Вы здесь

Жизнь нам делает заказ

Как стало известно из высказываний руководства Министерства здравоохранения и социального развития РФ в центральных средствах массовой информации, предполагается разработать стратегию развития здравоохранения на период 2009-2019 гг. Это решение благоприятно воспринято многими учеными, медиками-практиками, организаторами здравоохранения. Поэтому хотелось бы высказать несколько соображений по столь животрепещущему вопросу, следуя принципу «рассуждения вслух».

По моему мнению, опыт реализации основных направлений Национального проекта «Здоровье» показал, что его результативность была бы намного выше, если бы он выполнялся в рамках целостной системно увязанной стратегии развития отрасли.

В то же время необходимо заметить - достаточно ли сегодня ставить вопрос о стратегии развития только отрасли? Дело в том, что учеными доказано, а реалии жизни подтверждают зависимость общественного здоровья от влияния многих факторов: социально-экономического, эндогенного (наследственного), экологического, образа жизни, функционирования других ведомств и служб системы жизнеобеспечения и т.п.

Роль главного штаба - министерства страны на сегодняшний день и курируемых им агентств и фондов по организации охраны здоровья существенно расширена. Тем не менее штаб и подведомственные ему учреждения не охватывают своим влиянием многие аспекты охраны здоровья, реализуемые другими ведомствами и службами. Значит, речь идет о более широком понятии, чем система здравоохранения. К тому же в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) сформулировано понятие системы охраны здоровья (СОЗ). Исходя из этого, было бы логично разработать концепцию развития СОЗ. Однако в настоящее время СОЗ (общепринятое название «медико-социальный блок») как важнейшее направление социальной политики существует реально в виде совокупности учреждений и организаций нескольких ведомств, слабо взаимосвязанных между собой. Учитывая, что организационно-функциональная структура СОЗ до настоящего времени полностью не сформирована (поскольку не решены теоретические, организационно-технологические и другие аспекты), целесообразнее ставить вопрос о разработке межведомственной концепции стратегии укрепления здоровья (далее - концепция здоровья) населения России. Этот важнейший документ должен интегрировать многообразные организационные структуры разных ведомств на достижение главной цели - сохранение и укрепление здоровья гражданина как объекта социальной политики.

Концепция здоровья должна разрабатываться по социальному заказу. Поэтому вначале необходимо определить, кто является заказчиком такого нормативного акта, какие требования и основные положения им сформулированы, для чего нужен документ, что мы хотим получить и т.п. Словом, речь идет о подготовке технического задания. А теоретической базой должна стать методология системного подхода.

Особо следует отметить, что разработка концепции может осуществляться по нескольким вариантам. Первый вариант - традиционный, когда на уровне Правительства РФ принимается данное решение, определяется головная организация (вероятно, это будут Минздравсоцразвития России и РАМН), создаются рабочие группы из наиболее авторитетных ученых и специалистов по направлениям, которым определяется срок исполнения, форма выхода и т.п.

Второй вариант более затратный, но, по нашему мнению, наиболее результативный. Поскольку концепция здоровья становится межотраслевой, то ее разработка могла быть поручена специально созданному временному творческому коллективу из представителей (ученых и специалистов-практиков) всех субъектов и участников, задействованных по данной проблеме. Одной из объективных предпосылок целесообразности выбора такого пути является то, что в научных учреждениях министерства, РАМН накоплен опыт разрешения проблем, имеющих комплексный межведомственный характер. Значит, надо поручить временному творческому коллективу подготовить вариант концепции и представить ее на суд общественности. Время для проведения такого мероприятия, на наш взгляд, весьма удачное - начинается предвыборная кампания президента страны.
 
Главное при разработке концепции - провести тщательный анализ состояния общественного здоровья, выявить причины, по которым общество несет наибольшие потери по медико-биологическим аспектам, определить приоритеты, увязать цели с проблемами, обосновать основные концептуальные положения, наметить пути их реализации.

После всенародного обсуждения и утверждения концепции со стороны заказчика разрабатывается комплексная государственная программа по ее реализации.

Также определяется головная организация - разработчик программы, который на основе системного подхода координирует работу специалистов по проблемным направлениям. К разработке программы могут подключаться ученые и специалисты разных научных и проектных организаций путем формирования заказа-задания по конкретной проблеме. Опыт разработки комплексных программ имеется не только в научных и проектных организациях, находящихся в столичных городах, но и на периферии.

Ядром программы становятся целевые установки и критерии с количественными измерителями, связанные с общественным здоровьем; комплексы программных мероприятий, обеспечивающих их достижение; круг ответственных исполнителей (из разных ведомств и служб); сроки исполнения; необходимые финансовые ресурсы; форма выхода и ожидаемые результаты и т.д. Финансирование программы может осуществляться как за счет бюджета всех уровней, так и за счет средств работодателей, общественных фондов и т.п.

Для достижения поставленных целей и реализации гармоничного сочетания и развития всех видов деятельности, направленных на охрану здоровья различных контингентов населения, недостаточно только провести организационно-функциональную перестройку, увеличить финансирование отрасли -необходимо еще организовать адекватное информационное обеспечение как по иерархии, так и по видам деятельности всех субъектов и участников, задействованных в СОЗ, включая и население. При этом, конечно, предстоит разработать и внедрить систему управления реализацией программы. Только такой подход позволит надеяться на позитивные сдвиги в медико-демографической ситуации и в состоянии здоровья населения.

Геннадий ЧЕЧЕНИН,
доктор медицинских наук,
профессор, заслуженный работник
здравоохранения РФ.
Новокузнецк.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru