Вы здесь

Дорасти до доктора наук

Недавнее международное исследование показало, что результаты профессиональной деятельности медицинских сестер, их взаимоотношения с врачами и самостоятельность сестринского персонала существенно влияют на исходы лечения больных. Применение в больницах прогрессивной политики занятости и обеспечения сестер организационной поддержкой позволяет получать превосходные результаты, наибольшее удовлетворение пациентов и самих медиков.

Новые вызовы

Как указывают эксперты, некоторые страны в Европе стоят перед определенными вызовами. СНГ унаследовал медицинские кадры, которые по своему составу не соответствовали требованиям, стоящим перед современными системами здравоохранения. Было обучено большое число врачей, но многие получили ограниченную и зачастую узкоспециализированную подготовку и имели малый опыт работы с данными доказательной медицины и многими достижениями в области предоставления современного медицинского обслуживания. Унаследованные этими странами категории сестринского персонала имели низкий уровень квалификации и были недостаточно подготовлены для роли, принятой ее эквивалентом в Западной Европе.

При подготовке медицинских кадров в развитых странах Европы упор делается на принятие государственных мер поддержки на протяжении всей трудовой деятельности медицинского работника с самого ее начала, то есть еще на стадии обучения, обеспечение его карьерного роста, способствование постоянному росту квалификации, поддержку на таком этапе, как завершение трудовой деятельности и выход на пенсию.

Большое значение придается применению адекватных стимулов к качественному и эффективному труду, справедливому и надежному за него вознаграждению. Не менее важное значение имеют системы обеспечения условий труда.

Системы подготовки кадров медицинских сестер в развитых странах Европы имеют свои особенности, которые заслуживают внимания.

Великобритания

В Соединенном Королевстве система обучения и профессиональной подготовки медицинских сестер основана на очном обучении в медицинских колледжах и дает возможность получения ими среднего специального и высшего образования. Медицинские сестры разделяются на три широкие категории: дипломированные медицинские сестры (третья категория), медицинские сестры-эксперты и старшие медицинские сестры в стационарах (вторая категория) и медицинские сестры-консультанты (высшая категория). Существует также и четвертая категория, куда входит младший медицинский и вспомогательный персонал.

В оказании первичной медико-санитарной помощи участвуют различные медицинские специалисты: участковые медицинские сестры, районные медицинские сестры, акушерки и патронажные сестры. Это в какой-то степени напоминает советскую систему.

Участковые медицинские сестры обычно являются дипломированными медицинскими сестрами общего профиля, которых врачи общей практики (ВОП) нанимают для работы на участках. Они выполняют целый ряд задач, включая оказание помощи хронически больным, пропаганду здорового образа жизни, иммунизацию и контроль за состоянием здоровья пожилых людей.

Районные медицинские сестры -это дипломированные медицинские сестры общего профиля, которые оказывают квалифицированную медицинскую помощь пациентам на дому.

Акушерки - профессионально подготовленные медицинские сестры общего профиля, которые уделяют особое внимание охране здоровья женщин во время беременности и родов. Они и несут ответственность за мать и ребенка в течение 28 дней после родов.

Патронажные сестры окончили курсы повышения квалификации. Их основная задача состоит в посещении семей с младенцами и маленькими детьми на дому.

В последние годы в Великобритании всё больше внимания уделяется групповым методам работы, созданию групп первичной медико-санитарной помощи, в состав которых входят врачи общей практики и соответствующий средний медицинский персонал. Суть групповых или бригадных методов в следующем. В Великобритании первичная помощь предоставляется врачами общей практики (ВОП), работающими групповым методом (в среднем 3-6 ВОП на одну практику, а также медицинскими сестрами, которых врачи общей практики нанимают для работы на участках, и вспомогательный персонал).

На 1 участок в среднем приходится 3 ВОП. В Великобритании в 2002 г. каждый ВОП обслуживал в среднем 1800 человек местного населения. В среднем один ВОП дает 10 тыс. консультаций в год - около 6 консультаций в расчете на одного пациента. Чтобы регистрироваться у ВОП, пациент должен быть жителем участка обслуживания практики. Свыше 99% населения зарегистрировано у ВОП, доступ к которым открыт круглые сутки и которые оказывают целый ряд профилактических, диагностических и лечебных первичных медико-санитарных услуг (лица, не зарегистрированные у ВОП, - это обычно бездомные или временно проживающие лица). Примерно 90% контактов пациентов с Национальной службой здравоохранения (НСЗ) осуществляется через ВОП. Пациенты могут сами выбирать такого врача, хотя их выбор ограничивается определенной территорией.

ВОП дают пациентам и направления к специалистам в больницу. Такая посредническая функция является важным элементом НСЗ. В отличие от многих других стран британские пациенты не имеют прямого доступа к специалистам, за исключением особых обстоятельств, например посещение больничных травмпунктов и отделений неотложной помощи.

Со времени создания НСЗ в 1948 г. ВОП являются независимыми, самостоятельно занятыми специалистами, которые оказывают НСЗ услуги по контрактам. Такой независимый статус подрядчика обеспечивает ВОП существенную самостоятельность. Условия контрактов с НСЗ устанавливаются в ходе переговоров на национальном уровне между представителями врачей и правительством. Центральный комитет по медицинской практике несет ответственность за наблюдение и контроль за распределением участков ВОП в стране.

В Великобритании серьезную проблему представляет нехватка медицинских сестер. Впрочем, это самая распространенная проблема, о которой сообщают государства - члены Европейского региона. Дефицит медсестер зарегистрирован в Нидерландах, Норвегии, Швейцарии, Франции и других государствах. Почти все страны страдают от неравномерного распределения кадровых ресурсов, которое характеризуется концентрацией кадров в городах и их недостатком в сельских районах.

Для решения этой проблемы в Великобритании была введена новая шкала окладов для медицинских сестер при существенном увеличении начальных ставок. Специально проводилась широкая пропагандистская кампания, направленная на то, чтобы убедить уволившихся с работы медсестер вернуться к своей профессии. В 1999 г. была введена новая стратегия подготовки медицинских сестер, акушерок и патронажных сестер, направленная на увеличение притока кадров в здравоохранение путем расширения их перспектив в плане карьеры.

Австрия

В Австрии курс обучения для общих, детских и психиатрических медицинских сестер длится 3 года. Существуют также и однолетние специальные курсы по предметам общего ухода и сестринской помощи, детского ухода и психиатрического ухода. В июне 1997 г. парламентом был принят новый закон о здравоохранении и медицинском уходе, который признал медицинский уход отдельным видом медицинской деятельности, в которой медсестры имеют персональную или совместную ответственность, междисциплинарные области работы и многочисленные специальные задачи. Для работы в области ухода даже квалифицированные медсестры должны обязательно окончить специальный курс обучения.

В ходе подготовки медицинские сестры в Австрии могут получать и различные степени. Так, в 2004 г. 3-летний курс на получение степени бакалавра по специальности «медицинская сестра» впервые предлагался Университетом Граца. В Венском университете можно было поступить на 4-летний курс получения степени по предметам общего ухода. В Тироле частный Университет научных методов здравоохранения, Университет медицинской информатики и технологии предлагают курсы на получение степени бакалавра в области делового управления в системе здравоохранения, биомедицинской информационной технологии и науки по медицинскому уходу, а также курсы на степень мастера медицинских наук, информационного управления в медицине, туризме и медицине досуга. Кроме того, доступен курс докторантуры по предметам медицинских наук, биомедицинской информационной технологии и предметам медицинского ухода.

В здравоохранении Австрии существует и категория помощников медицинских сестер. Обучение их длится 1 год или дольше - в случае обучения на рабочем месте.

В Австрии работники скорой и неотложной медицинской помощи составляют категорию так называемых средних медицинских работников, которые призваны выполнять задачи, регулируемые Законом о скорой помощи и средних медицинских работниках от 2002 г. Подготовка среднего медицинского работника обычно состоит из курса продолжительностью в 135 часов. Персонал машины скорой медицинской помощи проходит 260-часовую подготовку, а медработники службы неотложной помощи готовятся дополнительные 480 часов. Работа среднего медицинского персонала включает 9 специальностей, из которых на специальность хирургического помощника приходится наибольшая доля персонала (46%).

Норвегия

В Норвегии стандартное минимальное требование для получения сестринского образования заключается в том, что абитуриент должен иметь диплом об окончании общего третичного образования. Недавняя реформа системы образования позволила людям старше 25 лет, без общего третичного образования, но со стажем работы в секторе здравоохранения, поступать на курсы медицинских сестер. Базовое медицинское образование медсестры включает 3 года обучения. Половина этого времени - 60 недель - посвящена практической работе, из которых от 32 до 42 недель будут проведены в медицинских учреждениях.

Многие медицинские учреждения Норвегии имеют программы для дистанционного обучения. Они дают возможность получения сестринского образования в случае, если люди не могут посещать классы, например из-за семейных обстоятельств. Развитие коммуникационных технологий сделало это возможным. Лица, занимающиеся на этих курсах, часто имеют опыт работы в секторе здравоохранения, и их работодатели спонсируют такие курсы. Муниципалитеты, расположенные вдали от больших образовательных центров, могут обеспечить программы подготовки сестринского персонала. Предмет обучения на получение категории медицинских сестер установлен на национальном уровне как академическая дисциплина, дающая возможности получения степени мастера и даже степени доктора наук. В Норвегии ведется и подготовка вспомогательных медсестер, на что правительство, согласно плану укомплектования медицинских учреждений медицинскими кадрами, выделяет целевые ресурсы.

Нидерланды

В Нидерландах существует два пути подготовки медицинских сестер, позволяющие им получить как среднее профессиональное, так и высшее профессиональное образование. Программа среднего сестринского образования требует предварительно 4 лет обучения в средней школе второй ступени, программа высшего - 5 лет. Все зарегистрированные медицинские сестры, независимо от того, по какой программе они обучались, могут получить углубленную специализированную подготовку. После введения закона об отдельных медицинских профессиях специализированное обучение медицинских сестер законом не регламентируется. Но большинство таких специализированных программ признаны как объединениями самих сестер, так и объединениями их нанимателей. Специализированная сестринская подготовка направлена на получение дополнительных знаний и квалификации, которых один лишь клинический опыт не дает. Все признанные виды специализации медицинских сестер нацелены на определенные категории больных (к примеру, интенсивная терапия взрослых, детей, новорожденных, кардиологических больных).

*   *   *

Сейчас в развитых странах используется комплексный подход к решению динамичных проблем кадровых ресурсов, который охватывает всю их трудовую деятельность. Он состоит в акцентировании внимания на стратегиях, увязанных с этапом, когда люди вливаются в состав кадровых ресурсов, периодом их жизни, когда они являются их неотъемлемой частью, и моментом времени, когда они завершают свою трудовую деятельность.

Схема подготовки, поддержания и сохранения кадровых ресурсов открывает перед каждым работником соответствующую перспективу, а также дает соответствующий системный подход к стратегии. С точки зрения политики и управления акцент в этой схеме сделан на «моделирование» роли как рынка труда, так и государственных мер социальной поддержки.

Александр ЛАЗАРЕНКО, кандидат медицинских наук.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru