23 декабря 2024
Александр Петрович Губарев родился в 1855 г. в Москве. Отец его, унтер-офицер драгунского полка, ушел в отставку капитаном. Мать, в девичестве княжна Волконская, находилась в дальнем родстве с Л.Н.Толстым. В семье было четверо детей, два сына и две дочери...
В детстве Александр перенес почти все детские болезни. Когда он болел менингитом в довольно тяжелой форме, в его лечении принимал участие профессор Ф.И.Иноземцев, друживший с семьей управляющего металлургическим заводом - эту должность отец Александра занял, выйдя в отставку.
Вероятно, следствием перенесенных болезней явилась потрясающая память, умение на слух изучать языки. Однако годы гимназического обучения прошли в безуспешных попытках совладать с успеваемостью, он был признан лентяем и неугомонным шалуном, из многих учебных заведений его исключали. А это были элитные - 1-я Московская гимназия, частная гимназия Поливанова, реальное училище Воскресенского... В то же время педагогов и репетиторов поражала его постоянная тяга к книгам, чтению.
Достигнув 20-летнего возраста, скорее всего под влиянием своих друзей, среди которых были студенты-медики, он решил стать врачом, посвятив себя службе народу, что было навеяно теми политическими настроениями, которые охватили студенчество в 70-е годы XIX века. В 1876 г. Александр Губарев стал студентом медицинского факультета Московского университета.
Годы учебы в университете обнаружили в нем старательность, упорство, тягу к новизне знаний. Его приметил знаменитый профессор А.И.Бабухин, заведовавший кафедрой гистологии, поручавший ему самостоятельное изготовление микроскопических препаратов. Учителями Александра были ученые, чьи имена золотом вписаны в историю нетолько русской, но и мировой медицины, - терапевт Г.А.Захарьин, акушер А.М.Макеев, педиатр Н.А.Тольский, хирурги В.А.Басов и Н.В.Склифосовский, учеником которого всегда считал себя профессор Губарев, что он подтвердил в последнем издании своего труда «Оперативная гинекология» в 1928 г.
В годы учебы студент Губарев познакомился с доцентом В.Ф.Снегиревым, их знакомство переросло в сотрудничество и крепкую дружбу двух корифеев акушерства и гинекологии.
Александр Петрович окончил университет в 1882 г., получив «степень лекаря и звание уездного врача», это давало право на занимание руководящих врачебных должностей, но тяга к научной работе привела его на кафедру топографической анатомии и оперативной хирургии... А жизнь в Московском университете сотрясали политические толчки революционного кипения в студенческой и преподавательской среде. Так называемый деляновский университетский устав привел в волнение прогрессивную общественность России. Профессора А.М.Бабухин, А.А.Остроумов, Н.В.Склифосовский, С.С.Корсаков, В.Ф.Снегирев, Ф.Ф.Эрисман стали стеной на пути проникновения реакционных идей в просвещение.
Конечно, против циркуляра Делянова, закрывавшего путь в университет «детям кухарок, кучеров, лакеев, поваров, прачек», не допущенных до обучения в гимназиях, выступали, поддерживая своих любимых наставников, молодые преподаватели, студенты всех факультетов, но наиболее активно - медицинского. Репрессиям подвергся близкий друг и долголетний сотрудник Губарева М.М.Чемоданов, иллюстрировавший его труды по клинической гинекологической анатомии.
...Предстояло сдать докторантские экзамены по 28 предметам и закончить их письменным ответом на латинском языке за полугодие. Губарев справился с нелегким препятствием на пути к должности сверхштатного ассистента по кафедре оперативной хирургии, а уже через год - приват-доцента, на этой кафедре. Его диссертация «Хирургическая анатомия брюшной полости и операция при внутреннем ущемлении кишок» была удостоена блестящих отзывов авторитетнейших профессоров - Д.Н.Зернова, А.А.Боброва, В.Ф.Снегирева...
Вскоре Губарев выступает с докладами в Берлине и Брюсселе на французском языке. Пребывание в заграничной командировке дало возможность посетить и детально ознакомиться с работой хирургических и гинекологических клиник Берлина, Лейпцига, Парижа... По возвращении в Россию Александру Петровичу предложили заведование кафедрой анатомии в Томском университете, но профессор Снегирев, учитывая нужду Юрьевского (Дерптского) университета в заведующем кафедрой акушерства и женских болезней, предложил его кандидатуру. Снегирев писал ректору Юрьевского университета профессору А.С.Будиловичу: «Этого, предлагаемого мною кандидата я знаю в продолжении 14 лет... познакомился впервые в лаборатории покойного профессора А.И.Бабухина... и препараты его до сих пор для демонстраций при кафедре гистологии... д-р Губарев в продолжение 6 лет вел преподавание оперативной гинекологии как приват-доцент Императорского московского университета... делал под моим руководством и самостоятельно множество гинекологических операций... владеет тремя языками: английским, французским и немецким... вполне приготовлен как теоретически, так и практически для занятия столь основной кафедры во вверенном Вам университете».
Актовая лекция на тему: «О современном значении гинекологии и о методах ее преподавания» состоялась в присутствии многочисленной студенческой и преподавательской аудитории в переполненном актовом зале старейшего европейского университета, тепло встретившего молодого нового профессора из Москвы. Работал Губарев в Юрьеве как клиницист и как преподаватель с той же напряженностью. В 1897 г. вышло первое издание его фундаментального руководства для студентов и врачей «Акушерское исследование (наружное и внутреннее)». Оно выдержало четыре издания, сразу становясь библиографической редкостью. Быстро прошли четыре года в Юрьевском университете, уже в апреле 1897 г. по ходатайству Снегирева Губарев переводится на работу в Московский университет сверхштатным экстраординарным профессором на кафедру акушерства и женских болезней...
...На XII Международном съезде врачей, которым руководил организационный комитет под председательством Склифосовского, а секцию акушерства и гинекологии возглавили профессора Макеев и Снегирев, Губарев как член организационного комитета предоставил знаменитому французскому хирургу Дуайену оперировать по своей методике в операционной гинекологической клиники. Александр Петрович продемонстрировал делегатам съезда свою методику той же экстирпации матки, которую выполнил Дуайен. На операции Губарева присутствовали едва ли не все светила европейской хирургии и гинекологии. На этом съезде он выступил с аргументированным докладом о радикальном лечении рака матки хирургическим путем. Доклад иллюстрировали убедительные схемы топографии лимфатических узлов и сосудов. Оппоненты согласились с доводами ученого об удалении клетчаточных скоплений и лимфатических узлов. Среди выступивших были такие признанные авторитеты, как Кюстнер, Отт, Рейн, Дюрсен. Это был триумф российской гинекологической школы.
...Вскоре Снегирев передал руководство гинекологической клиникой Губареву. Отличительной чертой клиники под его руководством стало внедрение всех видов пластических операций на влагалище и промежности, при этом исповедовался метод органосохраняющих операций - «сохранять то, что не помешает хорошему самочувствию и здоровью больной».
Наступили грозные годы, которые были отмечены Русско-японской войной, кровавым воскресеньем, баррикадными боями и последовавшей за этим реакцией. Против нее протестуют крупнейшие профессора медицинского факультета - К.А.Тимирязев, Ф.А.Рейн, В.П.Сербский, В.Д.Шервинский, но в группе прогрессивных медиков, которые не присоединились к протестующим, были такие известные всей России ученые, как Д.Н.Зернов, П.И.Карузин, А.В.Мартынов, М.Н.Никифоров, В.Ф.Снегирев, А.И.Губарев... Студенческая масса не бойкотировала лекции и занятия на кафедрах этих профессоров - велико было уважение к их научному и гражданскому авторитету.
Авторитет профессора Губарева был укреплен историей с мнимой беременностью сербской королевы Драги. ...В начале 1902 г. профессор Снегирев был откомандирован в Белград, где должна была рожать королева Драга. Ожидаемые роды должны были разрешить накаленную политическую обстановку. Виднейшие акушеры Европы, наблюдавшие Драгу, наметили дату родов, но прошли все сроки, а роды не начинались. Разрешить эту акушерско-политическую задачу должен был российский акушер профессор Снегирев, который пригласил в качестве ассистента Губарева. Российские ученые с честью выполнили возложенную на них миссию. Этот пример стал хрестоматийным для всех учебников и руководств в описании мнимой беременности.
Дублинский университет присваивает профессору Губареву за его труд «Оперативная гинекология» звание почетного доктора и приглашает его получить диплом в дни торжеств в связи с 200-летием старейшего университета Великобритании. Его приветствуют как «создавшего свою замечательную школу и представляющего свой славный университет». Признание акушерско-гинекологической школы России набатом прозвучало на юбилее Дублинского университета!
Александр Петрович чутко откликался на нужды России - с началом Первой мировой войны ряд его сотрудников ушли в армию в качестве хирургов, а на базе клиники был развернут 50-коечный госпиталь. Здесь в полной мере проявился его личныйхирургический опыт. Его методика лечения гнойных осложнений после оперативного лечения огнестрельных и осколочных ранений, использование резиновых дренажей-выпускников - все это нашло отражение в программной статье Губарева «Чему научила нас эта война». Напряженная работа военных лет отразилась на здоровье профессора - у него обострилась язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, а кроме этого он перенес ишемический инсульт, который оставил парез левой руки и ограничил подвижность левой ноги... Такого рода недуг вполне мог вышибить из колеи, ведь более 40 лет отдано было хирургии и медицине, но недюжинный характер профессора ярко проявился в болезни.
Он продолжал творчески работать, выступая в печати, редактируя свои научные работы, обобщая наработанные материалы кафедры акушерства и гинекологии. Нельзя сказать, что Октябрьская революция была радостно встречена Губаревым, но своему служебному долгу он остался верен, ежедневно работая в клинике, уже осенью 1918 г. он хотел начать чтение лекций. Но повторный инсульт не дал свершить задуманное - полный паралич левой руки, однако сохранилась речь и совершенно не пострадала интеллектуальная сфера. В 1919 г. профессор Губарев возобновил чтение лекций на медицинском факультете университета, а вскоре был утвержден на кафедре, которую он занимал в университете. Скромный человек, легендарный профессор, переживший так много тяжелых дней, писал: «...уезжать куда-либо, где можно было обставить жизнь всеми удобствами... где можно было бы применять знания и опытность по моей специальности... казалось несвоевременным по условиям тяжелого момента, переживаемого родиной, несовместимым с элементарной этикой, с доверием к своему народу, к вере в его будущее».
Профессор Губарев был противником упрощенного отношения к проблеме абортов, указывая, что кажущаяся простота операции прерывания беременности утопает в сложности лечения бесплодия, зачастую являющегося результатом даже безукоризненно исполненной операции аборта. Многолетний опыт акушера, хирурга, анатома Губарев передал поколениям врачей в своей монографии «Механизм родов и акушерский фантом» - одной из его последних работ. Он умер в 1931 г., его прах покоится на Новодевичьем кладбище.
Профессор Губарев воспитал плеяду советских акушеров-гинекологов, хирургов, оставивших следи на страницах медицинской периодики, и в тысячах сердец благодарных пациентов. Имена многих из них украшают историю медицинской науки. Первым хочется назвать Сергея Сергеевича Юдина, которого Александр Петрович называл с гордостью своим учеником! Славны имена профессоров А.В.Викулова, М.С.Александрова, Г.Г.Гамбарова, сына В.Ф.Снегирева Ю.В.Снегирева, Д.Н.Атабекова и многих других.
Российская акушерско-гинекологическая школа и сегодня славится своими передовыми медицинскими технологиями. Корнями она уходит в традиции человеколюбия таких ученых, как профессор Губарев.
Гарри ЗУБРИС, врач.
Херсон, Украина.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru