак, остеопороз, заболевания щитовидной железы, нейродегенеративные заболевания, хроническая обструктивная болезнь легких… А также прекрасно себя чувствовать, молодо выглядеть, быть в хорошей физической и психологической форме.

Например, с помощью панели FEMgen мы можем анализировать риск развития рака у женщин, а DENTYgen - риск развития периодонтита. И скажите, разве любой человек не имеет право знать и понимать, что у него поломано на генном уровне? Что в его образе жизни защитит или спровоцирует патологию, а самое главное - что нужно сделать, чтобы эта патология не развилась?

-    Как работают ваши программы?

-    Если мы говорим о многофакторных заболеваниях, которые приводят к старению и смерти, - онкологических, сердечно-сосудистых, болезнях легких, дегенеративных заболеваниях сетчатки, то это мутации, не только воспринятые от родителей, но и приобретенные в течение жизни. Сделав генетический тест, мы производим мета-анализ огромного количества факторов, изучаем взаимодействия между генами, а также окружающей средой и генами пациента, учитываем параметры взаимодействия ну тригенетики, экогенетики, токсикогенетики, фармакогенетики, психогенетики, иммуногенетики. Определяем способы влияния на экспрессию генов каждого отдельно взятого пациента.

В клинических испытаниях доказано, что факторы, меняющие экспрессию генов пациента, делятся на 4 группы: способ и тип питания; факторы окружающей среды, климата, уровня радиации, воздействия ксенобиотиков, образа жизни (например, спите ли вы днем, бодрствуете ли ночью, сюда же относится курение); физические нагрузки, их тип и регулярность; эмоционально-психологический статус, уровень стресса, отношение к жизни. Всё это учитывает специалист, подбирающий для пациента соответствующий индивидуальный образ жизни, создающий профилактическую программу для данного человека.

– Нам известно, что в свое время группа профессора Вебера проводила исследования по заказу американского Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA)…

– Исследования показали, что в зависимости от мутации гена выделяют группы пациентов. Это экстенсивные (активные) метаболайзеры (от extensive metabolism, EM, в русскоязычной литературе метаболайзер – это метаболизатор), имеющие нормальный ген того или иного фермента метаболизма. Это медленные метаболайзеры (от poor metabolism, PM), имеющие мутации гена того или иного фермента метаболизма, что приводит либо к синтезу «дефектного» фермента, либо вообще к отсутствию синтеза фермента метаболизма, результатом чего является снижение ферментативной активности или даже ее отсутствие. У медленных метаболайзеров лекарственное средство накапливается в организме в высоких концентрациях, что приводит к появлению выраженных побочных эффектов, вплоть до интоксикации. Сверхактивные (быстрые) метаболайзеры (от ultraextensive metabolism, UM) - лица, имеющие мутации гена того или иного фермента метаболизма, которые приводят к синтезу фермента, обладающего высокой метаболизирующей активностью. Следствием этого является недостаточная для достижения терапевтического эффекта концентрация лекарственного средства в крови.

Таким образом, для получения оптимального терапевтического эффекта экстенсивные (активные) метаболайзеры требуют 100% рекомендованной производителем эмпирически определенной стандартной дозы. Для достижения такого же эффекта у медленных метаболайзеров требуется приблизительно 50%, а у сверхактивных – 200% стандартной дозы. Идентичные дозы препарата для пациентов с различным метаболизмом приводят к абсолютно различным показателям время/концентрация. Совершенно неэффективная доза для UМ приводит к серьезным побочным эффектам и реакциям для РМ. Напротив, дозы, адаптированные к генотипу пациента, приводят к сравнимым концентрациям в крови.

С помощью нашей панели ФармаГен мы определяем какой именно препарат (международное непатентованное название) и в какой дозировке для данного пациента, в зависимости от его метаболизма, из данной терапевтической группы будет эффективен. В настоящее время проведение фармакогенетических испытаний при подборе дозировок препаратов строго регламентируется FDA.

– Теперь самое время рассказать о Лабораториях Реюни…

– Она находится на улице Иль в городе Юнглинстер в 30 км от Люксембурга, столицы одноименного великого герцогства. Именно там проводятся все анализы, в том числе и присылаемые из России. Лабораторные исследования отвечают международным стандартам качества (ISO 15189), компания имеет государственную награду Люксембурга «за качество». Крупнейший в Европе лабораторный комплекс существует с 1996 г. после слияния лабораторий Каттер и Лайнерс-Хастерт. В Лабораториях Реюни производят генетические анализы для государств Евросоюза, Канады, стран Ближнего Востока, а теперь и России. Лаборатории Реюни выполняют широкийспектр лабораторных анализов в области превентивной медицины и хронических функциональных заболеваний, это национальный лидер в области молекулярной диагностики и персональной медицины. Так же специалисты Реюни работают по исследовательским направлениям в области прикладной и клинической биологии и микробиологии в сотрудничестве с университетами Франкфурта-на-Майне и Глазго. Часть научной работы ведется в области генетических исследований совместно с Гамбургским университетом.

Научно-исследовательский отдел насчитывает 15 ученых – специалистов высочайшего уровня, в том числе экспертов в области персонализированной медицины, основанной на изучении генома человека и его образа жизни. Компанию возглавляют профессор Бернард Вебер – клиницист и известный ученый, и клинический фармаколог Удо Маркграф. Это удачный научный «дуэт», очень творческий.

– Судя по всему, и в России вы намерены расширяться?

– Современная генетика и основанная на ней персонализированная медицина переживают бурный расцвет во всем мире. Многие говорят о грядущей революции в области медицины долголетия, профилактической медицины, фармакотерапии заболеваний. Это новая отрасль здравоохранения, требующая большого количества научных исследований, клинических испытаний, практического опыта. От этого содружества ученых и практиков, думаю, выиграют все, а первой «ласточкой» будет сателлитный симпозиум «Персональные программы профилактики и лечения, основанные на изучении генома и образа жизни человека» в рамках конгресса «Здравоохранение-2011», который состоится 7 декабря в 12 часов в зале «Форум» Экспоцентра на Краснопресненской набережной. Мы приглашаем, прежде всего, врачей-клиницистов, которые, возможно, уже в ближайшее время станут нашими партнерами. Профессор Вебер и его коллеги постараются кратко, но информативно рассказать, как работает геномная технология, как ее можно применить в ежедневной практике врача, как грамотно вести своего пациента и уберечь его от опасных заболеваний, а не давать пространных общих рекомендаций. Программа симпозиума будет интересна широкому кругу специалистов – терапевтам, врачам восстановительной медицины, онкологам, гинекологам, неврологам, психиатрам, урологам, гастроэнтерологам, дерматовенерологам, врачам эстетической медицины, диетологам. Всем участникам будут выданы материалы, откуда они могут почерпнуть знания об интереснейшем и очень перспективном направлении.

Беседу вел Альберт ХИСАМОВ, корр. «МГ».
Москва.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru