14 ноября 2024
Всемирно известный немецкий хирург XIX столетия – золотого века германской хирургии – Бернхард фон Ланген-бек (Bernhard Rudolf Konrad von Langenbeck) до настоящего времени остается звездой первой величины среди светил германской хирургии, занимая там такое же место, как у нас – Н.И.Пирогов.
Бернхард Лангенбек — великий хирург-клиницист и необычайно талантливый педагог, сформировавший дух нескольких поколений немецких хирургов, он стал лицом эпохи. Нельзя отрицать и ту исключительно большую роль, которую сыграла деятельность Лангенбека в развитии российской хирургической науки.
«Оператор без конкурентов»
До середины XIX столетия немецкая хирургия по уровню своего развития значительно уступала как французской, так и английской, «стояла на плечах французов» (по выражению Т.Бильрота). Славным именам Вельпо (Velpeau Alfred Armand Louis Marie), Дюпюитрена (Dupuytren Guillaume, 1778-1835), Купера (Cooper Astley Paston, 1768-1841) немецкая хирургия не могла противопоставить равных. Н.И.Пирогов, посещавший германские университеты того времени, сообщает немало фактов, рисующих феноменальную невежественность тогдашних корифеев хирургии в основных медицинских науках, из которых видно, что сам великий Диффенбах (1792-1847) был только гениальным ремесленником.
Бернхард фон Лангенбек стал родоначальником немецкой научной хирургии. Именно с него начинается бурный научный прогресс этой отрасли медицины в Германии. Он пришел в хирургию, уже будучи приват-доцентом физиологии и привнес в эту специальность вкус к изучению теоретических медицинских дисциплин. Того же он требовал от своих учеников.
Не случайно Эрнст Бергман (1836-1907) отметил: «Первая и самая главная отличительная черта современной немецкой хирургии — это ее связь с физиологией и микроскопической анатомией. В этой основе лежит гарантия ее дальнейшего научного прогресса, в этих биологических науках хирургия находит средства для исследования, наблюдения и созидания.
Кто знаком хотя бы поверхностно с историей новейшей хирургии, тот признает, что в разработке всех отделов ее участвовали немецкие представители науки, и между ними первое место опять-таки занимали ученики Лангенбека».
Это о Бернхарде Лангенбеке Теодор Бильрот (1829-1894) сказал: «Коротко определить всё значение Лангенбека для хирургии невозможно, это значило бы написать в нескольких словах историю хирургии за последние 40 лет».
И в своем преклонении перед хирургическим гением Лангенбека Бильрот был не одинок. Лангенбека после смерти наделяли эпитетами: «элегантнейший хирург всех времен» (К.Л.Шлейх), «отец всей пластической хирургии», «виртуоз резекций», «хирургический Геркулес» и т.д. Ну а при жизни коллеги называли его «оператором без конкурентов», тем самым признавая его техническое превосходство.
«Под другими небесами»
Бернхард Лангенбек родился «под другими небесами» в 1810 г. в местечке Падингбюттель близ Ганновера. Детство и юность Бернхарда были на редкость счастливыми. У него были нежно любящие родители. Он рос в благодатной атмосфере царившего в семье религиозного благочестия среди чарующих своей красотой сельских пейзажей.
До 17-летнего возраста Бернхард воспитывался дома, готовясь, по желанию отца, к богословской карьере. Обстоятельства изменились, и юношу Лангенбека отдали на обучение в Гильдесгеймскую гимназию, откуда он только на 20-м году жизни поступил на медицинский факультет Гёттинген-ского университета. По окончании 4-летнего курса медицинских наук Лангенбек с отличием («cum eximia laude») сдал экзамен на звание врача. 17 апреля 1834 г. защитил диссертацию о строении сетчатки, озаглавленную «De retinae structura penitiore» и получил степень доктора медицины. Уже в самых первых работах проявились его самобытный талант и яркая индивидуальность, обещавшие большое научное будущее.
С начальных шагов научной деятельности выявилась приверженность Лангенбека микроскопической анатомии. Надо сказать, что в то время гистология еще только начинала входить «в круг необходимых наук». Через два года он представил вторую работу по той же теме «Observationes anatomico-patholоgicae deretina», за которую медицинский факультет университета присудил автору «Блюменбаховскую стипендию», обеспечившую возможность молодому врачу Лангенбеку предпринять двухгодичную научную поездку в университеты Бельгии, Франции и Англии. Длительные прилежные занятия гистологией обогатили Лангенбека во многих отношениях. Прежде всего, благодаря им он приобрел бесценные навыки предельно аккуратного, внимательного и зоркого наблюдателя.
По свидетельству биографов, наибольшее влияние на молодого Лангенбека в то время имел английский хирург А.Купер (Astley Cooper) – классический пример врача так называемой старой школы, и для Лангенбека он явился живым воплощением романтически идеализированного образа хирурга. Именно под впечатлением увиденного в клинике А.Купера Лангенбек решил стать хирургом. Вспоминая о первой их встрече, он говорил, что в тот день он ушел из клиники потрясенным. Ему казалось, что он «побывал в ином мире, под другими небесами».
В мае 1838 г. Бернхард Лангенбек получил звание приват-доцента по кафедре физиологии и патологической анатомии Гёттингенского университета; его пробная лекция носила название «Об элементарных формах, проявляющихся в органической ткани при различных болезненных продуктах». Молодой доцент Лангенбек вел и практический курс патологоанатомических вскрытий. 12 июня 1841 г. медицинский факультет избрал его экстраординарным профессором по кафедре патологической анатомии.
Дядя Лангенбека (сводный брат его отца) — Конрад Лангенбек был профессором хирургии, анатомии и офтальмологии в том же Гёттингенском университете. Впоследствии Бернхард Лангенбек поступил в ассистенты клиники своего дяди и стал читать лекции по оперативной хирургии с выполнением операций на трупе. Лекции имели большой успех среди студентов и врачей.
Уже с самых первых шагов своей работы в должности клинического преподавателя Лангенбек стремился к созданию новых, технически совершенных и анатомически обоснованных оперативных вмешательств. Чтобы осуществлять подобное, помимо высочайшего оперативного мастерства, требовалась и изрядная доля вдохновенного энтузиазма.
Новые виды операций в скором времени принесли молодому Лангенбеку широкую популярность. Постепенно его имя становится одним из наиболее известных в хирургическом мире. В 1841 г. он получил кафедру хирургии в Киле, где в течение 6 лет читал лекции по общей и частной хирургии, а также неоднократно участвовал в качестве военно-полевого хирурга в сражениях Шлезвиг-Гольштейнских войн.
11 ноября 1847 г. знаменитый берлинский оператор Диффенбах умер во время осмотра больного перед операцией прямо в аудитории на глазах слушателей, а уже 19 ноября медицинский факультет Берлинского университета представил Министерству образования кандидатуру Бернхарда Лангенбека, в то время кильского профессора, как первого кандидата, «достойного стать наследником кафедры блестящего хирурга Диффенбаха». Когда же утверждение Лангенбека в указанной должности стало министерством затягиваться, студенты медицинского факультета обратились к прусскому королю Фридриху Вильгельму IV с прошением о предоставлении им возможности иметь своим учителем Лангенбека. Просьба не была оставлена без внимания, и осенью 1848 г. Бернхард фон Лангенбек едва ли не с поля сражения Шлезвиг-Гольштейнской кампании явился в Берлин. Под овации и выражение «небывалого энтузиазма многочисленной аудитории он открыл свой курс клинических лекций по хирургии».
И очень скоро в Берлин, в аудиторию Лангенбека стали стекаться отовсюду — с севера и юга Германии, из других государств — молодые врачи, избравшие своей специализацией хирургию.
Родоначальник хирургической школы
Диапазон оперативной деятельности Лангенбека был весьма широк. Он много оперировал на костях и суставах: при осложненных переломах, врожденных и приобретенных дефектах. Успешно производил пластические операции на лице, такие как рино- и хилопластика, осуществлял резекции верхней и нижней челюсти при злокачественных новообразованиях, резекцию языка, экстирпацию глотки и гортани. В такой операции, как уранопластика, Лангенбек, в отличие от своих предшественников, правильно учел особенности строения слизистой оболочки костного нёба, в частности отсутствие на значительном протяжении подслизистого слоя, особенности кровоснабжения. Методы уранопластики совершенствовали многие видные хирурги — это и Т.Бильрот, Э.Лексер, М.С.Субботин, А.Э.Рауэр, и другие. Но в основе большинства предложенных методов лежит перемещение слизисто-надкост-ничных лоскутов, предложенное Лангенбеком.
Из хирургической школы Бернхар-да Лангенбека вышел знаменитый Теодор Бильрот, его ближайший из учеников Иоганн Микулич (Johann Mikulicz von Radecky, 1850-1905) воспитал Фердинанда Зауэрбруха (Fеrdinand Sauerbruch, 1875-1951), и вот именно Ф.Зауэрбруху вместе с И.Микуличем и В.Аншютцем (Willy Anschuetz, 1870-1954), направившими свои усилия в одно русло, в самом начале ХХ столетия, после длинной серии трагических неудач удалось наконец с благополучным исходом удалить опухоль средостения. По сути, это знаменовало собой начало эры торакальной хирургии.
На сегодняшний день известно более 20 оперативных методов, связанных с именем Лангенбека. Некоторые из них с успехом применяются и поныне. Это прежде всего резекции суставов верхних и нижних конечностей и экстирпация гортани.
Имя Бернхарда Лангенбека не только олицетворяло собой высочайший уровень профессионального мастерства в хирургии, но и служило ярким символом истинного гуманизма в самом глубоком и полном понимании смысла этого слова.
Главным образом благодаря усилиям именно Лангенбека, в Германии был создан Комитет Общества Красного Креста, одним из наиболее деятельных членов которого он оставался до самой смерти.
Отношение Лангенбека к раненным солдатам противника породило среди врачей прусской армии такой афоризм: «Раненный неприятель перестает быть неприятелем, а делается товарищем, который нуждается в нашей помощи».
Во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Лангенбек находился в центре кровопролитных сражений. На той войне он потерял своего геройски сражавшегося сына — лейтенанта гвардии Юлиуса Лангенбека. И тем не менее Бернхард Лангенбек сумел организовать в условиях боевой обстановки Научное общество военных врачей, на заседаниях которого докладывались и обсуждались наблюдения из практики военно-полевых хирургов. Ланген-бек, мужественный солдат, будучи и «врачом в погонах», оставался душой неизменно верен академической стезе.
Тогда-то, возможно, у него и зародилась идея создания Германского хирургического общества, блестяще реализованная впоследствии.
В апреле 1872 г. Лангенбек совместно с Густавом Симоном и Рихардом Фолькманом основал Немецкое общество хирургов (Die deutsche Gesellschaft fьr Chirurgie). Быть избранным председателем на ежегодном съезде Общества германских хирургов — значило удостоиться наибольшей чести, выпадающей на долю немецкого хирурга. Роль председателя Общества германских хирургов он исполнял с 1872 по 1885 г. В 1886 г. общество избрало его своим «пожизненным почетным председателем». Творчески плодотворная деятельность немецких хирургических конгрессов продолжалась вплоть до Второй мировой войны.
Лангенбек явился родоначальником самой большой в Европе школы знаменитых хирургов. Она имела исключительно высокую международную репутацию. Там можно было увидеть наиболее совершенные в техническом отношении оперативные приемы, самые смелые научные разработки и вообще массу абсолютно новых и очень интересных вещей. Там концентрировались, или, как метко сказал кто-то из современников, «кристаллизовались» все последние достижения науки. Клиника Лангенбека того времени была своего рода «выставкой достижений» мировой научной хирургии. Ее ежегодно посещали медицинские светила мировой величины, представители старейших хирургических гильдий всех континентов. Все хирурги, вышедшие из школы Лангенбека, являлись высочайшими профессионалами. Их имена остались в хирургической науке связанными со многими оригинальными идеями и эффективными методами хирургического лечения.
У Лангенбека в Германии учились такие известные русские хирурги, как Е.И.Богдановский, Н.В.Склифосовский, В.Д.Владимиров и др.
Незадолго до выхода в отставку Лангенбек был удостоен чина генерал-майора и действительного тайного советника — высших званий для немецкого военного врача.
В возрасте 72 лет почтенный патриарх немецкой хирургии Бернхард фон Лангенбек, воспитавший золотую плеяду учеников, вынужден был сложить с себя нелегкие обязанности клинициста. Его место на кафедре хирургии Берлинского университета занял Эрнст Бергман.
Остаток дней Лангенбек решил провести на своей вилле Tusculum в Висбадене. В последних числах июля 1882 г. он простился с аудиторией и, тепло провожаемый, удалился в Висбаден. В 1883 г. местная община сестер милосердия выстроила для знаменитого врача на свои средства частную клинику на 20 коек. Это был красивый и гуманный жест в сторону великого хирурга, которого настигла старость.
Все койки клиники постоянно были заняты больными, «жаждавшими получить помощь из рук маэстро немецкой хирургии». Как свидетельствует доктор Крамер, Лангенбек за время своего пребывания в Висбадене произвел около 500 крупных операций.
Уходил он из жизни тяжело. Одного за другим хоронил родственников и знакомых, сам при этом сильно страдая от значительного числа развившихся серьезных возрастных заболеваний. Тем не менее продолжал ежедневно посещать клинику при общине сестер милосердия, но походка его была неуверенной, а взор печальным, порою даже мрачным. 4 марта 1887 г. Лангенбек оперировал в последний раз. 29 сентября 1887 г. , сидя в кресле с сигарой, он «внезапно скончался от удара».
В прощальном слове над гробом своего учителя Теодор Бильрот произнес такие слова: «Скончался старец Лангенбек. Его благородный образ выступает в истории современной хирургии как образец хирурга и клинического преподавателя, незабвенного для всякого, имевшего счастье его знать».
Игорь ТЕЛИЧКИН, кандидат медицинских наук.
Великобритания.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru