23 декабря 2024
Идея интегрирования современной западной медицины и древней медицины Востока получила развитие и в России. Ученые Сибирского отделения РАМН намерены «расшифровать» диагнозы и научно интерпретировать методы лечения, применяемые китайскими врачами на протяжении 4 тысяч лет.
Подписанием сразу трех договоров о научно-практическом сотрудничестве завершилась поездка делегации Сибирского отделения Российской академии медицинских наук в Китай. Совместные научно-исследовательские проекты по нескольким направлениям будут осуществляться между СО РАМН и Тяньцзиньским университетом традиционной китайской медицины, Китайской академией традиционной китайской медицины и Департаментом традиционной китайской медицины Минздрава КНР.
Сибирские ученые были приглашены в Поднебесную для участия в работе пленума Всемирной федерации китайских медицинских советов, V Тяньцзиньского международного симпозиума по традиционной китайской медицине и IX Международного симпозиума по акупунктуре. Казалось бы, какое отношение имеет к этим событиям Российская академия медицинских наук? Как пояснил возглавлявший сибирскую делегацию председатель президиума СО РАМН академик РАМН Валерий Труфакин, сегодня в мире уделяется большое внимание методам постановки диагноза и лечения, практикуемым в традиционной китайской медицине, поэтому установление научного и информационного сотрудничества в области синтеза европейской и традиционной китайской медицины (ТКМ) уже не выглядит странным или неактуальным.
- Научная интерпретация древних китайских методов диагностики и лечения, организация обучения наших врачей принципам ТКМ, совместная разработка лекарственных препаратов на основе достижений в европейской и традиционной восточной медицине - эти направления работы не кажутся нам несовместимыми с предназначением российской медицинской науки. Напротив, обозначенные пути интеграции двух медицинских систем - современной научной и традиционной народной - это возможность взаимного обогащения знаниями, что несомненно пойдет на пользу и науке, и здравоохранению, и пациентам, - считает академик Труфакин.
Разница эпох, общность взглядов
Еще полвека назад две эти системы знаний о человеческом организме, о здоровье и патологии шли каждая своим путем, не имея никаких точексоприкосновения,пока китайские врачи, работающие в области традиционной медицины, не предложили своим коллегам, исповедующим принципы современной, наукоемкой европейской медицины, попробовать объединить усилия, знания и опыт. Идея интегративной медицины мгновенно нашла поддержку во всем мире. Сегодня под ее знаменами стоят десятки тысяч врачей во многих странах мира. Правда, пока в этом движении взаимного познания участвуют только негосударственные медицинские центры стран Европы и Америки. Научно-исследовательские институты Сибирского отделения РАМН стали первыми государственными учреждениями не только России, но и мира, кто официально вошел в программу международного научно-технического сотрудничества по китайской традиционной медицине и фармации.
Вообще-то, эти отношения начали складываться еще несколько лет назад, когда при поддержке корпорации «Ли Вест» впервые в России было организовано обучение российских врачей методам ТКМ на базе НИИ клинической иммунологии СО РАМН в Новосибирске и Тяньцзиньского университета, а также создан научно-исследовательский отдел традиционной китайской медицины в НИИКИ. Основное направление научной деятельности отдела - сравнительный анализ методов ТКМ и западной медицины в диагностике различных клинико-иммунологических вариантов аллергических и аутоиммунных заболеваний, оценка безопасности и эффективности включения методов лечения ТКМ в комплексную терапию этих заболеваний, изучение их влияния на иммунную систему.
Достигнуты убедительные результаты, подтверждающие возможность и необходимость изучения принципов ТКМ современной наукой. Рассказывает директор НИИ клинической иммунологии СО РАМН академик РАМН Владимир Козлов:
- Первое, с чего мы начали, - попытались провести аналогии в диагностике и классификации приобретенных иммунодефицитов с позиций европейской и традиционной китайской медицины. Несмотря на громадную разницу во времени их возникновения, оказалось, что эти представления во многом схожи.
Во-первых, иммунологи и древние китайские врачи определяют состояние приобретенной слабости защитных сил организма как неспецифический синдром. Причем синдром разнородный, характеризующийся различными клиническими проявлениями и лабораторными признаками, нацеливающими и европейского врача, и специалиста традиционной китайской медицины на индивидуальный подход к лечению.
Во-вторых, причины, которые приводят к развитию вторичных иммунодефицитов (в ТКМ - болезням пустоты), разнообразны, могут действовать самостоятельно и в сочетании. Поэтому современные методы лечения и методы лечения специалистов ТКМ направлены в первую очередь на устранение или минимизацию действия причин.
В-третьих, по мнению и европейских, и китайских врачей, независимо от причины формирования вторичных иммунодефицитов, у всех пациентов наблюдается снижение противоинфекционной защиты с развитием хронического рецидивирующего воспалительного процесса (в терминологии ТКМ - изнуряющие, истощающие болезни). Эти удивительно схожие представления иммунологов и древних китайских врачей по ключевым вопросам проблемы вторичных иммунодефицитов обязывают специалистов европейской медицины и ТКМ искать совместные пути повышения эффективности профилактики и лечения «изнуряющих болезней» человека.
Качество жизни – главный критерий
Все сказанное может вызвать естественный вопрос: пытаясь научно объяснить суть традиционной китайской синдромальной диагностики, сформировавшейся как учение четыре тысячелетия тому назад, не тормозим ли мы развитие медицинской науки? И как увязать полученные знания с принципами доказательной медицины, которые сегодня лежат в основе работы современной западной медицины, в том числе российской? Руководитель лаборатории НИИ клинической иммунологии СО РАМН, доктор медицинских наук, профессор Валерий Ширинский на этот счет высказал свою точку зрения:
- Как убежденный сторонник доказательной медицины могу подтвердить: никаких противоречий между нею и традиционной восточной медициной нет, в частности в вопросах иммунологии. Выявление параллелей между современными представлениями иммунологов о тех или иных заболеваниях и представлениями древних китайских врачей и возможно, и необходимо.
Предметом исследований могут стать заболевания желудочно-кишечного тракта, эндокринная патология, болезни нервной системы, одним словом, все области медицинских знаний. Мы для начала в качестве объекта исследования взяли два оппозитных по иммуно-патогенезу заболевания - бронхиальную астму и ревматоидный артрит (РА). В современной клинической практике дифференцированный подход к лечению больных внутри этих групп не предусматривается. Более или менее агрессивная лекарственная терапия при РА назначается исключительно с учетом разницы тяжести и полиорганности поражения. А в рамках традиционной медицины китайские врачи находят в однородной группе пациентов четыре разновидности патогенетического диагноза, и каждая из них лечится по-особому.
В эксперименте, который мы проводили в нашей клинике совместно с китайскими коллегами, участвовала группа больных активным ревматоидным артритом. Все они в течение длительного времени получают болезнь модифицирующие базисные средства в стабильной дозировке, при этом у каждого из них мы находим более 6 припухших и более 6 болезненных суставов. Эффект от болезнь модифицирующих препаратов в комбинации с нестероидными противовоспалительными средствами уже достигнут, но он не вызвал состояния ремиссии, еще сохраняется активность процесса. И что делают два курса рефлексотерапии, подчеркиваю, не стандартные, а индивидуальные, на основе постановки диагнозов методами ТКМ? Количество припухших и болезненных суставов уменьшается, болевые ощущения и степень утренней скованности снижаются. У 77% пациентов явная положительная динамика - феноменальный, на мой взгляд, результат. Объективно болезнь осталась, но, по признанию самих пациентов, нет боли, люди вернулись к труду, качество их жизни стало иным. При современном подходе эффективность лечения - максимум 60%. Результаты своего исследования мы докладывали на прошедшем в Тяньцзине международном симпозиуме по традиционной китайской медицине.
Важным аспектом проблемы объединения возможностей является определение места методов диагностики и лечения ТКМ среди существующих вмешательств европейской медицины. Любой вариант решения этого сложного вопроса носит характер неопределенности до той поры, пока каждый из них не пройдет экспериментальной проверки. Одних умозрительных заключений недостаточно.
Не вместо, а вместе
Академик Владимир Козлов делает акцент на том, что сегодня КНР вышла на пятое место в мире по продолжительности жизни. При этом никто не говорит, что традиционными методами китайской медицины, с помощью фитопрепаратов можно излечить любую болезнь. Никто не отвергает современных достижений мировой медицинской науки и практики, не призывает к бойкоту фармацевтической промышленности. Из общения сибирских ученых с чиновниками Минздрава КНР стало очевидно: китайцы адекватно оценивают свои возможности и честно признают, что хирургия и лечение неотложных состояний - слабое место их здравоохранения, и они охотно учатся этому у европейцев. Но в терапии, профилактике и реабилитации склонны придерживаться своих, традиционных методов. Особо заслуживают внимания успехи, которых достигли китайские врачи в лечении рассеянного склероза и реабилитации больных после инсульта методами ТКМ.
Новосибирские ученые одними из первых начали заниматься научной трактовкой синдромального подхода к диагностике, который применяется в традиционной китайской медицине. Со своей стороны, Академия традиционной медицины КНР, подписываясь под договором о совместной научно-исследовательской работе с институтами СО РАМН, ставит свою цель - расшифровать механизмы действия иммуноактивных препаратов на иммунную систему. Вслед за НИИ клинической иммунологии к работе присоединятся и другие научно-исследовательские учреждения Сибирского отделения РАМН.
Параллельные прямые пересекаются
Для многих остается непонятным, возможен ли в принципе синтез традиционной восточной и современной европейской систем медицины, если в их основе лежат принципиально разные подходы к сути болезни? Традиционная медицина рассматривает человека как единое биологическое целое, как микрокосм, а современная - как набор систем и органов, где каждый больной орган лечится по отдельности, часто вне контекста общего состояния организма. Как же в таком случае можно примирить непримиримое?
Профессор Тяньцзиньского университета традиционной китайской медицины Ван Юйсин, побывавший в Новосибирске, на вопрос корреспондента «Медицинской газеты» ответил так:
- На пути объедения двух медицинских традиций Китай добился значительных успехов. Очень многие проблемы медицинского характера, представлявшие трудности для западного медицинского сообщества, в рамках интегративного подхода получили удовлетворительное решение.
Так, современная медицина, достигнув колоссальных результатов в диагностике и лечении многих заболеваний, оказалась не способна проникнуть в суть и справиться с целым рядом медицинских проблем. В первую очередь это так называемые болезни неправильного образа жизни, недуги старческого возраста, а также некоторые тяжелые хронические и неизлечимые заболевания. Лечебные методы и лекарственные препараты традиционной медицины, в частности китайской, способны в целом восстановить нарушенную гармонию, баланс в микромире человека, стимулировать собственные резервные силы организма, и этого бывает достаточно, чтобы болезнь отступила.
Интегративная медицина подразумевает, что традиционная и современная системы врачевания будут использовать преимущества и компенсировать недостатки друг друга. Достоинством западной медицины мы считаем создание медицинской техники, позволяющей ставить диагноз с максимальной точностью. Врачи традиционной медицины дополняют диагноз западных коллег синдромальной диагностикой и оценивают, к какому классу, согласно классификации ТКМ, относится данное заболевание как недуг всего организма. Интеграция - это соединение этих двух позиций, точной диагностики и целостного подхода к организму, стремление лечить не болезнь, а больного.
Елена БУШ,
соб. корр. «МГ».
Новосибирск.
НА СНИМКЕ: во время подписания договоров между российской и китайской сторонами.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru